Главная страница


Урок для каждого обучающегося должен опираться на его активность и увлеченность, что будет являться отправной точкой для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса [7]



Скачать 65.95 Kb.
НазваниеУрок для каждого обучающегося должен опираться на его активность и увлеченность, что будет являться отправной точкой для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса [7]
Дата04.03.2016
Размер65.95 Kb.
ТипУрок

Третьякова Анна Владимировна,

учитель математики

казенного образовательного учреждения

Омской области

«Исилькульская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Развитие познавательного интереса у учащихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках математики посредством использования игр с анимационной компьютерной поддержкой
Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательным интересом мы понимаем положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом [9].

Изучением познавательных интересов у учащихся с легкой степенью умственной отсталости занимались такие отечественные ученые, как Л.В. Занков, А.И. Липкина, Е.М. Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер и многие другие авторы [2; 9]. Познавательный интерес у учащихся с легкой степенью умственной отсталости недостаточно сформирован, что существенно затрудняет процесс усвоения знаний, умений и навыков по таким важным предметам как русский язык, математика и другие.

Возникновение интереса к изучаемому предмету у значительного числа учащихся с легкой степенью умственной отсталости, зависит в большей степени от того, насколько правильно методически будет построена учебная работа. Урок для каждого обучающегося должен опираться на его активность и увлеченность, что будет являться отправной точкой для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса [7].

Немаловажная роль в обучении умственно отсталого ребенка, утверждают А.Н. Граборов, Г.Я. Трошин в развитии познавательного интереса отводится игровому методу [3]. Игровой метод - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Включение в урок различных видов и типов игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала [6; 8]. Игра – это внутренне мотивированная, самоценная для человека деятельность. Л.С. Выготский, рассматривая роль игры, отмечал ее важное значение в психическом развитии ребенка [1]. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игровое общение очень важно для ребёнка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребёнка, раскрывает его как самостоятельную личность [9].

Отечетственные олигофренопедагоги (И.М. Бгажнокова, Л.В. Занков, Б.П. Пузанов, Н.М. Трофимова и др.) отмечают важность использования в коррекционных учреждениях именно игровых методик для более интенсивного развития ребёнка, нежели просто обучающие методы [2]. Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, Б.И. Пинский, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. считали, что преподавание для умственно отсталых детей должно быть построено ярче и эмоциональнее, чем для нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание таких детей надо постоянно будить, и занятия, носящие характер игры, могут с успехом служить этой цели [2; 9; 7].

Одним из решений этих трудностей в современных условиях становится применение информационно коммуникационных технологий. Применение компьютерной техники и анимационных возможностей как отмечают М.П. Шестаков, М.П. Концевой, С.В. Гурьев, Л.С. Исакова, др. позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность словесных инструкций. Игры с компьютерной анимационной поддержкой позволяют применять красочный наглядный материал вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий, организации самоконтроля и самопроверки [4]. По их мнению игры с компьютерной поддержкой вовлекают детей в интересную для них познавательную деятельность. Развивающий эффект такой дидактической игры зависит от её дизайна, доступности, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения[5]. Компьютерная поддержка в виде дидактических игр может являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

Большим потенциалом развития познавательного интереса школьника с лёгкой степенью умственной отсталости обладает игровой метод, в частности, игры - путешествия с анимационной компьютерной поддержкой, которые способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Общеизвестно, что ученики школы VIII вида с большим трудом запоминают правила и алгоритмы решений, а в игре с анимационной компьютерной поддержкой учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете. Такие задания заинтересовывают всех учащихся без исключения. Во время игры учащиеся активно решают примеры. Игры - путешествия носят познавательный характер, так как во время игры школьники получают дополнительные знания. Такие игры настраивают учеников на работу. Например, математическая сказка. Сказки могут содержать не только рассказ, путешествие, но и вопрос. Из сказки - вопроса о треугольниках учащиеся не только узнают, кто является «царем» треугольников, а еще и повторяют все виды треугольников и их отличительные и сходные признаки.

Приведу пример фрагмента урока в 7 классе по теме «Построение треугольников» с использованием математической сказки.

- Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречала река, которая сказала: «переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу.

- Какие виды треугольников остались на берегу?

- Остальные благополучно переплыли и отправились дальше.

- На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны.

- Какие треугольники отправились в дальнейший путь? - Преодолевшие второе препятствие, продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. - Кто стал королем? Какой треугольник называется равносторонний?

Также учащиеся очень любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Для создания игровых ситуаций использую исторические сведения, жизненные факты. На таких уроках осуществляется межпредметная связь. В качестве примера приведу обобщающий урок в 7 классе по теме «Действия с десятичными дробями», где учащиеся совершают путешествия по городам – героям (Москва, Брест, Ленинград). Урок посвящен событиям Великой Отечественной войны. На этом уроке у учащихся воспитываются патриотические чувства, любовь к Родине, также во время путешествия дети не только совершенствуют знания, умения и навыки по изученной теме, но и узнают много нового из истории своей страны. Например, сколько весила «осьмушка» хлеба во времена блокады Ленинграда или решают примеры и задачи, связанные с событиями Великой Отечественной войны.

При проведении урока математики в 5 классе по теме «Действия сложения и вычитания в пределах 1000» учащиеся отправляются в увлекательное космическое путешествие. Урок посвящен дню космонавтики. Совершая путешествия и преодолевая препятствия в виде математических заданий, учащиеся узнают, кто и когда совершил первый полет в космос, когда был запущен первый искусственный спутник земли и т.д.

Данные уроки, а также многие другие проводятся с анимационной компьютерной поддержкой, которая включает в себя передвижение персонажей и предметов, видео фрагменты, звуковые эффекты и др. При таком ведении уроков учащиеся, которые недолюбливают математику и ждут конца урока, увлеченно работают.

Таким образом, при проведении уроков в игровых формах занятий, с использованием игр с анимационной компьютерной поддержкой создаются возможности организации продуктивной деятельности учащихся и повышения их познавательной активности.
Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии [Текст]: учеб. пособие /Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 541с.

  2. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие /Л.В. Занков. - М.: Владос, 2002. – 176с.

  3. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе [Текст] / Под ред. Ж.М. Глозман.- М.: Творческий центр «Сфера», 2009.- 96с.

  4. Кремер О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида [Текст] / О.Б. Кремер // Вопросы интернет образования - 2008.- № 20. - С. 54 – 58.

  5. Могилева В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся [Текст] / В.Н. Могилева. - М.: Академия, 2008. – 22с.

  6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей /М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2004.- 127с.

  7. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006.- 408с.

  8. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: Российское педагогическое агентство, 2008. – 156 с.

  9. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов. – М.: Владос, 2011. – 439с.

  10. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2007.- 360с.