Главная страница

Урока: «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков»



Скачать 59.11 Kb.
НазваниеУрока: «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков»
Дата01.03.2016
Размер59.11 Kb.
ТипУрок

Кирюшкина Елена Владимировна

Предмет - математика.

Тема урока: «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков»

  • Цель урока: Сформировать понятие отрезка, рассмотреть, что такое длина отрезка, равенство отрезков, взаимное расположение отрезков.


Задачи урока:

  1. Добиться усвоения учащимися содержания новых понятий урока,

формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, развивать критическое и логическое мышление, творчески мыслить, обобщать полученные знания.

  1. Формировать УУД:

Познавательные УУД:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся к поиску новых решений;

  • уметь сравнивать и измерять длины отрезков при помощи мерок;

  • формировать представление о различных случаях взаимного расположения двух отрезков.

Коммуникативные УУД:

Личностные результаты:

  • Уметь высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

  • формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД:

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний

Методы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная работа.

Оборудования урока: презентация Microsoft Power Point, две одинаковые верёвки по 30 см, две полоски бумаги 2 см и 3 см, электронная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

  1. Мотивационное начало урока. На доске слова «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг - геометрия». Лэ Корбюзье. Учитель: »Как вы думаете, эти слова подходят для нас?»

Учитель: «Что такое геометрия? Едем Родосский (IV век до н.э.) так объясняет происхождение термина «геометрия»: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки Нила, постоянно смывавшего границы участков. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а «метрео» - мерить) » Слайд№1

слайд№2
Основные понятия геометрии: отрезок, прямая, плоскость. Сегодня мы остановимся более подробно на понятии отрезок. Запишем в тетради число и тему урока «Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков».

  1. Изучение нового материала.

  1. Отметьте в тетради точки. Обозначьте их. Обозначить - это дать имена. Имя точки - большая латинская буква.

  2. С помощью линейки проводим линии, соединяющие эти точки. Линия в переводе с латинского - льняная нить. Слайд №3 и слайд №4


Учитель: «Как вы думаете, как эта фигура называется? Ответ (АВ – отрезок, запись на доске и в тетрадях). Как называются точки А и В?(концы отрезка А и В)

Часть прямой, заключённой между точками называется отрезком».

  1. Соединим точки А и В другими линиями. Будут ли эти линии отрезком? Ответ(нет. отрезок самый кратчайший путь)

  2. Нарисуйте на листке 6 отрезков. А теперь с помощью минимального количества линий соедините их, так чтобы получилась картина.

  3. Где среди окружающих нас предметов в классе мы видим отрезки?

  4. Как сравнить два отрезка? (ответы учащихся)

  5. Как сравнить два отрезка без линейки?

Решение: Наложить отрезок АВ на отрезок СD так ,чтобы начало одного совпало с началом другого

  1. если отрезок АВ составляет часть отрезка CD, то он меньше отрезка CD(AB

  2. если отрезок CD составляет часть отрезка AB,то он меньше отрезка AB(AB>CD)

  3. если отмеченный конец отрезка AB совпадает с точкой D, то отрезки АВ и CD равны (АВ=CD).Два отрезка на плоскости называются равными, если существует перемещение, при котором копия одного отрезка совмещается с другим отрезком.

Учитель: Что такое длина отрезка? Что же нам нужно, чтобы найти расстояние? (ответы учащихся) Такие единицы измерения принято называть единичными отрезками, тогда измерить – значит сравнить с эталоном. Длина – это некоторое число, которое показывает, сколько раз единица измерения укладывается в измеряемом отрезке.

  1. Практическая работа:

Возьмите верёвку и в качестве единицы измерения - полоску бумаги. И начинайте откладывать по верёвке эти полоски. Сколько получилось полосок? Возьмите вторую верёвку и проделайте ту же процедуру. Сколько получилось полосок? Сравните верёвки (они одинаковые). А почему разные измерения? (разные единицы измерения). От чего зависит длина отрезка? (от единицы измерения). Какой можно сделать вывод? (чем больше единица измерения, то её укладывается в измеряемом отрезке меньше раз и наоборот). Можно ли сравнить отрезки, если мерки разные? (нет).

Старинные меры длины. Какие старинные меры длины вы знаете или слышали названия дома, в сказках? (слайд №5),слайд№6)слайд №7слайд№8

  1. Давайте решим старинную задачу из сборника «Арифметика» Магницкого. «Идёт один человек в другой город и проходит ежедневно 40 вёрст, а 2-ой человек идет на встречу к нему из другого города и проходит в день 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся? (Через 10 дней).

Ещё существует такая мера длины – шаг. Давайте измерим длину нашего класса. Что вы заметили? (Разные результаты). Удобно пользоваться старинными мерами длины? (нет). Значит, чтобы измерить длину отрезка, надо выбрать единицу измерения одинаковую для всех.

Метр – основная мера в системе мер, принятой практически во всех странах. Она так и называется – метрическая система мер.

Учитель: Какие единицы длины используют для точного измерения кроме метра? (миллиметр, сантиметр, дециметр).

1 метр = … см

1км = … м

Во сколько раз 1 м больше 1 см ?

1м = … дм

1км = … м

Во сколько раз 1 м больше 1 дм?

Рассмотрим (слайд № ) на нём изображён отрезок АВ и точки О, D и С. Как располагаются точки по отношению к отрезку? Введём понятия: «… лежит на отрезке» , «… принадлежит отрезку» , «не принадлежит отрезку» и обозначения : Введём понятия: «… лежит на отрезке» , «… принадлежит отрезку» , «не принадлежит отрезку» и обозначения : Є(принадлежит), (не принадлежит) слайд№9


  1. Физкультминутка

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

  3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 4-6. Повторить 1-2 раза.

Вопросы для актуализации внимания:

Учитель:

Давайте поговорим о взаимном расположение 2-ух отрезков. Что вы можете мне об этом сказать? ответы учащихся: (отрезки могут пересекаться или не пересекаться, иметь общую точку, отрезок может лежать на другом отрезке). Возьмите свои верёвки и покажите различные взаимные расположения двух отрезков.

Давайте посмотрим, правильно ли вы рассуждали, воспользовавшись слайдом (слайд № 11) Закрепление по упражнениям на странице учебника 76.

Итог урока: Что нового мы узнали сегодня на уроке? Где в жизни можно применить знания, полученные на уроке?

Домашнее задание:§1 стр.74 тест на стр.76

Литература: «Математика 5 класс» под редакцией В.В.Козлова и А.А.Никитина 2012г.

«Рабочая программа Математика 5 класс» под редакцией Е.В.Лебедевой 2012г.