Главная страница

Реализация принципа социализации во внеклассной работе по математике в условиях введения фгос для детей с овз



Скачать 83.73 Kb.
НазваниеРеализация принципа социализации во внеклассной работе по математике в условиях введения фгос для детей с овз
Дата10.02.2016
Размер83.73 Kb.
ТипДокументы

Реализация принципа социализации во внеклассной работе по математике в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

c:\users\администратор\desktop\dscn2308.jpg

Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина – введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства - то и структура основной образовательной программы должна быть единой, хотя результаты образования могут и должны различаться по уровню достижений.

В каждой содержательной области образования отражены два компонента: “академический” и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. Например: Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество.

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.) Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.

c:\users\администратор\desktop\обрезки\dscn1742.jpg

Математика является одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от школьников с легкой степенью умственной отсталости достаточно высокого уровня развития процессов логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Однако преодоление и коррекция недостатков развития учащихся, нуждающихся в совершенно особых условиях образования, должны не только способствовать решению поставленных образовательных задач, но и восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать и формировать навыки социальной адаптации, т.е. способность к максимально возможной независимой жизни в современном обществе. Поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе.

Предметные недели  являются  неотъемлемой частью внеклассной работы по математике.  Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединённых единой целью развития познавательного интереса к учебному предмету, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся.  Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива учащихся к изучению математики, продемонстрировать достижения  в овладении предметом, повысить качество работы по учебной дисциплине.

c:\users\администратор\desktop\dscn1106.jpg
В МБОУ СОШ № 17 (филиал) накоплен определенный положительный опыт работы в указанном направлении. Этим опытом мы хотим поделиться. Неделя  математики проходит в ноябре каждого учебного года. В подготовке участвуют  учителя, преподающие математику и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Мы продумываем план проведения мероприятий, учитывая возрастные и психологические особенности развития учащихся.    Выбирая тему предметной недели, учитываю ее актуальность с одной стороны,  обеспечение ею учебно-воспитательных задач с другой стороны. Готовя материал для проведения предметной недели,   включаю подобное направление и в работу на уроках  математики, так как обычно внеклассные мероприятия можно охарактеризовать как повторительно-обобщающие, ориентированные на обновленные по форме или по содержанию задания. В связи с этим нестандартные  задания  являются удачным материалом для организации устной работы на уроке.     Подготовка обычно начинается за две-три недели. До начала предметной недели  определяется творческая группа педагогов, которая обсуждает и разрабатывает   план проведения  предметной недели.  Во избежание перегрузки учащихся организацию внеклассных мероприятий планирую предельно простой. Это  обеспечивает учащимся возможность  комфортно чувствовать себя на занятии, хорошо ориентироваться в заданиях

и представлять, какие действия от них ожидаются (куда они должны идти, как выполнять задание, кто является участниками, что нужно приготовить для данного мероприятия т.д.). Всю работу по подготовке и проведению предметной недели  координирует, направляет, обеспечивает четкость подготовки и проведения учитель математики. Как показывает практика, наиболее интересной формой проведения предметной недели являются сюжетно - ролевые игры. Преимущества их проведения очевидно.  Игра – это неожиданность, непредсказуемость, азарт, обстановка эмоционального подъема, дух соревнования, возможность блеснуть находчивостью. Что немаловажно и для умственно - отсталых школьников. Общеизвестно, что ученики школы VIII вида с большим трудом запоминают правила и алгоритмы решений, а в игре  учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете.

c:\users\администратор\desktop\dscn2286.jpg
Сюжетно - ролевые игры заинтересовывают всех учащихся без исключения. В ходе игры учащиеся повторяют и обобщают изученный материал, который включает сведения занимательного, исторического, профориентационного содержания. Игра развивает  познавательный интерес  к предмету, коммуникативные навыки умения работать в коллективе, сообразительность и быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке и принимать решения в нестандартных ситуациях, способствует получению знаний по другим предметам. Такие игры настраивают  учеников на работу.

