|
Рефлексия: Шесть шляп мышления Автор метода: Эдвард де Боно Рефлексия: Шесть шляп мышления Автор метода: Эдвард де Боно Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления. Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Суть метода
Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.
Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое. Правила использования шляп
Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.
Шесть шляп мышления
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Управление процессом Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Информация
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Критика Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Чувства и интуиция Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Логический позитив Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Креативность
-
Приемы ТРКМЧП
инсерт, или условные значки.
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто?
| Что?
| Когда?
| Где?
| Почему?
|
|
|
|
|
| Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
таблица “Толстые и тонкие вопросы” .
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
?
| ?
| Кто…
| Дайте объяснение, почему…
| Что…
| Почему вы думаете…
| Когда…
| В чём разница…
|
“дерево предсказаний” .
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.
Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы.
мозговая атака.
Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
Применяется в данной технологии и метод рефлексии. В применении рефлексии возможны такие приёмы:
- “мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.
- “размышление от обратного” . Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.
ТАКСОНОМИИ БЛУМА ( ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО)
Таксономия - (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Таксономия Блюма разделяет процесс познания на три области: познавательная, эмоциональная и двигательная.
Познавательная сфера охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Эмоциональная сферавключает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых. Кдвигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости. Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное - интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).
Уровень 3 «Я интегрирую»
| Творчество: скомбинировать полученные сведения по-другому, соединяя элементы по новому образцу или предлагая альтернативные решения
| Оценивание: представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям
|
Уровень 2 «Я применяю»
| Анализ: рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений
| Применение: перенести полученные знания, факты, приемы и правила на новые ситуации для решения задач и проблем
|
Уровень 1 «Я знаю»
| Понимание: выделить факты и идеи через их организацию, сравнение, перевод, интерпретацию, описания, определяя главные мысли
| Запоминание: мысленно зафиксировать факты, термины, базовые понятия в виде ответов
|
УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ ПО БЛУМУ
| ПРИМЕР ВОПРОСОВ/ЗАДАНИЙ
| Знание
| Что значит это слово? (дай определение) Опиши место действия. Кто главный герой/герои? Перечисли основные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте.
| Понимание
| Что случилось в конце? (подытожь) Поясни роль в сюжете. Объясни следующую цитату Предположи, что произойдет дальше. Перефразируй тему — о чем текст? Изложи краткое содержание отрывка или главы
| Применение
| Как тема соотносится лично с тобой! Если бы все происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с одним из героев. Напиши свой рассказ на эту же тему.
| Анализ
| Почему герой действует и реагирует таким образом? (проанализируй) Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и др.) Схематически изобрази отношения между героями. Соотнеси черты характера героев с их поступками. Почему важен контекст/ место действия? (исследуй)
| Синтез
| Придумай песню на тему прочитанного. Придумай новую концепцию — чем должна закончиться книга. Организуй группу/клуб для обсуждения темы. Придумай план, по которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал на месте главного героя (представь). Перепиши финал.
| Оценка
| Эффектен ли конец? (оцени) Оцени работу автора, написав рецензию. Оправдай решения главных героев. Реалистичен ли такой конец? Докажи. Пронумеруй героев, исходя из их важности для сюжета, а также — исходя из их правдоподобия.
| Задания на развитие критического мышления
Уровень 1
Знание, Запоминание фактов
Что...? Кто были главные...? Когда... произошло? Вспомните...
Где ...? Кто/Что из ...? Как бы вы объяснили ...? Выберите ...
Почему ...? Как ... произошло? Как бы вы описали ...? Определите ...
Когда ...? Как бы вы показали ...? Перечислите три ... Назовите ...
Как...? Кто был...?
Понимание
Сравните ... Дайте классификацию следующего: ... Что подразумевается ...?
Найдите контраст ... Какая главная идея ...? Что вы можете сказать о ...?
Продемонстрируйте ... Какие предложения подтверждают ...? Каков наилучший ответ ...?
Передайте своими словами ... Объясните, что сейчас происходит ... Как бы вы кратко передали ....?
