|
Решение рациональных неравенств методом интервалов. Решение систем рациональных неравенств Поурочное планирование алгебры в 9 «а» классе. 1. Рациональные неравенства и их системы (16 ч). Решение рациональных неравенств методом интервалов. Решение систем рациональных неравенств.
Основная цель — научить школьников решать рациональные неравенства и их системы.
Дается представление о методе интервалов, применяющемся при решении рациональных неравенств. Однако для решения квадратных неравенств предпочтительнее использование эскиза параболы, как это делалось в курсе алгебры VIII класса (тема 6). Решение дробно-рациональных неравенств; иррациональные неравенства- углубленное изучение.
Тема.
| Часы
| Календ.сроки
| Контроль
| Наглядность
| 1. Рациональные неравенства и их системы
| 16 ч
| 2 сент-
29 сент.
|
|
| $1. Линейные и квадратные неравенства
| 3 ч
| 2,5,8.09
| С.р. 10. стр.9,28.
|
| $2. Рациональные неравенства.
| 3 ч
| 8,9,12.09
| С.р. 12.стр.73
|
| $3. Системы рациональных неравенств.
| 3 ч
| 15,15,16.09
| С.р. 9. стр.88
| №1
| *$8 п.7 Решение дробно-рациональных неравенств.
| 1 ч
| 19.09
|
|
| Решение на повторение
| 1 ч
| 22.09
|
| №2
| Контрольная работа №1 . Тема «Рациональные неравенства и их системы»
| 1 ч
| 22.09
| К.р. 7. стр 8.
|
| Работа над ошибками.
| 1 ч
| 23.09
|
|
| *$8 п.7 Решение дробно-рациональных неравенств.
| 1 ч
| 26.09
|
|
| *$10. Иррациональные неравенства.
| 2 ч
| 29, 29.09
|
|
|
2. Системы уравнений (18 ч). Уравнение с двумя переменными, его решение и график. Системы рациональных уравнений, основные методы их решения: графический, подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Понятие о равносильности систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи). Основные методы решения целых рациональных уравнений., дробно-рациональные уравнения, уравнения и системы уравнений с параметрами- углубленное изучение.
Основная цель — выработать умения решать несложные системы двух рациональных уравнений не выше второй степени с двумя переменными и соответствующие текстовые задачи.
Сначала вводится понятие уравнения с двумя переменными и его решения (первые представления об этих понятиях у учащихся имеются — в VII классе они изучали линейное уравнение с двумя переменными). В качестве первого метода решения систем уравнений используется графический метод, что является непосредственным олицетворением ведущей линии курса — функционально-графической линии. Далее изучаются метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных. Обсуждение вопросов, связанных с равносильностью систем уравнений, рекомендуется проводить не в начале знакомства с методами решения систем уравнений, а в конце.
-
Тема.
| Часы
| Календ.сроки
| Контроль
| 2. Системы уравнений
| 18 ч
| 30.09.-31 октября.
|
| $4. Основные понятия.
| 2 ч
| 30.09, 3.10
| С.р. 12. стр. 78
| $5. Методы решения систем уравнений.
| 3 ч
| 6,6,7.10
|
| $6. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
| 3 ч
| 10,13,13.10
|
| Решение на повторение
| 1 ч
| 14.10
|
| Уравнения и системы уравнений с параметрами
| 1 ч
| 17.10
| С.р. 9. стр.92;
| Решение задач на движение
| 1 ч
| 20.10
|
| Решение задач на работу
| 1 ч
| 21.10
|
| Системы уравнений с параметрами
| 1 ч
| 22.10
|
| Уравнения и системы уравнений с параметрами
| 1 ч
| 22.10
|
| Контрольная работа №2 . Тема «Системы уравнений»
| 1 ч
| 27.10
| К.р. 7.Стр.12
| Работа над ошибками. Основные методы решения целых уравнений.
| 1 ч
| 28.10
|
| *$3 п.3,4 Решение целых уравнений
| 1 ч
| 29.10
|
| *$5. Дробно-рациональные уравнения.
| 1 ч
| 31.10
|
|
3. Числовые функции (30 ч).
Определение функции, способы задания функции. Область определения, область значений функции. Свойства функций: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. Четные и нечетные функции, особенности их графиков. Наглядно-геометрические представления о непрерывности и выпуклости функции. Графики простейших функций: линейные неравенства с двумя переменными, функция /х/, [x],{x},sgn x; чтение графиков функций; исследование некоторых рациональных функций и построение их графиков- углубленное изучение.
Основная цель — обобщив накопленный за два года изучения курса алгебры опыт, ввести понятия функции и основных ее свойств; применить новые знания к новому классу функций — классу степенных функций с целым показателем.
