Внеурочная деятельность.
Эта форма работы привлекает из-за нетрадиционных видов деятельности, активной совместной деятельности педагогов и учащихся, которая увлекает и одних и других. Это:
предметные недели;
экскурсионная работа;
участие в творческих конкурсах (в т.ч. дистанционных);
создание фотоальбома – летописи школьной жизни и т.д.
Кружки, факультативы.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые, факультативные занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбирать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы, углубляться в ту или иную тему предмета.
Элективные курсы.
Элективные курсы играют ключевую роль в системе профильного обучения. Основная их задача состоит в удовлетворении индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Индивидуально-групповая работа.
Большую роль в развитии творческих способностей имеет индивидуальный подход к учащимся. Это обуславливается не только индивидуальными качествами учащихся, но и наличием компьютера дома или тем количеством часов,
которые он проводит на кружке, а также интересом к информатике. Преподавание информатики для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.
Индивидуально-групповая работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Нужно определенным образом составить методические пособия, подготовить задания различной сложности и направленности, а квалификация преподавателя должна позволять ему «с ходу» ориентироваться в задаче пользователя, чтобы помочь ему выбрать правильные средства.
Методы обученияВ настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того, чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.
Репродуктивные методы:
инструктаж;
практическая тренировка;
методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
Программированное обучение:
метод алгоритмов;
метод аналогий;
проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.
Методы дифференциации:
каждодневного применения самостоятельной работы;
постепенного нарастания сложности;
решение одной и той же задачи различными средствами и др.
Методы самооценки и самоконтроля.
Метод работы в группах.
Эвристические методы:
метод мозгового штурма;
извлечения скрытых знаний (метод Сократа);
индивидуальной образовательной траектории;
рефлексии и др.
Метод проектов.
Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач. Но это – тема отдельного исследования.
Приемы обучения:
слушания и рассматривания;
наблюдения;
планирования работы с ТСО;
оперирования образами, представлениями, понятиями, суждениями;
оперирования умозаключениями и действиями;
естественного эксперимента;
выполнения творческих работ;
решения нестандартных задач;
игровые приемы и др.
С помощью таких методов и приемов работы дети из «безликой серой массы» превращаются в «букет» индивидуальностей, где нет сильных и слабых, и где каждый по-своему хорош!
Средства обучения:
учебники различных авторов;
методические пособия по отдельным программным продуктам;
презентации, подготовленные учителем и детьми по различным темам курса;
разработки творческих уроков;
компьютеры с программным обеспечением, необходимым для каждого занятия;
мультимедиа-проектор, экран;
тестовые задания и т.д.
Комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики.
Начальный (пропедевтический) курс
В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее – «вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.
Кроме того,
информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.
Один из методов, способствующих осознанию материала, – его образное представление. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, которая представлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т.д. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна. Они очень любят рисовать. Предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуации, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.
В заключении хотелось бы отметить, что при организации подобных форм творческой работы учащихся появляется возможность использовать результаты детского творчества при обучении «следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда и сами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позицию взрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.
Выработка критериев оценки результатов творческой работы ученика.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании можно устроить коллективные (экспертные) просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также может быть учтено мнение учащихся.
Тем не менее, возможен более формализованный подход к оценке результата творческих работ.
Оценка кроссворда.
Требования к ученическим кроссвордам следующие:
Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.
Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.
Кроссворд должен быть представлен следующим образом:
Сетка кроссворда.
Вопросы по вертикали и горизонтали.
Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).
При проверке кроссвордов применяется 100-балльная шкала.
Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдаче задания.
Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.
Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее.
За хорошую сетку начисляется 20 баллов.
Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения - 8 баллов, четыре пересечения - 15 баллов, пять пересечений - 20 баллов.
На оценку влияет количество слов, использованных автором.
За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.
За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.
Результат вычисляется по формуле:
S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20-10*P, где
N2 - количество слов с двумя пересечениями,
N3 -
количество слов с тремя пересечениями,
N4 - количество слов с четырьмя пересечениями;
N5 - количество слов с пятью пересечениями
M - количество слов, превышающих минимально заданное,
P - число фактических ошибок в вопросах,
20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.
При результате больше 100 -
"отлично",
60-100 баллов -
"хорошо",
менее 60 -
"удовлетворительно".
Оценка доклада.
Логика изложения доклада:a.. Доклад построен неграмотно, не дает представления об основной идее и итогах работы – 0.
b.. Доклад построен логично, но имеются отдельные недостатки – 1
c.. Доклад выстроен логично, грамотно, дает ясное представление о работе, ее структуре, итогах и достоинствах -2.
Качество наглядных (раздаточных, демонстрационных) материалов:a.. Наглядные материалы отсутствуют - 0.
b.. Наглядные материалы присутствуют, но не совсем адекватны логике доклада - 1.
c.. Наглядные материалы ярко иллюстрируют основную идею доклада - 2.
Компетентность в проблеме исследованияa.. Автор работы не показал компетентность в проблеме исследования - 0.
b.. Автор работы в среднем показал компетентность в проблеме исследования - 1.
c.. Автор работы продемонстрировал высокую эрудицию и компетентность в проблеме исследования - 2.
Качество аргументации при ответах на вопросы:a.. Ответы на вопросы нечеткие, путанные, не дают представления о точке зрения автора - 0.
b.. Ответы на вопросы в среднем дают представления о точке зрения автора - 1.
c.. Автор продемонстрировал способность формулировать и отстаивать собственную точку зрения по вопросам исследования - 2.
Перевод количественной оценки в качественнуюКоличественная
оценка Качественная оценка7 - 8 баллов 5
5 - 6 баллов 4
Менее 5 балла 3
Оценка презентации.
Критерии оценки СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
· Титульный слайд с заголовком 5
· Минимальное количество - 10 слайдов 10
· Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 10
СОДЕРЖАНИЕ
· Использование эффектов анимации 15
· Вставка графиков и таблиц 10
· Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных 10
· Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 10
ОРГАНИЗАЦИЯ
· Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10
· Слайды представлены в логической последовательности 5
· Красивое оформление презентации 10
· Слайды распечатаны в формате заметок. 5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100
Перевод количественной оценки в качественную
Количественная оценка Качественная оценка
90 - 100 баллов 5
70 -89 баллов 4
50 - 69 баллов 3
менее 50 баллов 2
Критерии оценки Web-сайтов
Критерии оценки СОДЕРЖАНИЕ
Соответствие цели работы 5
Полнота и подробность объяснения материала 20
Соответствие гиперссылок 5
Соответствие графики 5
Грамотность научной лексики, наличие собственного словаря 20
Внешний вид Ясность навигации 5
Внешний вид заголовков 5
Логичность ссылок 5
Насколько легко читается текст и качество графики 5
Соответствие фона 5
Г
рамотность Орфография и синтаксис 20
ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100
Перевод количественной оценки в качественнуюКоличественная оценка Качественная оценка
90 - 100 баллов 5
70 -89 баллов 4
50 - 69 баллов 3
менее 50 баллов 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.
Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.
Реализую заявленную цель через использование:
современных образовательных информационных технологий;
различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную);
методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся (интерактивные методы);
организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.
Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, изучение новых сред и языков программирования, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом. Таким образом, опыт моей работы по развитию творческих способностей учащихся доступен для использования в тех учреждениях образования, где есть учитель, который ищет, творит, дерзает, горит.