Главная страница

«Решение уравнений вида а х = б»



Скачать 159.11 Kb.
Название«Решение уравнений вида а х = б»
Дата14.02.2016
Размер159.11 Kb.
ТипРешение

Технологическая карта урока математики в рамках ФГОС

УМК «Перспектива»

Учитель: Хохлова И.А.

Предметная область Математика. Л.Г. Петерсон

Класс__1_

Тема: «Решение уравнений вида а - х = б»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)


Дидактическая цель

формирование образовательных и коммуникативных компетенций учащихся 1 класса в предметной области математика по теме «Решение уравнений».

Планируемые результаты

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения, выполненный творческий продукт;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации.);

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД)

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных группах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога в режиме интерактивного обучения; (коммуникативные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

сформировать умение решать уравнения вида а - х = б на основе правила нахождения части;

актуализировать состав чисел 1-9, умение решать уравнение с неизвестным слагаемым, умение решать и составлять задачи «на целое с несколькими частями».


Основные понятия

Уравнение, нахождение части и целого

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Математика Л.Г.Петерсон

1) изображение 2 шагов учебной деятельности;

2) карточка с девизом урока:


Вперед к победе!


3) схемы для задания 2 (этап 2):

?

4

3

4

3

?

4) эталон «Отрезок и его части» из урока 1, часть 2, М-1:

в

а

б

а + б = в

б + а = в

в – а = б

в – б = а

6) эталон решения уравнений с неизвестным слагаемым (из урока 12, часть, М-1, Д-2(а));

а

х

б

а - х = б

х = а - б

7) эталон решения уравнений с неизвестным вычитаемым:

8) образец для проверки задания в парах 3 на стр.24 (этап 6):

9 – х = 8

х = 9 – 8

х = 1

6 – х = 2

х = 6 – 2

х = 4

7) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

7 – х = 3

х = 7 – 3

х = 4

а

х

б

а - х = б

х = а - б

Раздаточный материал:

+ х =

1) карточка с уравнениями для задания 3 (этап 2):

к

с

з

ж

х

-

=

з

ж

к

с

с

ж

ж

3) карточка с заданием на пробное действие:

4) карточки Р-4 для групповой работы:

х

х

=

=

к

с

з

ж

х

-

=

з

ж

к

с

с

ж

ж

Эталон:

5) карточки на сложение и вычитание в пределах 10 для интерактивной игры «Карусель»

6) карточка с заданием для самостоятельной работы Р-(этап 7):


7 – х = 3


7) план решения простой задачи (из урока 10, часть 3, М-1 Д-4);

8) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах сменного состава.


п/п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: решение уравнений.


Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Чему вы учились на прошлых уроках? (Мы изучали уравнения.)

  • Сегодня вы продолжите работать с уравнениями и узнаете о них новое.

Учитель открывает тему урока.

  • Какие шаги вы должны выполнить при открытии? (Понять, что мы еще не знаем, и самим постараться построить новый способ.)

Учитель открывает на доске шаги учебной деятельности (Д-1).

  • Прочитайте девиз урока.

Учитель открывает на доске девиз урока Д-2:


Вперед к победе!




  • Как этот девиз связан с работой на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют девиз урока


– самоопределение (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).)



2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать умение решать простые задачи на правило нахождения «части», понятие «уравнение», решение уравнений с неизвестным слагаемым;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация умения решать простые задачи, правило нахождения «части и целого».

Учитель открывает на доске схемы

4

3

?

?

4

3


  • Рассмотрите схемы. Чем они похожи? (Схемы похожи тем, что это задачи на «части и целое», на них изображены одинаковые числа.)

  • Чем отличаются схемы? (Одинаковые числа в схемах являются разными компонентами.)

  • Составьте задачу к первой схеме.

  • Решите задачу.

  • Каким арифметическим действием вы искали неизвестный компонент? Почему? (Действием сложения по правилу: чтобы узнать целое, надо «части» сложить.)

  • Чему равно целое?

  • Кто допустил ошибки? Исправьте их.

  • Составьте и решите задачу ко второй схеме.

Проверки проводиться аналогично.

  • Чему же равна неизвестная часть? (1)

  • Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.)

Учитель на доске фиксирует эталон «Отрезок и его части»

2) Актуализация состава чисел 1-9.

  • А сейчас, я вам предлагаю потренировать в умении считать.

Учитель проводит интерактивную игру «Карусель».

3) Актуализация умений решать уравнения с неизвестным слагаемым.

+ х = =

Учитель раздает детям карточки с заданием 3 (Р-2).

  • Какое задание я предлагаю вам выполнить? (Решить уравнение.)

  • Что такое «уравнение»? Какой компонент неизвестен в данном уравнении? Что вам поможет решить это уравнение? (Эталон.)

Учитель фиксирует на доске эталон решения уравнения с неизвестным слагаемым.

  • Решите это уравнение.

Один учащийся работает у доски с комментированием.

  • Что вы повторили? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, что называют уравнением, потренировались решать уравнения с неизвестным слагаемым.)