В отличие от традиционных школьных подходов, акцент сделан на заданную, а не на естественную область определения функции. Эта линия проводится с VII класса (особенно в кусочных функциях). Вводится понятие области значений функции, причем на первый план выдвигается графический прием отыскания области значений — с помощью построенного графика функции. Разумеется, это не основной путь в математике, но на первых порах уместна опора на наглядность. Используется следующий порядок перечисления свойств функции при чтении ее графика: область определения; четность; монотонность; ограниченность снизу, сверху; унаим, Унаиб» непрерывность; область значений; выпуклость. Для первых пяти свойств есть формальные определения, и в принципе любое из этих пяти свойств можно обосновать. Говоря же о непрерывности, области значений и выпуклости, приходится (по понятным причинам) нарушать традиционный для математики путь «от свойств функции к ее графику» и идти в обратном направлении «от графика функции к ее свойствам». Рассматриваются степенные функции с целым показателем. Материал сравнительно несложный, но он не входит в обязательную программу IX класса. Тем не менее полезно его рассмотреть именно в IX классе. Выйдя на формальный уровень в определении функции и ее свойств и наведя порядок в представлениях об изученных ранее функциях, нецелесообразно этим ограничиться. Новые знания должны использоваться не только в старых, но и в новых ситуациях.
Тема.
| Часы
| Календ.сроки
| Контроль
| Наглядность
| 3. Числовые функции
| 30 ч
| 10 нояб-16 января
|
|
| $7. Определение числовой функции. Область определения, область значения функции.
| 3 ч
| 10,10,11.11
|
| №3
| $8. Способы задания функции.
| 2 ч
| 14,17.11
| С.р. 9. стр.96
|
| $9. Свойства функций.
| 2 ч
| 17,18.11
| С.р. 9. стр.96
| №4
| $10. Чётные и нечётные функции.
| 2 ч
| 21,24.11
|
| №4
| Решение на повторение
| 1 ч
| 25.11
|
|
| Контрольная работа №3 . Тема «Числовые функции»
| 1 ч
| 2.12
| К.р. 7.Стр. 16
|
| Работа над ошибками. $11. Функции у=хп (п- натуральное число), их свойства и графики
| 3 ч
| 5, 8, 8.12
|
|
| $12. Функции у=х-п (п- натуральное число), их свойства и графики
| 3 ч
| 9, 12,15.12
|
| №6
| $13. Как построить график функции у=m f(x), если известен график функции у= f(x)
| 2 ч
| 15,16.12
|
|
| Контрольная работа №4 . Тема «Графики функций и их свойства»
| 1 ч
| 17.12
| К.р. 7.Стр.20
|
| Решение на повторение. Работа над ошибками
| 1 ч
| 22.12
|
|
| *$2.п.7. Графики простейших функций: линейные неравенства с двумя переменными.
| 1 ч
| 22.12
|
|
| Экзаменационная работа за I полугодие
| 2 ч
| 23,23.12
|
|
| Анализ экзаменационных работ. Чтение графиков функций
| 1 ч
| 26.12
|
|
| $7. п.26. Исследование некоторых рациональных функций и построение их графиков.
| 1 ч
| 29.12
|
|
| *$2. п. 8, 9,10,11. Функция /х/, [x],{x},sgn x.
| 4 ч
| 12,12,13,16.01
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Прогрессии (18 ч). Определение числовой последовательности и способы ее задания: аналитический, словесный, рекуррентный. Монотонные последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии: определения, формулы л-го члена, формулы суммы п членов, характеристические свойства.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием числовой последовательности и с прогрессиями как с частными случаями числовых последовательностей.
Эту тему следует построить так, чтобы она была органично связана с предыдущими разделами курса, не была «тупиковой». Поскольку в курсе приоритет отдается функциональной линии, то и последовательности подаются в том же ключе. Это функции, но несколько отличающиеся от того, к чему привыкли школьники, — функции натурального аргумента.
Вводятся три способа задания последовательности (аналитический, словесный и рекуррентный) и свойство монотонности применительно к последовательностям.
При изучении арифметической и геометрической прогрессий специальное внимание уделяется их характеристическим свойствам.
Тема.
| Часы
| Календ.сроки
| Контроль
| Наглядность
| 4. Прогрессии
| 18 ч
| 19 янв-24 февр
|
|
| $14. Числовые последовательности.
| 3 ч
| 19,20,21.01
|
|
| $15. Арифметическая прогрессия.
| 5 ч
| 23,26,26,2730.01
| С.р. 9. стр.109
| №7
| $16. Геометрическая прогрессия.
| 5 ч
| 2, 2,3,6,8.02
| С.р. 9. стр.113
| №7
| Решение на повторение
| 1 ч
| 8.02
|
|
| Контрольная работа №5 . Тема «Прогрессии»
| 1 ч
| 16.02
| К.р. 7.Стр.24
|
| Работа над ошибками.
| 1 ч
| 17.02
|
|
| *$5 п.5 Определение бесконечно малой последовательности
| 1 ч
| 20.02
|
|
| *$5 п.11. Последовательности сумм. Сумма бесконечно убывающей геом. прогрессии.
| 1 ч
| 24.02
|
|
|
5.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (19 ч).
Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Тема.
| Часы
| Календ.сроки
| Контроль
| 5.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
| 19 ч
| 1 март.-5 апреля
|
| $17. Множества и операции над ними.
| 2 ч
| 1,2.03
|
| $18. Комбинаторные задачи.
| 3 ч
| 2,3,4.03
|
| $19. Статистика- дизайн информации.
| 3 ч
| 6,9,9.03
|
| $20. Простейшие вероятностные задачи.
| 4 ч
| 10,11,13,15.03
| С. р. 11. стр.19 №23(в,г), №24(в,г)
| $21. Экспериментальные данные и вероятности событий
| 2 ч
| 16,16.03
|
| *$1. п.8 Разность множеств. *$1 п.9 Алгебра множеств. Решение на повторение
| 1 ч
| 17.03
|
| *$1 п.10 Формула включений и исключений. Решение на повторение.
| 1 ч
| 18.03
| К. р.10. стр. 173.
| Обобщение материала
| 1 ч
| 20.03
|
| Контр. работа №6 . Тема «Эл-ты комбинаторики, статистики, теории вероятностей.»
| 1 ч
| 3.04
|
| Работа над ошибками.
| 1 ч
| 5.04
|
|
6. Степень с рациональным показателем (10 ч).
Корень п-й степени. Арифметический корень п-й степени. Свойства арифметических корней.
Степень с дробным показателем и ее свойства. Тождественные преобразования выражений с радикалами и степенями с дробными показателями.
Функции у = хп, у = п^ х, их свойства и графики.- углубленное изучение.
Основная цель: закрепить навыки действий со степенями; выработать умение тождественных преобразований выражений, построения графиков степенных функций.
Тема.
| Часы
| Календ.сроки
| Контроль
| 6. Степень с рациональным показателем
| 10 ч
| 5 апреля.-
24 апреля
|
| * Гл. 9.$1. Степени с целым показателем.
| 1 ч
| 5.04
|
| $2. Степенная функция.
| 1 ч
| 6.04
|
| $3. Корни с натуральными показателями.
| 1 ч
| 7.04
|
| $4. Извлечение корней нечётной степени из отрицательных чисел.
| 1 ч
| 10.04
|
| $5. Свойства корней из неотрицательных чисел.
| 1 ч
| 12.04
| С. р. 10. стр.50
| $6. График функции п^ х
| 1 ч
| 12.04
|
| $7. Степени с рациональными показателями.
| 2 ч
| 14,17.04
| С.р. 10.стр.54
| Решение упражнений повышенной сложности.
| 2 ч
| 20,24.04
|
|
7.Повторение. Решение задач (23 ч).
Рациональные неравенства и их системы. Системы уравнений. Числовые функции. Прогрессии. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Степень с рациональным показателем.
Основная цель: повторить и закрепить материал за курс алгебры 7-9кл.,систематизировать знания учащихся, подготовить учащихся к экзаменам.
Тема.
| Часы
| Календ.
сроки
| Контроль
| Повторение. Решение задач .
| 23 ч
| 26 апреля-25 мая
|
| Рациональные неравенства и их системы:
| 5 ч
|
|
| Линейные и квадратные неравенства
| 1 ч
| 26.04
|
| Рациональные неравенства
| 2 ч
| 28,28.04
|
| Пробный экзамен
| 1 ч
| 29.04
| Контр. работа
| Системы неравенств
| 1 ч
| 3.05
|
| Системы уравнений.
| 5 ч
|
|
| Системы уравнений.
| 1 ч
| 4.05
|
| Методы решения систем уравнений
| 1 ч
| 4.05
|
| Метод подстановки, алгебраического сложения
| 2 ч
| 5,11.05
|
| Метод замены переменных.
| 1 ч
| 11.05
|
| Числовые функции.
| 5 ч
|
| С.р. 12 стр.26,5; с.р. 13. стр.86
| Числовые функции. Область определения, область значения.
| 2 ч
| 12,13.05
|
| Свойства функции, чётные, нечётные функции.
| 2 ч
| 15, 18.05
|
| Построение графиков функций
| 1 ч
| 19.05
| С.р. 12 стр.26,5; с.р. 13. стр.88
| Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии
| 3 ч
| 19, 20, 20.05
| С.р. 12. стр.19,20,21; с.р. 13. стр.96
| Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
| 2 ч
| 21, 21.05
|
| Степень с рациональным показателем
| 2 ч
| 22, 24.05
| С.р. 10.стр.55
| Итоговое обобщение
| 1 ч
| 25.05
| К. р. 10. стр.272.
| |
|
|