Главная страница


Урок по математике и биологии. В мире цветов и плодов. Авторы: Козлова М. В., учитель математики



Скачать 178.71 Kb.
НазваниеУрок по математике и биологии. В мире цветов и плодов. Авторы: Козлова М. В., учитель математики
Козлова М.В
Дата05.04.2016
Размер178.71 Kb.
ТипУрок

Интегрированный урок по математике и биологии. В мире цветов и плодов.

Авторы: Козлова М.В. , учитель математики

Ельчанинова Е.О., учитель биологии

Пояснительная записка.

Образовательный процесс в рамках внедрения ФГОС требует новых подходов и методов к построению урока. Одним вариантом нового урока является интегрированный урок. Интегрированный урок способствует формированию целостной картины мира у учащихся. Кроме того, такие уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. У малоуспешных в одном предмете детей появляется возможность проявить себя в другом предмете.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 5 классов в соответствии с ФГОС. Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнение действий с дробями по математике. Урок завершает тему «Действия с десятичными дробями» по математике и тему «Цветок. Образование цветов и плодов» по биологии. Проводится в форме дидактической игры, направлен на повышение мотивации к учению, обобщение и систематизацию знаний. Неотъемлемым компонентом урока являются слайдовые презентации для учителя и учащегося. Слайдовая презентация применяется не только для демонстрации, но и как средство обучения, проверки и коррекции знаний. В ходе урока учащиеся выполняют различные задания в тетрадях и на компьютерах, в парах и индивидуально. Результаты выполненных заданий заносятся в лист оценивания, сравниваются с эталоном на экране, производится необходимая коррекция в полученных ранее знаниях.

Тема урока: «В мире цветов и плодов».

Цели урока:

-обучающие: закрепить действия с десятичными дробями; уметь выполнять действия с десятичными дробями, входящими в состав числовых выражений, уметь решать задачи с десятичными дробями разными способами;

обобщить и систематизировать знания учащихся о генеративных органах цветкового растения.

-развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, развивать внимание и умения применять полученные знания.

-воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование и материалы:

  1. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др.,

  2. Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5 -6 классы. Часть 1/ Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак

  3. Мультимедиа проектор, компьютер для учителя, 15 компьютеров для учащихся.

  4. Слайдовая презентация для учителя, слайдовые презентации для учащегося для выполнения задания, лист оценивания.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, устная и письменная проверка знаний.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями и обучающимися в процессе различных видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

Математика

  • записывать и читать десятичные дроби;

  • выполнять вычисления с десятичными дробями;

  • применять свойства сложения и вычитания десятичных дробей;

  • решать уравнения, содержащие десятичные дроби.

Биология

  • выделять существенные признаки цветка и плода;

  • различать на живых объектах, рисунках цветки, его части, плоды и соцветия покрытосеменных растений;

  • сравнивать цветки, плоды разных видов растений, уметь делать выводы на основе сравнения;

  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения цветков, плодов и их функциями.



Технологическая карта интегрированного урока в 5 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация знаний. Постановка целей урока.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (Слайд 1).
Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня мы с вами проводим необычный урок – интегрированный. Мы с вами будем заниматься одновременно математикой и биологией. Тема нашего урока – В мире цветов и плодов. Мы повторим и закрепим с вами знания о строении цветка, типах плодов и соцветий. А что бы узнать, какими математическими действиями мы будем заниматься, вам предлагается решить ребусы. (Слайд2–6).

Включаются в деловой ритм урока.

Решают ребусы и формулируют цели урока.


Биология: узнают на рисунке главные части цветка, процесс опыления.

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: постановка учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация пройденных знаний

Задание 1 (слайд 7). Вам предлагается решить примеры и распределить их в две группы. Принцип распределения примеров вы должны определить самостоятельно и записать полученные результаты в лист оценивания (задание 1 столбец – Математика).

Какие группы вы получили? Плоды каких растений оказались в первой корзине? Во второй корзине.

