Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №21 х. Свободы
муниципального образования Курганинский район
Урок по теме «Решение уравнений»
6 класс
Автор: Шакалова И.В.
Учитель математики. 2013 год. Цели:
повторить и обобщить знания в области решения уравнений;
воспитывать культуру оформления решения уравнения, упорство в достижении цели;
развивать внимание, математическую грамотность, способность самостоятельно решать учебные задачи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, примеры для устной и самостоятельной работы, листы с заданиями. План урока.
Сообщение темы урока.
Актуализация ранее изученного материала.
Решение уравнений.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов работы.
Домашнее задание.
Ход урока.
Уравнение пришло,
Тайн немало принесло.
Сообщение темы и постановка целей урока.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради и запишите число.
Цель нашего урока повторить и обобщить знания в области решения уравнений. 2. Актуализация ранее изученного материала.
1) Используя верное равенство
5 ∙ 2-3=2 ∙ 3+1, составьте уравнение, корнем которого является: а) 2 ; б) -3. 2) Придумайте задачу, при решении которой составляется уравнение:
а) у + 4у= 25; б) у + 20=4у – 10. 3) Один ученик решал задачу, которая начиналась словами: «За три дня в магазине продано 160 килограмм конфет».
Он составил уравнение: х+ 3х +4х=160. Сформулируйте условие задачи полностью.
4) Решите уравнение: (ученик приводит правило решения)
а) 6(х−2)=12.
Решение: разделим обе части уравнения на 6: х − 2=2.
Корнем уравнения является 4. Ответ: х= 4.
б) 0,25у − 5= −1.
Решение: умножим обе части уравнения на 4: у − 20= − 4.
Корнем уравнения является 16. Ответ: у=16.
Правило. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же не равное нулю число, то корни уравнения не изменятся.
в) 4х=х+15.
Решение: перенесем слагаемые 4х− х=15; 3х=15; х=5. Ответ: х=5.
Правило. Если какое-либо слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак, то корни уравнения не изменятся.
г) Что называется уравнением? Корнем уравнения? Что значит решить уравнение?
3. Решение уравнений.
1) Ученики записывают решения у доски с комментариями, одновременно повторяются правила, остальные записывают решения в тетради.
а) 3х−45=х+45
б) 2у−1,5(у−1)=3
в) 3 (8+у)=3у+15
г) 2,8−3,2х=−4,8−5,1х
д) 0,2(5у−2)=0,3(2у−1)−0,9
е) (1,4х−3,5):0,5 = (2,3х−9): (−1,5) 2) О древнем ученом Диофанте.
Мы говорили об этом ученом на предыдущих уроках. Его по праву называют отцом алгебры. Диофант умел решать очень сложные уравнения, он применял для этого буквенные обозначения и другие приемы. Биографические данные о Диофанте зашифрованы в виде математической задачи, начертанной на его гробнице.
Вот эта надпись на гробнице:
Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни.
Часть шестую его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекала еще жизни − и покрылся пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетие. Он был осчастливлен рождением первенца − сына.
Коему рок половину лишь жизни прекрасной дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши четыре с тех пор, как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?
х = х:6+х:12+х:7+5+х:3+4.
- Как еще можно решить эту задачу?
(заметим, что возраст – целое число, которое делится на 6, на 7, на 12.
12 умножить на 7 равно 84). 4. Физкультминутка. 5. Разноуровневая самостоятельная работа с проверкой ответов.
Вариант 1.
11−5у =12−6у
3х−17=8х+18
4(3−х)−11=7(2х−5)
0,3(х−2)=0,6+0.2(х+4)
х:3,5=1,2:0,4 Вариант 2.
-5(0,8z −1,2)=-z+7,2
0,6(х+7)=0,5(х−3)+6,8
−3(2,1р − 1)+4,8=−6,7р +9,4
(2,3х −11,2):0,7=(1,7х −9,4):(−2,1)
2,5:6,8=−1,5:у 6. Итоги урока.
1) Ученики проверяют самостоятельную работу по ответам, предварительно оценивают работы и сдают тетради.
2) Мы познакомились с древней задачей о Диофанте. Дома решите еще одну древнегреческую задачу (о Пифагоре). 7. Домашнее задание: №1340; 1512(1,2), 1517(1). |