|
«Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций» Из опыта работы по теме «Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций»
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия c установленным режимом работы. Поэтому из всего существующего многообразия различных технологий я с удовольствием провожу уроки - деловые игры. Деловая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Учебная направленность и игровая форма – позволяет в непринуждённой форме овладевать учебным материалом.
Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, конструктора, редактора, проектировщика, продавца и т.д. смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике. В любом случае деловая игра — это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Итак, я считаю, что деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.
Приведу примеры использования деловой игры на уроках математики.
Деловая игра
| Тема урока
| Структура урока
| «Магазин» или «Покупатель–продавец»
| Сложение и вычитание», «Проценты», «Пропорция»
| - знакомство с реальной ситуацией, т.е. с профессией;
- построение имитационной модели производственного объекта;
- постановка главной задачи группам, определение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- выявление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов, коррекция если это необходимо;
- реализация принятого решения;
анализ итогов работы (рефлексия);
- оценка результатов работы.
| «Ярмарка»
| Можно использовать для любой темы урока. Я использовала для таких тем:
«Сравнение дробей»
«Преобразование рациональных выражений»,
«Решение дробных рациональных уравнений»
| «Проектировщик»
| «Движения», «Равнобедренный треугольник»
«Углы. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые»
| «Строитель»
| «Четырехугольники», «Окружность и круг»,
«Площади многоугольников»,
«Построение некоторых правильных многоугольников»
| «Путешествие»
| «Декартова система координат», «Координатная плоскость», Обобщающий урок по любой теме урока.
| Редакция газеты «В мире математики»
| Можно использовать на любом обобщающем уроке и результата работы оформить в виде газеты
| «Математическая поликлиника»
| «Пропорции, отношения»
| «Банкир» или «Кассир и вкладчик»
| «Проценты», «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», «Геометрическая прогрессия»
| «Конструкторское бюро»
| «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике», «Геометрические места точек»
| «Кондитерская фабрика «Сладкоежка»
| «Умножение дробей»
| «Экскурсовод»
| «Теорема Пифагора», «Теорема Виета»
| Основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении деловой игры в классе:
1. Описываемые производственно-технические задания или ситуации должны соответствовать задаче исследования и быть достаточно простыми, чтобы учащиеся хорошо понимали цель игры и способы достижения результатов.
2. Учитель математики — ведущий игры — должен четко представлять все особенности моделируемой ситуации, уметь быстро проверять полученные при решении задач результаты и интерпретировать их согласно производственной задаче.
3. Игра должна проводиться оперативно. Нельзя допускать потери интереса к игре и утомления учеников. Для поддержания интенсивной работы во время игры надо предусмотреть способы стимулирования учащихся, отмечать в процессе игры наиболее отличившихся, подбадривать отстающих.
4. В процессе игры нужно учитывать факторы, порождающие конкретные ситуации, а также то, что на «выигрыш» команды или ученика оказывают влияние действия не только отдельных учеников, но и всего коллектива.
Вообще игровые элементы использую на различных этапах урока:
- при изучении нового материала;
- при актуализации знаний;
- при закреплении полученных знаний и умений;
- при контроле знаний.
Очень важно, что дидактические деловые игры предоставляют возможность развивать у учащихся память и внимание. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, умения соблюдать правила игры, выдержки.
Каждая деловая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Как правило, групповая форма работы повышает учебную и познавательную мотивацию учащихся, снижает уровень тревожности, страх оказаться не успешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения знаний. Группа содействует личностному росту и развитию коммуникативных качеств ученика, способствует развитию толерантности. Работа в командах является хорошей школой, так как в жизни: в профессии, в семье, в любом коллективе необходимо уметь принимать участие в коллективном решении проблемы.
Ценность деловой игры заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При наличии интереса дети занимаются с большим удовольствием, что благотворно влияет на усвоение ими знаний. |
|
|