|
Протокол № Заместитель директора Директор мбоу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стодолищенская средняя школа
«Рассмотрено на ШМО» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № Заместитель директора Директор МБОУ
от « »______2015г. по УВР______Костенкова Е.В. Стодолищенская СШ Руководитель ШМО _________ 2015г. _______Данченкова С.В.
_______Юрченкова В. А. Приказ № __________
от ________2015г.
Рабочая программа
по факультативному курсу «Информатика»
для 3 класса
Составитель
Романенко Л. В.
учитель высшей категории
2015-2016 учебный год
Информатика ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика». Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - (Москва, «Просвещение», 2011 г.). Календарно-тематическое планирование составлено на основе тематического планирования для УМК Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика, 3-4 классы» для школ, изучающих информатику с 3 класса, по 2 варианту – сокращённый компьютерный вариант (страница 40).
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.
Курс ориентирован на системно-деятельностный подход к обучению. Такой подход реализован в курсе путем создания особой обучающей среды, в пределах которой ребенок полностью компетентен (за счет владения системой инструментов, правил и ограничений) и максимально мотивирован (за счет решения актуальных и интересных для него задач).
В курсе «Информатика» используется система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.
В ходе изучения курса «Информатика» важные фрагменты математических основ информатики, относящиеся к базовому человеческому знанию, осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной форме. Математические основы информатики во многих отношениях являются естественным полем формирования общеучебных навыков и развития общих мыслительно-коммуникативных способностей ребенка.
В основу построения теоретического курса положен ряд принципов:
• ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;
• графические и телесные объекты учебной деятельности;
• введение всего спектра основных понятий современной компьютерной математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;
• использование человеческих языков как основной области реальных приложений математических конструкций.
Курс тесно связан с образовательными областями «Математика» и «Языки». Однако и с другими школьными дисциплинами он имеет достаточно много точек соприкосновения. Так в процессе решения задач курса ученики пользуются географической картой, работают с родословными царей, деревом классификации растений, дневником наблюдения за погодой и т. п. Таким образом, курс можно использовать для интеграции предметных областей и установления более тесных межпредметных связей, а также иллюстрации специфики практических задач, которые, как правило, выходят за рамки какой-либо учебной дисциплины.
Важной составляющей курса являются проектные уроки. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе таких уроков ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом.
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса:
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
1) владение базовым понятийным аппаратом:
• цепочка (конечная последовательность);
• мешок (неупорядоченная совокупность);
• одномерная и двумерная таблицы;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
• выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
• проведение полного перебора объектов;
• использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; Содержание программы:
Правила игры
Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. * Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия: первый, второй, третий и т. п., 'последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. * Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач. Основы теории алгоритмов
Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.
* Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.
Игры с полной информацией
№
п/п
| Наименование раздела и тем
| Количество часов
| 1
| Раскрась, как хочешь.
| 1
| 2
| Правило раскрашивания. Цвет.
| 1
| 3
| Проект «Моё имя»
| 1
| 4
| Области.
| 1
| 5
| Одинаковые (такая же), разные.
| 1
| 6
| Обведи. Соедини.
| 1
| 7
| Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины.
| 1
| 8
| Проект «Разделяй и властвуй»
| 1
| 9
| Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно.
| 1
| 10
| Все, каждый. Буквы и цифры.
| 1
| 11
| Цепочка: бусины в цепочке.
| 1
| 12
| Сколько всего областей.
| 1
| 13
| Истинные и ложные утверждения.
| 1
| 14
| Есть – нет.
| 1
| 15
| Одинаковые цепочки. Разные цепочки.
| 1
| 16
| Бусины в цепочке.
| 1
| 17
| Контрольная работа № 1 по теме «Цепочки».
| 1
| 18
| Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
| 1
| 19
| Алфавитная цепочка. Слово.
| 1
| 20
| Раньше – позже.
| 1
| 21
| Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет.
