|
Решение неравенств с одной переменной Тема урока: Решение неравенств с одной переменной.
Место урока в теме: 1 урок.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Используемые технологии:
информационно-коммуникативные;
педагогика сотрудничества;
дифференцированное обучение;
блочно-модульное обучение.
Формы работы:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Цели урока: введение понятия числовых промежутков и их изображения на координатной прямой, введение соответствующих обозначений ;
формирование умений устанавливать соответствие между изображением числового промежутка на координатной прямой, обозначением и задающим его неравенством;
развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать.
Воспитательные: прививать навыки графической культуры, воспитывать аккуратность и внимательность при решении.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1) Прочитать неравенства:
х > 15; х <-6,5 ; -10,5 < у 6,3; у 87; 89,2 х < 95; у 15.
2) Какие целые числа расположены между числами:
- 2,2 и 4,8; 3,2 и 9,7; -15 и -9,4; -1,5 и 7.
3) Сформулируйте свойства числовых неравенств.
Учащиеся формулируют свойства.
4) Примените данные свойства к неравенствам (письменно):
х + 5 > 15; 3x < 12; - 2x 14.
3.Постановка цели перед учащимися:
Цель ближайших уроков: научиться решать неравенства с одной переменной. 4. Объяснение нового материала.
Чтобы научиться решать такие неравенства необходимо дать определение решения неравенства.
Проведем аналогию с уравнением.
Вспомните, что называют корнем уравнения? Всегда ли уравнение имеет корень? Что значит решить уравнение? Сколько корней может иметь уравнение?
Учащиеся формулируют определение корня уравнения и отвечают на вопросы. Предложите свои версии определения решения неравенства.
Учащиеся выдвигают свои версии.
Учитель обобщает высказанные предположения и формулирует определение решения неравенства, записывает решение на доске (дети – в тетради). Вопросы учащимся:
Всегда ли неравенство имеет решение?
Что значит решить неравенство?
Почему у уравнения мы находим корень, а у неравенства – решения?
Могут ли уравнения иметь одинаковые корни?
Как называются такие уравнения?
Учитель формулирует определение равносильных неравенств. Среди записанных неравенств назовите равносильные. Х> 2 x<5 2 - 10
Правомерно ли записать в ответе уравнение: х=5? Почему?
Располагаем ли мы знаниями, достаточными для того, чтобы записать решения неравенства?
Может быть высказана версия словесного описания.
К решению этой проблемы, как всегда, подойдет с житейской точки зрения.
Рассмотрим картинки. Попробуем объединить их единым словом.
Птицы.
Это действительно птицы, но среди них можно выделить два вида. Конкурс на лучшего орнитолога.
Попугаи и канарейки.
Действительно это разные породы. Есть ли среди них признак, по которому мы можем выделить единую группу для попугаев и канареек?
Желтые птицы.
Перейдем к математическому языку. Всех попугаев назовем множеством А. Канареек – множеством В.
Тогда все изображенные птицы составляют объединение двух множеств, а птицы желтого цвета – их пересечение. Это наглядно представлено на диаграмме или иначе кругах Эйлера.
Запишем обозначения. Пока записывают дать историческую справку об Эйлере. Попробуем решить задачу, используя круги Эйлера.
Задача 1. В классе 30 человек, каждый из которых знает один из иностранных языков: английский или французский. Известно, что английский знают 17 человек, а французский - 19 человек. Сколько человек знает два языка одновременно?
А – множество детей, знающих английский язык; В – множество детей, знающих французский язык
30-17 = 13
19 – 13 = 6. Задача 2.
А – множество четных положительных целых чисел
В - множество нечетных положительных целых чисел
Назовите пересечение и объединение данных числовых множеств.
Кроме словесного способа существуют и другие способы задания числовых множеств.
Попробуйте придумать такие способы. Например, множество положительных или отрицательных чисел. Иллюстрируется графическое изображение решения.
Вводится понятие числового промежутка.
Работа в парах. Попробуем изобразить на рисунке множества чисел, удовлетворяющих следующим неравенствам.
Пары предлагают свои версии. Можно показать через документ-камеру. Кто какое решение предложил для изображения знаком нестрогих неравенств? Что общего у всех четырех промежутков?
Введем форму записи для таких числовых промежутков. Снова в парах: по изображению числового промежутка составьте соответствующее неравенство и запись промежутка. Самопроверка. Чья пара выполнила верно все 4 задания получает «5». Записать «в рамочку»
[a;b]отрезок, a≤x≤b
(a;b) интервал, a [a;b), (a;b] полуинтервал,
a≤x
5. Закрепление нового материала.
Фронтальная работа:
№ 816 (2 человека) заготовки коорд.прямых – на доске
№ 817, 818 изобразить сначала все промежутки
Устно ответить на вопросы. Параллельно: индивидуальная работа: ЦОР 71 №3,4,5. 6.Дополнительное задание.
ЦОР 71 №7. 7. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Как материал урока связан с предыдущей темой?
Что было сегодня наиболее сложным? 8.Домашнее задание:
П.32,33,34
А. №812-815
Б. № 824, 826, 806, 810.
9. Интересный факт.
А знаете ли вы, что знак равенства впервые ввел в 1577г. Роберт Рекорд. Он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка.
Однако, общеупотребительным он стал лишь в XVIII веке, после того, как знаком равенства стали пользоваться Лейбниц и его последователи.
Исходя из знака равенства Рекорда, другой английский ученый Гарриот ввел употребляемые поныне знаки неравенства, обосновывая нововведение следующим образом: если две величины не равны, то отрезки, фигурирующие в знаке равенства, уже не параллельны, а пересекаются. Пересечение может иметь место справа ( > ), или слева ( < ). В первом случае образованный знак неравенства будет обозначать “больше”, во втором “меньше”.
Несмотря на то, что знаки неравенства были предложены через 74 года после предложенного Рекордом знака равенства, они вошли в употребление намного раньше последнего. Одна из причин этого явления коренится в том, что типографии применяли в то время для знаков неравенства уже имевшуюся у них латинскую букву V, тогда как наборного знака равенства (=) у них не было, а изготовлять его тогда было нелегко.
Ц 1: формирование логических познавательный учебных действий (ПУД): приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятий множеств, их пересечения и объединения, графического изображения множеств на координатной прямой, соотнесение изображением числового промежутка на координатной прямой обозначению и задающему его неравенству.
Ц 4 : формирование коммутативных учебных действий (КУД): работа в парах, постановка проблемы.
Ц 5: формирование общеучебных познавательных и регулятивных учебных действий (РУД): введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности
5> |
|
|