Главная страница


Решение рациональных неравенств методом интервалов. Решение систем рациональных неравенств



Скачать 206.94 Kb.
НазваниеРешение рациональных неравенств методом интервалов. Решение систем рациональных неравенств
Дата05.04.2016
Размер206.94 Kb.
ТипРешение

Поурочное планирование алгебры в 9 «а» классе.
1. Рациональные неравенства и их системы (16 ч).
Решение рациональных неравенств методом интервалов. Решение систем рациональных неравенств.

Основная цель — научить школьников решать раци­ональные неравенства и их системы.

Дается представление о методе интервалов, применяющемся при решении рациональных неравенств. Однако для решения квадратных неравенств предпочтительнее использование эс­киза параболы, как это делалось в курсе алгебры VIII класса (тема 6). Решение дробно-рациональных неравенств; иррациональные неравенства- углубленное изучение.



Тема.

Часы

Календ.сроки

Контроль

Наглядность

1. Рациональные неравенства и их системы

16 ч

2 сент-

29 сент.







$1. Линейные и квадратные неравенства

3 ч

2,5,8.09

С.р. 10. стр.9,28.




$2. Рациональные неравенства.

3 ч

8,9,12.09

С.р. 12.стр.73




$3. Системы рациональных неравенств.

3 ч

15,15,16.09

С.р. 9. стр.88

№1

*$8 п.7 Решение дробно-рациональных неравенств.

1 ч

19.09







Решение на повторение

1 ч

22.09




№2

Контрольная работа №1 . Тема «Рациональные неравенства и их системы»

1 ч

22.09

К.р. 7. стр 8.




Работа над ошибками.

1 ч

23.09







*$8 п.7 Решение дробно-рациональных неравенств.

1 ч

26.09







*$10. Иррациональные неравенства.

2 ч

29, 29.09









2. Системы уравнений (18 ч).
Уравнение с двумя переменными, его решение и график. Системы рациональных уравнений, основные методы их ре­шения: графический, подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Понятие о равносильности сис­тем уравнений. Системы уравнений как математические мо­дели реальных ситуаций (текстовые задачи). Основные методы решения целых рациональных уравнений., дробно-рациональные уравнения, уравнения и системы уравнений с параметрами- углубленное изучение.

Основная цель — выработать умения решать не­сложные системы двух рациональных уравнений не выше вто­рой степени с двумя переменными и соответствующие тексто­вые задачи.

Сначала вводится понятие уравнения с двумя переменны­ми и его решения (первые представления об этих понятиях у учащихся имеются — в VII классе они изучали линейное урав­нение с двумя переменными). В качестве первого метода ре­шения систем уравнений используется графический метод, что является непосредственным олицетворением ведущей ли­нии курса — функционально-графической линии. Далее изу­чаются метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных. Обсуждение вопросов, связанных с равносильностью систем уравнений, рекоменду­ется проводить не в начале знакомства с методами решения систем уравнений, а в конце.



Тема.

Часы

Календ.сроки

Контроль

2. Системы уравнений

18 ч

30.09.-31 октября.




$4. Основные понятия.

2 ч

30.09, 3.10

С.р. 12. стр. 78

$5. Методы решения систем уравнений.

3 ч

6,6,7.10




$6. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

3 ч

10,13,13.10




Решение на повторение

1 ч

14.10




Уравнения и системы уравнений с параметрами

1 ч

17.10

С.р. 9. стр.92;


Решение задач на движение

1 ч

20.10




Решение задач на работу

1 ч

21.10




Системы уравнений с параметрами

1 ч

22.10




Уравнения и системы уравнений с параметрами

1 ч

22.10




Контрольная работа №2 . Тема «Системы уравнений»

1 ч

27.10

К.р. 7.Стр.12

Работа над ошибками. Основные методы решения целых уравнений.

1 ч

28.10




*$3 п.3,4 Решение целых уравнений

1 ч

29.10




*$5. Дробно-рациональные уравнения.

1 ч

31.10





3. Числовые функции (30 ч).

Определение функции, способы задания функции. Область определения, область значений функции. Свойства функций: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. Четные и нечет­ные функции, особенности их графиков. Наглядно-геометри­ческие представления о непрерывности и выпуклости функции. Графики простейших функций: линейные неравенства с двумя переменными, функция /х/, [x],{x},sgn x; чтение графиков функций; исследование некоторых рациональных функций и построение их графиков- углубленное изучение.