Как бы вы передали другими словами ...
Какие факты ил идеи показывают ...?
Уровень 2
Применение
Как бы вы использовали...? Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...?
Какие примеры вы можете найти ...? Как бы вы решили ..., используя то, чему сейчас
Примените факты, чтобы ... научились?
Как бы вы показали ваше понимание ...? Как бы вы расположили ..., чтобы показать ...?
Какой подход вы бы использовали ...? Какие элементы вы выбрали бы, чтобы изменить ...?
Что случилось бы в результате ...? Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать ...?
О чем вы бы спросили в интервью с ...?
Как бы вы применили то, чему научились, чтобы
развить ...?
Анализ
Как ... связано с ...? Каковы части или характерные черты ...? На какие категории вы бы
Почему вы думаете ...? Как бы вы проклассифицировали ...? распределили ...?
Какова тема ...? Определите разные части ... Какое заключение можно вывести
Какой мотив в ...? Какие доказательства можно найти ...? ...?
Перечислите части ...? Какие взаимоотношения между ...? Какие можно сделать выводы...?
Какова функция ...? Проведите различия между ...
Какие идеи подтверждают ...?
Уровень 3
Оценивание
Вы согласны с действиями ...? Что бы вы процитировали в защиту действий ...?
Вы согласны с последствиями ...? Какой выбор вы сделали бы на их месте?
Каково ваше мнение о ...? В каком порядке по важности вы бы расставили ...?
Как бы вы доказали ...? опровергли...? Какое суждение вы бы вынесли о ...?
Определите ценность или важность ... Основываясь на том, что знаете, как бы вы
Было бы лучше, если бы ...? объяснили ...?
Почему они (персонаж) выбрали ...? Какие данные были использованы, чтобы прийти к
Что бы вы порекомендовали ...? этому заключению?
К какому сорту вы бы отнесли ...? Как бы вы сравнили идеи ...? людей ...?
Как бы вы могли определить ...?
Как бы вы обосновали ...?
Почему это лучше, чем ...?
Творчество
Как бы вы улучшили ...? Что бы вы изменили, чтобы Что можно было бы скомбинировать, чтобы
Как вы думаете, почему ...? решить ...? улучшить (изменить) ...?
Предложите альтернативу ... Что бы случилось, если бы Как бы вы переделали ..., чтобы создать Придумайте... ...? другое...?
Предскажите последствия, Как бы вы протестировали Как бы вы изменили (видоизменили) если... ...? содержание (план)...?
Постройте модель, которая Какие факты вы можете Что могло бы быть сделано, чтобы бы изменила ... собрать ...? уменьшить (увеличить)...?
Как бы вы спроектировали Придумайте необычный Если вдруг вы могли бы ..., что бы вы ...? способ для... сделали...?
Сформулируйте теорию о ... - Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.
Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. По названию текста определяют, о чем будет текст.Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
Прием « толстых» и «тонких» вопросов
Толстые вопросы тонкие вопросы
|
| Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Прием «Звучит как….», «Выглядит как….»
Выглядит как
| Звучит как
| -Часы
- Конвейер
- Ступеньки лестницы
- Яркая картина
| - «Это ново!»
- «Это интересно!»
- Песня: куплет, припев
|
| Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
| - Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.
- Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
- Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
- Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
- Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
- Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
- Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе
Семинары совместного редактирования.
Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов, хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу.
Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Что я знаю по теме
| Что нового узнал
| Что не понял
|
|
|
| Вопросительные слова
| Основные понятия темы
| Что
Какой
Чем отличается
Почему и т.д.
|
| вопросы
| точка зрения автора
| моя точка зрения
|
|
|
| Что сравнивали?
| Черты и свойства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| соотнося "старую" информацию с "новой";
стараются выражать мысли своими словами(присваивает информацию);
свободно обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями);
анализируют собственные мыслительные операции.
| Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-
следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;
исследования отдельныхвопросов темы и т.д
| Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных
согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
2.
Например:
род
М.
