|
Решение линейных неравенств; вывести понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств» Конспект урока математики в 9 классе
по теме: «Системы рациональных неравенств» Цели урока:
повторить решение линейных неравенств;
вывести понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;
объяснить решение простейших систем линейных неравенств;
формировать умение решать системы линейных неравенств любой сложности.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Работа по карточкам
Карточка № 1.
Решите неравенство:
а) 5х+4<9х-12 б) х²+4х-21≥0
Карточка № 2.
Решите неравенство:
а) 8х+9≤ -4х+3 б) х²-2х-24≥0
Карточка № 3.
Дано множество {-10,3; -7; 0; 2,6; 3}. Составьте его подмножество, состоящее из неотрицательных чисел.
Множество А состоит из делителей числа 12, а множество В – из делителей числа 18. Найдите пересечение и объединение данных множеств.
Карточка № 4.
Дано множество {-1,3; 0; 2; 3,8; 6; 11}. Составьте его подмножество, состоящее из натуральных чисел.
2. Множество А состоит из делителей числа 30, а множество В – из делителей числа 45. Найдите пересечение и объединение данных множеств.
(Карточки предлагаются 4 обучающимся, а в это время класс выполняет математический диктант)
Математический диктант. (Слайд 2)
Неравенство
| Рисунок
| Промежуток
|
|
|
| х≤9
|
|
|
|
| (7;9]
| Для проверки приводится следующая таблица (слайд 3):
Неравенство
| Рисунок
| Промежуток
| х>7
|
| (7;+∞)
| х≤9
|
| (-∞; 9]
| 7<х≤9
|
| (7;9]
|
3. Подготовка к введению нового материала. Определение темы и целей урока.
Учитель задаёт вопросы, обучающиеся отвечают на них.
Что такое система уравнений?
Что является решением системы уравнений?
Что значит решить систему уравнений?
Решите систему уравнений (слайд 4): х-у=5
х+у=7 (6;1)
4) Что такое рациональное неравенство?
5) Что значит решить неравенство?
Рассмотрим два примера, решение которых, как мы увидим, приведет нас к новой математической модели. В этих примерах нам необходимо найти область определения выражений. (обучающиеся решают самостоятельно и проверяют по ключу) (слайд 5)
Пример 1. √2х-4
Пример 2. √8-х
А теперь рассмотрим выражение √2х-4 + √8-х. (слайд 6)
- Как же найти его область определения?
- Да она существует тогда, когда существует первый и второй корень одновременно. Что это вам напоминает? (ответы детей)
- Вот мы и пришли к новой математической модели – система неравенств.
- Какова же тема сегодняшнего нашего урока? (ответы обучающихся)
- Да. Тема нашего урока: «Системы рациональных неравенств». (слайд 7)
- Как вы думаете, какие вопросы могут возникнуть при изучении данной темы?
- Из ваших ответов у нас получились цели урока. (слайд 8)
- Что нам поможет в выполнении наших целей?
4. Изучение нового материала.
- Вернемся к нашему выражению: √2х-4 + √8-х (слайд 9). Мы с вами сказали, что область определения данного выражения существует тогда, когда существует первый и второй корень одновременно. В этом случае говорят, что нужно решить систему неравенств
2х – 4 ≥ 0
8 – х ≥ 0.
- Что же такое система неравенств?
- Прочитаем определение в учебнике (стр. 41) и сравним с тем, которое озвучили вы.
- Мы решили каждое неравенство отдельно. А теперь, чтобы найти общее решение, поступим следующим образом: на числовой прямой Ох отметим сначала решение первого неравенства х ≥ 2, а затем на этой же прямой отметим решение и второго неравенства – х ≤ 8. Они пересекаются в отрезке [2; 8]. (Запись воспроизводится на доске) Следовательно решением этой системы будет отрезок [2; 8].
- Так что же является решением системы неравенств? И что значит решить систему неравенств? (ответы обучающихся)
- Давайте рассмотрим простейшие, но очень важные опорные знания. Решим системы неравенств:
х > 7 Ответ: х > 10
х > 10
х > 7 Ответ: (7; 10]
х ≤ 10
х ≤ 7 Ответ: х ≤ 7
х ≤ 10
х ≥ 1 Ответ: [1; + ∞)
х² + 1≥ 0
х ≥ 1 Ответ: нет решений или пустое множество.
х < 1 В этом случае говорят, что система противоречива
х ≤ 1 Ответ: х = 1
х ≥ 1
- На основании этих примеров мы рассмотрели, что еще кроме отрезка может являться решением системы неравенств. Давайте вместе выведем определение понятию: решение системы неравенств (слайд 10).
5. Закрепление нового материала.
Решение упражнений из задачника стр. 25 № 4.1 (устно), № 4.5 (а, б), № 4.6 (а, в), № 4.8 (в, г).
6. Проверочная работа.
Самостоятельно решить № 4.8 (а, б).
- На каких координатных прямых изображено множество решений системы первой системы? Второй системы?
7. Подведение итогов урока. Оценивание обучающихся.
- Давайте вспомним цели, которые мы с вами ставили в начале урока. Всё ли мы выполнили?
8. Домашнее задание.
Изучить материал § 4. Выполнить номера 4.7; 4.21 (а, б). по желанию: составить вопросы для проверки знания материалов § 4. (Слайд 11) |
|
|