|
Решение логарифмических уравнений Цели урока Разработка урока по алгебре и началам анализа
в 11 классе по теме
«Итоговое повторение. Решение логарифмических уравнений» Цели урока
Обучающая:
- повторить основные алгоритмы решения логарифмических уравнений базового и повышенного уровня сложности путём вариативности заданий;
- повторить основные формулы, связанные с логарифмами;
- повторить решение некоторых других видов уравнений (показательно - логарифмичеких, с модулем, сумма квадрата и квадратного корня равна нулю и др.);
- рассмотреть решение задания, содержащего параметр.
2. Развивающая:
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие речевой и письменной культуры учащихся;
- развитие умения применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации.
3. Воспитательная:
- умение работать в команде;
-умение обоснованно отстаивать свою точку зрения;
- воспитание уверенности в своих силах и знаниях;
- развитие самостоятельности. Оборудование урока - карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы;
- карточки с заданиями для домашней работы;
- карточки с заданиями для групп;
- документ – камера (или листы формата А1 и маркеры для каждой группы);
- мультимедийный проектор, компьютер. Формы работы - фронтальная;
- работа в группах;
- индивидуальная. Ход урока I. Организационный момент. Учитель сообщает цели урока и план работы учащихся, обращая их внимание на то, что на уроке будут рассмотрены уравнения как из части В ЕГЭ по математике, так и возможные задания из части С. II. Запись домашнего задания.
Каждый ученик получает индивидуальную карточку с домашним заданием. Часть заданий из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике на сайте https://mathege.ru:8080/or/ege/Main, часть заданий составлена учителем (№6 и №7 у всех одинаковы). Пример одной из таких карточек:
Домашнее задание
Открытый банк заданий по математике на сайте
http//:www.mathege.ru:8080/or/ege/Main
каталог по заданиям
В3
Задание В3 (№2635)
Задание В3 (№2689)
Задание В3 (№3099)
Задание В3 (№3187)
Задание В3 (№3235)
Найдите все значения х, при которых выражения
6х2log и 4х – 3х2 принимают равные значения.
Найдите нули функции
y = log III.
а) На досках заранее написаны решения уравнений. К доске вызываются по 1 ученику для поиска ошибок и правильного решения данного уравнения:
1) log 2 (- x) + log 2 (x2) = 3 2) lgx + lg (x + 3) = 1 3) log 5 x =
решений нет x + x + 3 = 1 log 5 x =
x = - 1 x = 5
log 2 x + log 4 x + log 8 x =
6log 2 x =
log 2 x = 11
x = 2 11 б) В это время с классом фронтально устная работа:
решите уравнения:
log 2 (x + 8) = log 23 + log 25 6) 0,1 = 1
log 2 (x + 1) = log 2 (3x) 7) log 2 x =
log 5 (2x + 1) – log 5 x = 0 8) logx · log 4 = log 4 7
log 2 (x – 1) = - 1 9) log 3 |x | = 1
7 · 2 = 196
В процессе обсуждения решений учитель ещё раз обращает внимание учащихся на необходимость выполнения проверки или учёта ОДЗ при решении уравнения (уравнение №3), а также на то, что принцип решения уравнения №7 и №8 одинаков, они отличаются только записью условия.
Затем прослушиваются ответы у доски. Учащиеся с мест вносят коррективы и дополнения, если они необходимы. IV. Работа в группах.
Класс заранее разделён на группы примерно одинаковые по уровню знаний. Каждая группа получает задание. Группе нужно предложить решение, записать в тетрадях и оформить решение на листе А1 (если нет документ – камеры). Учитель координирует работу групп.
Задания для групп:
I группа:
Найдите все значения х, при каждом из которых выражения
и
принимают равные значения.
II группа:
Найдите нули функции у =ln2 (x2 +3x + 3) +
III группа:
Найдите абсциссы точек пересечения графиков функций
у = и y =
IV группа:
Найдите отрицательное значение а, при котором х = 4 является корнем уравнения
log 4 (2x2 – xa – (a – 1)2) = 2
V группа:
Найдите значение выражения 2х0 – 3у0, если (х0; у0) – решение системы
log 0,7 (1 – 12x + 3y) = 0
log 5 (6y – 14x – 0,5) = - log 25 4 V. По окончании работы один учащийся от группы «защищает» решение перед другими группами (используется документ – камера, которая позволяет существенно сэкономить время. Если документ – камеры нет, то на доску с помощью магнитов прикрепляется лист А1 с оформленным решением ). Ученики других групп оформляют решения в тетрадях. VI. Самостоятельная работа на листочках.
Каждому ученику (кроме очень слабых) выдаётся индивидуальное задание на карточке. Там одно из рассмотренных заданий, но не то, что было у его группы. Варианты заданий:
1 вариант 1. Решите уравнение:
2. Найдите нули функции
у = lg2(x2 + x – 5) + log
| 2 вариант 1. Решите уравнение:
2. При каких значениях х выражения
и принимают равные значения?
|
3 вариант 1. Решите уравнение:
2. Найдите абсциссы точек пересечения графиков функций у = log и у = log
|
4 вариант
1. Решите уравнение:
2. Найдите значение выражения х0 – 2у0,
где (х0; у0) – решение системы уравнений
lg(x2 + y2) = 1 + lg13
lg(x + y) – lg(x – y) = 3lg2
|
5 вариант
1. Решите уравнение:
2. Найдите наименьшее положительное значение а, при котором х = - 3 является корнем уравнения
log = - 2
|
| По окончании работы сдаются и проводится проверка через мультимедийный проектор.
Пока класс работает по карточкам, учитель с очень слабыми учащимися проводит индивидуальную работу. Несколько человек работают на досках, несколько учеников могут работать за партами рядом с учителем.
Примеры заданий для слабых учащихся:
Решите уравнения:
log (15 – 2x ) = - 1 4) log 0,2x + log 0,2(x+2) = log0,2
log6 (3x) = log 64 – log 6 5 5) = 2
log3 (2x +7) = 2log 35
VII. Итог урока.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что, несмотря на то, что в течение урока решались самые разнообразные задания, все они свелись к решению логарифмических уравнений.
Выставление оценок.
Использованные Интернет ресурсы: 1. https://mathege.ru:8080/or/ege/Main |
|
|