Основная цель — обобщив накопленный за два года изучения курса алгебры опыт, ввести понятия функции и основных ее свойств; применить новые знания к новому классу функций — классу степенных функций с целым показателем.

В отличие от традиционных школьных подходов, акцент сделан на заданную, а не на естественную область определения функции. Эта линия проводится с VII класса (особенно в кусоч­ных функциях). Вводится понятие области значений функции, причем на первый план выдвигается графический прием отыс­кания области значений — с помощью построенного графика функции. Разумеется, это не основной путь в математике, но на первых порах уместна опора на наглядность. Используется следующий порядок перечисления свойств функции при чтении ее графика: область определения; чет­ность; монотонность; ограниченность снизу, сверху; унаим, Унаиб» непрерывность; область значений; выпуклость. Для первых пяти свойств есть формальные определения, и в прин­ципе любое из этих пяти свойств можно обосновать. Говоря же о непрерывности, области значений и выпуклости, прихо­дится (по понятным причинам) нарушать традиционный для математики путь «от свойств функции к ее графику» и идти в обратном направлении «от графика функции к ее свойствам». Рассматриваются степенные функции с целым показате­лем. Материал сравнительно несложный, но он не входит в обязательную программу IX класса. Тем не менее полезно его рассмотреть именно в IX классе. Выйдя на формальный уро­вень в определении функции и ее свойств и наведя порядок в представлениях об изученных ранее функциях, нецелесооб­разно этим ограничиться. Новые знания должны использо­ваться не только в старых, но и в новых ситуациях.


Тема.

Часы

Календ.сроки

Контроль

Наглядность

3. Числовые функции

30 ч

10 нояб-16 января







$7. Определение числовой функции. Область определения, область значения функции.

3 ч

10,10,11.11




№3

$8. Способы задания функции.

2 ч

14,17.11

С.р. 9. стр.96




$9. Свойства функций.

2 ч

17,18.11

С.р. 9. стр.96

№4

$10. Чётные и нечётные функции.

2 ч

21,24.11




№4

Решение на повторение

1 ч

25.11







Контрольная работа №3 . Тема «Числовые функции»

1 ч

2.12

К.р. 7.Стр. 16




Работа над ошибками. $11. Функции у=хп (п- натуральное число), их свойства и графики

3 ч

5, 8, 8.12







$12. Функции у=х-п (п- натуральное число), их свойства и графики

3 ч

9, 12,15.12




№6

$13. Как построить график функции у=m f(x), если известен график функции у= f(x)

2 ч

15,16.12







Контрольная работа №4 . Тема «Графики функций и их свойства»

1 ч

17.12

К.р. 7.Стр.20




Решение на повторение. Работа над ошибками

1 ч

22.12







*$2.п.7. Графики простейших функций: линейные неравенства с двумя переменными.

1 ч

22.12







Экзаменационная работа за I полугодие

2 ч

23,23.12







Анализ экзаменационных работ. Чтение графиков функций

1 ч

26.12







$7. п.26. Исследование некоторых рациональных функций и построение их графиков.

1 ч

29.12







*$2. п. 8, 9,10,11. Функция /х/, [x],{x},sgn x.

4 ч

12,12,13,16.01























4. Прогрессии (18 ч).
Определение числовой последовательности и способы ее задания: аналитический, словесный, рекуррентный. Моно­тонные последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии: определения, формулы л-го члена, формулы суммы п членов, характеристические свойства.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием числовой последовательности и с прогрессиями как с частны­ми случаями числовых последовательностей.

Эту тему следует построить так, чтобы она была органично связана с предыдущими разделами курса, не была «тупико­вой». Поскольку в курсе приоритет отдается функциональной линии, то и последовательности подаются в том же ключе. Это функции, но несколько отличающиеся от того, к чему при­выкли школьники, — функции натурального аргумента.

Вводятся три способа задания последовательности (анали­тический, словесный и рекуррентный) и свойство монотон­ности применительно к последовательностям.

При изучении арифметической и геометрической прогрес­сий специальное внимание уделяется их характеристическим свойствам.



Тема.

Часы

Календ.сроки

Контроль

Наглядность

4. Прогрессии

18 ч

19 янв-24 февр







$14. Числовые последовательности.

3 ч

19,20,21.01







$15. Арифметическая прогрессия.

5 ч

23,26,26,2730.01

С.р. 9. стр.109

№7

$16. Геометрическая прогрессия.