4) Пробное действие.

  • Достаньте карточку для пробного действия.

Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия.

- Что такое пробное задание?

  • Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)

  • Что нового в этом уравнении? (Мы решали уравнения на действие сложения, а это уравнение на вычитание.)

  • Решите это уравнение.

Учащиеся выполняют пробное действие на карточках.

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимаю руки.

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы не смогли решить это уравнение.)

  • У кого есть ответы.

Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов. Учитель выделяет правильный ответ.

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы не смогли решить уравнение правильно.)

  • Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его? (Мы обосновать не можем.)




Моделировать с помощью схем, анализировать, планировать решение и решать составные задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна.

Несколько учащихся озвучивают свои условия к схеме.

Учащиеся самостоятельно решают задачу. Проверка проводится фронтально.

Умение договариваться, распределять роли.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым, записывать построенные способы в буквенном виде и с помощью алгоритмов.

Решать уравнения данного вида, обосновывать и комментировать их решение на основе взаимосвязи между частью и целым, пошагово проверять правильность решения, используя алгоритм.


– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3.

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

  • Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)

  • Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Это уравнение на действие вычитание, где неизвестно вычитаемое (часть).)

  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Кто-то подбирал ответ, а кто-то использовал эталон для решения уравнений с неизвестным слагаемым.)

  • В чем же затруднение? (Способ подбора занимаем много времени, способ для решения уравнений с неизвестным слагаемым не подходит для обоснования.)

  • Почему же будут возникать подобные затруднения? (Нет подходящего способа.)




Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона)


– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование разных позиций (К);


4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.



Организация учебного процесса на этапе 4:

    • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ решения уравнений с неизвестным вычитаемым.)

    • Уточним тему урока. (Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.)

    • Что вы можете использовать для открытия нового способа решения уравнений с неизвестным вычитаемым. (Правило нахождения «целого и части».)

    • Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)

    • Вспомните, какой план вы составили для нахождения неизвестного слагаемого и сформулируйте, по какому плану вы будете действовать. (Определим компоненты действия, подберем правило, решим уравнение, проанализируем наши действия, сформулируем способ решения уравнений с неизвестным вычитаемым.)




Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым, записывать построенные способы в буквенном виде и с помощью алгоритмов.


– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

– планирование (П);

– прогнозирование (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

– разрешение конфликтов (К).




5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 5:

    • Сегодня вы будете работать в группах.

    • Посмотрим, какие результаты у вас получились.

На доске выставляются результаты работы групп.

      • Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть.)

      • Чему равна неизвестная часть?

      • Какой способ у вас получился?

Проводится анализ предлагаемых группами эталонов. В итоге учитель подводит к общему:

а

х

б

а - х = б

х = а - б



  • Как проверить, полученные результаты?

Проводиться сравнение эталона. Учитель обращает внимание детей на определение понятия «уравнение», на предлагаемый эталон решения уравнения вида а – х = б.


Ответственные от каждой группы получают листы (Р-4), на которых будет выполняться план. При применении правила, учащиеся могут воспользоваться волшебными нитями.


– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– поиск необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– разрешение конфликтов (К).




6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.


Организация учебного процесса на этапе 6:

      • Что теперь надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений на новый способ.)

2 (б), стр. 22.

      • Откройте в учебнике 2 (б) на стр. 22.

Учитель заранее выносит уравнение из этого задания на доску.

3, стр. 22.

Первое уравнение решается у доски с комментированием.

        • Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)

        • Решите второе и третье уравнения в парах.

Проверка проводиться по образцу Д-8.

  • Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки.

  • Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.)

  • Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)




Один учащийся работает у доски с комментированием.

Уравнение с числами решает другой ученик с комментированием у доски.

Работа в парах

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);





7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать уравнения на сложение с неизвестным вычитаемым.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает детям карточку с заданием для самостоятельной работы Р-6.

  • Решите предложенное уравнение.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

  • Что теперь вы должны сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-9. Проводиться вербальная поэтапная проверка. У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.)

  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)

Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.


– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).




8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать повторение составных задач на нахождение целого.


Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.)

  • При выполнении, каких заданий, вы так же формируем эти умения? (При решении задач.)

4, стр. 25.

  • Откройте в учебнике 4 на стр. 25. Прочитайте задачу.

  • Что вам может помочь решить задачу? (План решения задачи.)




Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым, записывать построенные способы в буквенном виде и с помощью алгоритмов.


– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– моделирование, преобразование модели (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).




9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным вычитаемым;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.



Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Что надо сделать в конце урока? (Подвести итог.)

  • Какова была цель вашей деятельности? (Построить способ решения уравнений с неизвестным вычитаемым («частью»).)

  • Достигли ли цели? Докажите.

  • Вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел победить. Докажите.

  • Кому не удалось, почему?

  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?

  • Какие же трудности у вас еще встречаются?

  • Где можно над ними поработать?

Оценивают результат своего участия в работе с помощью лестницы успеха

– рефлексия способов и условий действия (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);


Прогнозируемый результат урока