|
Самостоятельная работа как одна из технологий развития ууд на уроках математики в рамках реализации фгос Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС
https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/10/04/samostoyatelnaya-rabota-kak-odna-iz-tehnologiy-razvitiya-uud-na
Учитель математики МБОУ «Стрелецкая СОШ»
Сентяева Вера Алексеевна
Одним из важнейших аспектов современного школьного образование является организация самостоятельной деятельности школьников. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и способность к самостоятельной умственной деятельности, умение и потребность самостоятельно учиться. Важно не только вооружать учащихся современными знаниями и умениями, но и формировать у них навыки самостоятельной работы, потребность в непрерывном самообразовании. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от учащегося требуется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. В связи с этим перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы школьников в ходе выполнения которой не только закрепляются умение и навыки, но и развивается их творческое мышление и способной к решению теоретических и практических задач .Опираясь на требования образовательного стандарта можно выделить следующие виды самостоятельных работ: закрепление пройденного материала, систематизация и обобщение знаний, получение новых знаний, формирование умений и навыков, развитие творческой деятельности учащихся.
Одним из средств активизации умственной деятельности учащихся на уроках математики является выполнение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время. Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению сознательного и прочного овладения знаниями.
Самостоятельная работа включает два этапа: подготовительный и исполнительный. На первом этапе ученики знакомятся с заданием, осмысливают его, выделяют, что нужно сделать, какие потребуются для этого задания и действия, составляют план выполнения задания. Второй этап заключается в том, что ученики, поняв задание и составив план действий, выполняют и проверяют его.
В процессе самостоятельной работы детей очень важно наблюдать за её выполнением, держа под особым контролем тех учеников. Которые испытывают затруднения. Большое значение имеют и навыки самопроверки и самопроверки. Каждая самостоятельная работа должна быть тщательно проверена учителем, или самими учащимся по предложенному образцу.
Опираясь на требования образовательного стандарта можно выделить следующие виды самостоятельных работ: закрепление пройденного материала, систематизация и обобщение знаний, получение новых знаний, формирование умений и навыков, развитие творческой деятельности учащихся.
Закрепление пройденного материала – необходимое условие эффективности учебного процесса. На уроках математики данный вид работ требует постоянного наличия и включает примеры заданий из каждого раздела пройденной темы.
Систематизация и обобщение знаний школьниками в ходе самостоятельной работы является важным и необходимым условием для детального понимания учебного материала и формирования способностей к сравнению, анализу, синтезу, обобщению и конкретизацию. На уроках математике в качестве подобных задания мною применяются учебные задания в виде тестов и диагностических работ.
Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни» (Н.В. Матецкии, О.Г. Харазян Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся https://rusnauka.com/12.APSN_2007/Pedagogica/20654.doc.htm). Учебная программа по математике дает большие возможности к осуществлению данной схемы обучения направленной на поиск новых знаний. Например, при изучению тем по геометрии после объяснения основных моментов школьникам предлагается самостоятельно доказать теорему или предложить аксиому в ходе рассмотрения конкретной задачи.
Формирование умений и навыков в ходе самостоятельной работы на уроках математики подразумевает использование однотипных примеров и задач при изучении таких тем как функция и её определения, дробно-рациональные уравнения, разложение квадратного трехчлена на множители в 9 классе и другие требующие запоминания алгоритма действия.
Разноплановая самостоятельная работа на различных этапах уроках способствует развитию творческой деятельности учащихся, через активные формы обучения. В данном случае самостоятельная работа подразумевает исследовательскую и практическую деятельность обучающихся. Широкие возможности для такой деятельности представляют уроки геометрии. Например, мною предлагается школьникам найти заранее запланированную ошибку в учебном задании или предложить альтернативные варианты решения задач по геометрии. Например
В ходе анализа своих уроков и успеваемости школьником, мною были сделаны выводы, что наиболее продуктивными видами самостоятельных работ для большинства учащихся являются закрепление и обобщение знаний. Оптимальное количество времени на данный вид работы составляет в моих уроках от 17 до 22% времени. Однако, наиболее продуктивная самостоятельная работа на уроках математики осуществляется через индивидуальный подход к учащимся. Так, самостоятельная работа предполагающая развитие творческой деятельности и освоения нового материала в основном направлена на учащихся с высоким качество мыслительной деятельности, как с положительным, так и с отрицательным отношением к учебе; а закрепление пройденного материла и систематизация знаний повышают уровень усвоения знаний у учеников с низким и средним уровнем мыслительной деятельности.
Самостоятельные работы различаются по материалу, над которым работают учащиеся:
- работа с книгой
- работа с дидактическим материалом.
Умение работать с учебником - одно из важнейших умений учиться. Без овладения умением рационально работать с учебной книгой невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценное усвоение знаний, так как такие важные структурные компоненты процесса усвоения , как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с учебником. Неумение работать с книгой приводит к тому, что учебный труд становится мучением для ученика.
Работа с дидактическим материалом открывает большие возможности для формирования моторного чувства.
Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащихся:
-по заданному образцу. т.е.работа, которая основана на подражании. На уроках математики это могут быть упражнения в вычислениях, решении простейших уравнений
-по правилу или целой системе правил
-конструктивные, требующие творческого подхода
Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС |
|
|