5 ч

2, 2,3,6,8.02

С.р. 9. стр.113

№7

Решение на повторение

1 ч

8.02







Контрольная работа №5 . Тема «Прогрессии»

1 ч

16.02

К.р. 7.Стр.24




Работа над ошибками.

1 ч

17.02







*$5 п.5 Определение бесконечно малой последовательности

1 ч

20.02







*$5 п.11. Последовательности сумм. Сумма бесконечно убывающей геом. прогрессии.

1 ч

24.02








5.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (19 ч).

Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.


Тема.

Часы

Календ.сроки

Контроль

5.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

19 ч

1 март.-5 апреля




$17. Множества и операции над ними.

2 ч

1,2.03




$18. Комбинаторные задачи.

3 ч

2,3,4.03




$19. Статистика- дизайн информации.

3 ч

6,9,9.03




$20. Простейшие вероятностные задачи.

4 ч

10,11,13,15.03

С. р. 11. стр.19 №23(в,г), №24(в,г)

$21. Экспериментальные данные и вероятности событий

2 ч

16,16.03




*$1. п.8 Разность множеств. *$1 п.9 Алгебра множеств. Решение на повторение

1 ч

17.03




*$1 п.10 Формула включений и исключений. Решение на повторение.

1 ч

18.03

К. р.10. стр. 173.

Обобщение материала

1 ч

20.03




Контр. работа №6 . Тема «Эл-ты комбинаторики, статистики, теории вероятностей.»

1 ч

3.04




Работа над ошибками.

1 ч

5.04






6. Степень с рациональным показателем (10 ч).

Корень п-й степени. Арифметический корень п-й степени. Свойства арифметических корней.

Степень с дробным показателем и ее свойства. Тождест­венные преобразования выражений с радикалами и степеня­ми с дробными показателями.

Функции у = хп, у = п^ х, их свойства и графики.- углубленное изучение.

Основная цель: закрепить навыки действий со степенями; выработать умение тождественных преобразований выражений, построения графиков степенных функций.


Тема.

Часы

Календ.сроки

Контроль

6. Степень с рациональным показателем

10 ч

5 апреля.-

24 апреля




* Гл. 9.$1. Степени с целым показателем.

1 ч

5.04




$2. Степенная функция.

1 ч

6.04




$3. Корни с натуральными показателями.

1 ч

7.04




$4. Извлечение корней нечётной степени из отрицательных чисел.

1 ч

10.04




$5. Свойства корней из неотрицательных чисел.

1 ч

12.04

С. р. 10. стр.50

$6. График функции п^ х

1 ч

12.04




$7. Степени с рациональными показателями.

2 ч

14,17.04

С.р. 10.стр.54

Решение упражнений повышенной сложности.

2 ч

20,24.04





7.Повторение. Решение задач (23 ч).

Рациональные неравенства и их системы. Системы уравнений. Числовые функции. Прогрессии. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Степень с рациональным показателем.

Основная цель: повторить и закрепить материал за курс алгебры 7-9кл.,систематизировать знания учащихся, подготовить учащихся к экзаменам.



Тема.

Часы

Календ.

сроки

Контроль

  1. Повторение. Решение задач .




23 ч

26 апреля-25 мая




Рациональные неравенства и их системы:

5 ч







Линейные и квадратные неравенства

1 ч

26.04




Рациональные неравенства

2 ч

28,28.04




Пробный экзамен

1 ч

29.04

Контр. работа

Системы неравенств

1 ч

3.05




Системы уравнений.

5 ч







Системы уравнений.

1 ч

4.05




Методы решения систем уравнений

1 ч

4.05




Метод подстановки, алгебраического сложения

2 ч

5,11.05




Метод замены переменных.

1 ч

11.05




Числовые функции.

5 ч




С.р. 12 стр.26,5; с.р. 13. стр.86

Числовые функции. Область определения, область значения.

2 ч

12,13.05




Свойства функции, чётные, нечётные функции.

2 ч

15, 18.05




Построение графиков функций

1 ч

19.05

С.р. 12 стр.26,5; с.р. 13. стр.88

Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии

3 ч

19, 20, 20.05

С.р. 12. стр.19,20,21; с.р. 13. стр.96

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.


2 ч

21, 21.05




Степень с рациональным показателем

2 ч

22, 24.05

С.р. 10.стр.55

Итоговое обобщение

1 ч

25.05

К. р. 10. стр.272.