СОБСТВ.
НАРИЦ.
МН.
ЕД.
Существительное
Кто?
Что?
склонение
число
С.
1.
3.
Ж.
!
Б
ОРФОГРАММЫ
ПРЕДЛОГ
Ь
Ь
Прием «Пометки на полях»
Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,
известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядоммаркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже
известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник
информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик
ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с
прочитанным заданием, текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с
имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и
требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения
задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а
вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в
процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя:
Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;
Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки
маркировочных знаков;
В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.
И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.
Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.
Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,
заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным
источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по
этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно
получить ответ от учителя на следующем уроке.
Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +
Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +
Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста
следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из
нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию
темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по -возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Например:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение словарного запаса).
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Прием «Учебный мозговой штурм»
Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Приём«Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Тема «Местоимение».
1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.
3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
Прием. «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я
пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на
заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление
индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения
проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после
обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Лекция со стопами»
Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический
прием. Особенности ее использования в технологии критического
мышления заключается в том, что она читается дозировано. После
каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время
«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный
поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,
которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы,нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
ОРФОГ-
РАММЫ
УЧАТ
ПИСАТЬ
ГРАМОТНО
ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
ЗАПОМ-НИТЬ
СУЩ. Ж. Р. С ШИП. НА КОНЦЕ
ЗНАТЬ ПРАВИЛО
РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь
В КОРНЕ ПЕРЕД БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И
ГЛ. 2-ГО Л. С ЛИЧ. ОК.
ЗНАТЬ ПРАВИЛО
Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема.
С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
На примере темы “Первый властелин единого Китая” хочу показать применение “фишбоуна”. В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается на уроке, в определении ее аспектов и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. Учащиеся начальной школы еще только начинают изучать историю. Мною этот прием был мною адаптирован для обучения учащихся составлению плана рассказа. Последний вид работы с текстом не вызывает энтузиазма у ребят, а о важности его говорить не приходится. Как же мы рисуем рыбку, которая эту скучную работу делает интересной?
1 этап. Исходя из заявленной темы, вместе с детьми ставим большой «толстый» вопрос ко всему параграфу учебника. Например, почему Иван 4 в российской истории называется Грозным? Пишем вопрос и рисуем хребет нашей будущей рыбки.
Почему Иван 4
Грозный ? -------------------------------------------------------------------
2 этап. Чтение текста «Иван 4 Грозный ». По ходу чтения дети делят текст параграфа на части по смыслу. Каждая такая часть – это косточка будущей рыбки. Верхние косточки – это кратко сформулированные пункты плана, а нижние – это ключевые слова к пунктам.
Рождение Детство Венчание Царствование Сын
1. воевал
Почему Иван 4 2. казнил
Грозный ? -------------------------------------------------------------- 3.убил сына
1530, сирота! царь война, Иван,
Елена +Василий III, бояре 1547 казни 1581 год убил сына,
Церковь Вознесения в издевались Успенский картина Репина И.Е. Коломенском Собор
3 этап. После того, как вся информация занесена, в хвостике рыбки делается запись выводов. А далее обводится контур рыбки. Рисунки у всех разные. Они вызывают восторг и являются предметом обсуждения. Но что важно для меня: по этой рыбке дети легко восстанавливают ход событий, описанных в тексте, рассказывают по ключевым словам. Выводы по проблеме дети тоже учатся делать сами, после того как овладели этим приемом. Этот прием является и средством контроля за сформированностью навыков работы с текстом, за умением его структурировать, анализировать и обобщать на элементарном уровне. Для этого надо дать текст и предложить детям составить Фишбоун, выразить восхищение получившимися рыбками. Работая в паре, ученики рассказывают друг другу содержание текста, опираясь на Фишбоун.
Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
стратегия ИДЕАЛ.
Расшифровывается она следующим образом:
И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)
А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)
игровой приём “Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке:
1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;
2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;
3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.
Прием « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
|
» Тэги к этому документу:
приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо
»
Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|