 Организуя  в школе предметную неделю любой тематики, ставлю перед собой следующие общие задачи:

•          развить у учащихся интерес к математике;

•          расширить знания по предмету;

•          показать связь математики с другими учебными предметами;

•          побудить учащихся к выполнению посильных для них творческих работ.

         Для реализации намеченных задач важным считаю определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. С учащимися старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможно изучение разнообразной тематики, связанной как с курсом математики, так и с другими предметами (ПТО, музыкой, черчением, ПДД, физкультурой, биологией, историей и др.). Такой подход наиболее разумен и предполагает разнообразие видов и форм организации, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них.
c:\users\администратор\desktop\обрезки\sam_2777.jpg
     Традиционно в программу включаются следующие мероприятия:

•        стартовая линейка;

•        проведение школьных предметных олимпиад;

•        проведение развлекательной части, которая включает в себя различные викторины, марафоны, выставки, математические эстафеты;

•        закрытие предметной недели (линейка с  видео презентацией);

•        рефлексия.

В первый день предметной недели провожу стартовую линейку с инсценировками на математическую тему, забавными задачами и веселыми стихами. На  общем стенде вывешивается красочно оформленный  объявление о прохождении предметной недели, план мероприятий, критерии оценивания, здесь же на стенде впоследствии размещаются рейтинг активности классов,  заочная  викторина, обсуждение, предложение и т. д..

Внеклассные  мероприятия, составляющие основу предметной недели, носят соревновательный характер. Это  вызывает живой интерес у его участников. Примерами таких мероприятий являются: математический марафон, математическое путешествие, математический КВН, математическое «кафе», интеллектуальный экспресс и др. Деятельность детей на внеклассном мероприятии несколько отличается от работы на уроке. Игровой, развлекательный характер внеклассного мероприятия позволяет пошуметь, подвигаться, пообщаться в процессе игры.  Поэтому при проведении таких игр следует обеспечить дисциплину высокой плотностью и увлекательностью предлагаемых заданий. При этом нужно учитывать, что в работе с детьми с легкой степенью умственной отсталостью не приветствуется широкое использование шумовых эффектов. Чередование заданий для всех групп участников мероприятия, смена предлагаемых видов деятельности привлечь и удержать внимание детей.
c:\users\администратор\desktop\копия dscn1726.jpg
Обязательной составляющей проведения предметных недель является подведение ее итогов. Традиционно это торжественная линейка закрытия, на которой объявляются результаты предметной недели, проходит на награждение классов и самых активных участников и, конечно же, показ интересных видео сюжетов из различных проведенных мероприятий. Как правило, школьникам не достаточно итога игры - «победила дружба». Дети предпочитают узнать победителей, но чрезвычайно огорчаются, если не становятся таковыми. Преодоление данного противоречия достигается путем введения ряда номинаций, в каждой из которых выявляются свои победители. Таким способом можно учесть индивидуальные достижения различных по уровню подготовленности  детей и организовать награждение всех участников, сохранив принцип соревнования.
 После того как награды нашли своих героев, обязательно проходит рефлексия в виде «Форума общения», где дети пишут свои предложения, пожелания, сообщения о прошедшей неделе.
Проведение предметной недели это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже слабоуспевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. В рамках проведения предметной недели дети получают возможность познакомиться с другой математикой - более интересной и живой, увидеть ее в ином ракурсе.
Литература:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики»

2.    Барышникова Н.В. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках.- Волгоград: Учитель, 2007.- 154с.Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2004.- 134с.

3.    Лях А.П. Предметная неделя по математике. – Нижнепопов, http://mat-ap.narod.ru/NEDELYA.html

4.    Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе.- Волгоград: Учитель, 2013.- 130с.

5.    Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. -

6.    Ремчукова И.Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках. Волгоград: Учитель, 2008г.
c:\users\администратор\desktop\dscn1673.jpg