| 1
| 22
| Проект «Буквы и знаки в русском тексте».
| 1
| 23
| Словарь.
| 1
| 24
| Бусины в цепочке.
| 1
| 25
| Бусины в цепочке.
| 1
| 26
| Проект «Записная книжка»
| 1
| 27
| Мешок.
| 1
| 28
| Одинаковые и разные мешки.
| 1
| 29
| Мешок бусин цепочки.
| 1
| 30
| Мешок бусин цепочки.
| 1
| 31
| Таблица для мешка (одномерная).
| 1
| 32
| Решение задач.
| 1
| 33
| Контрольная работа №2 по теме «Мешок».
| 1
| 34
| Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
| 1
|
Турниры и соревнования — правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: «Крестики-нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Математическое представление информации
Одномерная и двумерная таблицы для мешка — использование таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Решение практических задач
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).
Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).
Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»).
Решение практических задач. ИКТ-квалификация
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).
Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).
Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»)
Календарно-тематическое планирование
Факультатив «Информатика»
№ п/п
| Раздел программы, количество часов
| Тема урока
| Количество часов
| Срок проведения
| Основные виды деятельности обучающихся
| Материально-техническое обеспечение урока
|
|
|
|
| Планир
| Фактич
|
|
| 1
|
| Раскрась, как хочешь.
| 1
|
|
| Практикум
| Тетрадь на печатной основе
| 2
|
| Правило раскрашивания. Цвет.
| 1
|
|
| Фронтальный опрос
| Листы с заданием.
| 3
|
| Проект «Моё имя»
| 1
|
|
| Проверочная работа
| Карточки.
| 4
|
| Области.
| 1
|
|
| Фронтальный опрос
| Листы с заданием.
| 5
|
| Одинаковые (такая же), разные.
| 1
|
|
| Фронтальный опрос
| Листы с заданием.
| 6
|
| Обведи. Соедини.
| 1
|
|
| Фронтальный опрос
| Листы с заданием.
| 7
|
| Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 8
|
| Проект «Разделяй и властвуй»
| 1
|
|
| Проверочная работа
| Проекты уч-ся.
| 9
|
| Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 10
|
| Все, каждый. Буквы и цифры.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 11
|
| Цепочка: бусины в цепочке.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 12
|
| Сколько всего областей.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 13
|
| Истинные и ложные утверждения.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 14
|
| Есть – нет.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 15
|
| Одинаковые цепочки. Разные цепочки.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 16
|
| Бусины в цепочке.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 17
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Цепочки».
| 1
|
|
| Проверочная работа
| Карточки.
| 18
|
| Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 19
|
| Алфавитная цепочка. Слово.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 20
|
| Раньше – позже.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 21
|
| Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 22
|
| Проект «Буквы и знаки в русском тексте».
| 1
|
|
| Проверочная работа
| Карточки.
| 23
|
| Словарь.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 24
|
| Бусины в цепочке.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 25
|
| Бусины в цепочке.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 26
|
| Проект «Записная книжка»
| 1
|
|
| Проверочная работа
| Карточки. Карточки.
| 27
|
| Мешок.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 28
|
| Одинаковые и разные мешки.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 29
|
| Мешок бусин цепочки.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 30
|
| Мешок бусин цепочки.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 31
|
| Таблица для мешка (одномерная).
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
| 32
|
| Решение задач.
| 1
|
|
| Индивидуальный опрос
|
| 33
|
| К/р /№2 по теме «Мешок».
| 1
|
|
| Проверочная работа
| Карточки.
| 34
|
| Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
| 1
|
|
| Работа в тетрадях с печатной основой
Индивидуальный опрос
| Тетрадь на печатной основе
|
Перечень учебно-методических средств обучения Литература Для учащихся:
1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 Для учителя:
1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова. Информатика. Методическое пособие. 3 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.
2. Матвеева Н.В. и др. Электронное приложение. Информатика и ИКТ. 3 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. |
|
|