У нас получилось две корзины плодов. На каком принципе основано деление плодов на группы? Запишите ответ в лист оценивания (задание 1 столбец – Биология).

Учитель демонстрирует правильно выполненные задания на экране.

Задание 2 (слайд 8). Разделите плоды на односемянные и многосемянные. Запишите в лист оценивания названия растений по группам (задание 2 столбец – Биология).

Найдите: во сколько раз сумма дробей в одной корзине больше, суммы дробей в другой корзине? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 2 столбец – Математика).

Учитель демонстрирует правильно выполненные задания на экране.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях, распределяя примеры по группам в зависимости от полученного результата.

Учащиеся называют растение и тип плода в процессе распределения по корзинам.

Ответ обучающихся: по характеру околоплодника – сухие и сочные.

Учащиеся выполняют самопроверку.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях, составляя правильное выражение и находят его значение.

Учащиеся выполняют самопроверку.

Математика: Записывают и читают десятичные дроби. Выполняют вычисления с десятичными дробями.

Применяют свойства сложения и вычитания при совершении арифметических действий с дробями.



Биология: Различают на рисунках типы плодов. Выделяют признаки для анализа и классифицируют плоды в зависимости от сочности околоплодника и количества семян

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: сличение результатов с заданным эталоном, внесение необходимых корректив, осознание уже усвоенного и подлежащего усвоению.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Обобщение и систематизация знаний


Задание 3 (слайд 9). Найдите значение выражения, и вы узнаете: чем пахнет цветок, опыляемый крыланами? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 3 столбец – Математика).

Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране.

Цветок, который опыляют крыланы – Кигелия. Распускаются цветы ночью, свисают гроздьями по три цветка. Основными опылителями являются летучие мыши, которые скапливаются стаями вокруг этих деревьев. После опыления на цветоножке можно увидеть небольшую «колбаску», поэтому второе название этого растения сосисочное дерево.

Задание 4 (слайд 10). Найдите значение выражения, и вы узнаете: какое растение цветет под землей на глубине 2 метра? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 4 столбец – Математика).

Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране.

Подземные орхидеи развиваются в земле, используя остатки других видов растений. Ученые предполагают, что их опыляют обитатели почвы, но кто именно – до сих пор не известно. На их стеблях живут особенные грибы: они и кормят подземные орхидеи.

Задание 5 (слайд 11). Решите уравнение, и вы узнаете: плоды какого растения можно съесть и ваша кожа будет пахнуть фиалками? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 7 столбец – Математика).

Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране.

Дерево – кеппел или другое его название парфюмерное дерево. Растет это дерево в Индонезии, Индии, Тайланде. Его плоды растут не только на ветвях, но и на стволе. Плоды похожи на груши, а вкус напоминает манго.

Задание 6 (слайд 12-13). Для выполнения этого задания воспользуйтесь компьютером. Откройте файл с названием Задание 6 и соберите цветок из его частей, а также установите соответствие названий частей цветка с его изображением.

Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране.

Запишите в лист оценивания количество правильно указанных частей (задание 5 столбец – Биология).


Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

Учащиеся выполняют самопроверку и узнают ответ на вопрос.
Учащиеся выполняют работу в тетрадях.
Учащиеся выполняют самопроверку и узнают ответ на вопрос.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях.


Учащиеся выполняют самопроверку и узнают ответ на вопрос.

Учащиеся выполняют работу за компьютером.

Учащиеся выполняют самопроверку.

Математика: Записывают и читают десятичные дроби. Выполняют вычисления с десятичными дробями.

Применяют свойства сложения и вычитания при совершении арифметических действий с дробями. Решают уравнение, содержащее десятичные дроби.




Биология: Выявляют взаимосвязи между строением цветка и способом его опыления.

Биология: называют основные части цветка

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: сличение результатов с заданным эталоном, внесение необходимых корректив, осознание уже усвоенного и подлежащего усвоению.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: синтез,

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.


Задание 7 (слайд 14). Решите уравнение и запишите результаты в лист оценивания (задание 6 столбец – Биология).

Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране.


Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

Учащиеся выполняют самопроверку.

Биология: называют составные части околоцветника, главные части цветка

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: сличение результатов с заданным эталоном, внесение необходимых корректив, осознание уже усвоенного и подлежащего усвоению.

Познавательные: умение структуризировать знания, знаково-символическое моделирование, анализ и синтез.


5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Задание 8 (слайд 15). Для выполнения этого задания воспользуйтесь компьютером. Откройте файл с названием Задание 8. Восстановите картинку. Для этого установите соответствие между вопросами справа и ответами слева. Цвет номера вопроса соответствует ячейке с ответом того же цвета.

Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране.

Раффлезия Арнольди. Самый большой цветок в мире, достигает 1 метра в диаметре. Кроме цветка у него ничего нет: ни корней, ни стебля, ни листьев. Это растение паразит. Оно прирастает к другим растениям и сосет сок. Цветок пахнет гнилым мясом, потому что его опыляют мухи.


Учащиеся выполняют работу за компьютером.


Учащиеся выполняют самопроверку.

Математика: Записывают и читают десятичные дроби. Выполняют вычисления с десятичными дробями.

Применяют свойства сложения и вычитания при совершении арифметических действий с дробями.



Биология: устанавливают соответствие между соцветием и названием растения

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: сличение результатов с заданным эталоном, внесение необходимых корректив, осознание уже усвоенного и подлежащего усвоению.

.

6.Рефлексия

Подведение итогов.

Необходимо оценить свою работу. Для этого посчитаем количество правильных ответов.

«5» - 22-24

«4» - 21-18

Если у вас менее 18 баллов, то вам необходимо повторить тему.

На обратной стороне листа оценивания напишите ответы на вопросы:

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Какие задания вызвали у вас затруднения?

  3. Какие задания были для вас легкими?

  4. Хотели бы вы, чтобы такие уроки проводились как можно чаще?

Спасибо за урок!

Учащиеся подсчитывают количество правильных ответов. Отвечают на вопросы анкеты

Математика: Выделение и осознание изученного и того, что ещё нужно усвоить.



Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач

Регулятивные: сличение результатов с заданным эталоном, внесение необходимых корректив, осознание уже усвоенного и подлежащего усвоению.



Ход урока.

  1. Мотивация знаний. Постановка целей и задач урока.

Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня мы с вами проводим необычный урок – интегрированный. Мы с вами будем заниматься одновременно математикой и биологией. Тема нашего урока – В мире цветов и плодов. Мы повторим и закрепим с вами знания о строении цветка, типах плодов и соцветий. А чтобы узнать, какими математическими действиями мы будем заниматься, вам предлагается решить ребусы. (Слайд 2 – 6).

  1. Актуализация пройденного материала.

Задание 1 (слайд 7). Вам предлагается решить примеры и распределить их в две группы. Принцип распределения примеров вы должны определить самостоятельно и записать полученные результаты в лист оценивания (задание 1 столбец – Математика). Учащиеся выполняют работу в тетрадях, распределяя примеры по группам в зависимости от полученного результата (0,18 и 2,7). Какие группы вы получили? Плоды каких растений оказались в первой корзине? Во второй корзине. Учащиеся называют растение и тип плода. У нас получилось две корзины плодов. На каком принципе основано деление плодов на группы? Запишите ответ в лист оценивания (задание 1 столбец – Биология). (По характеру околоплодника – сухие и сочные). Учитель демонстрирует правильно выполненные задания на экране, учащиеся выполняют самопроверку.

Задание 2 (слайд 8). Разделите плоды на односемянные и многосемянные. Запишите в лист оценивания названия растений по группам (задание 2 столбец – Биология). Найдите: во сколько раз сумма дробей в одной корзине больше, суммы дробей в другой корзине? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 2 столбец – Математика). Учащиеся выполняют работу в тетрадях, составляя правильное выражение и находят его значение. Учитель демонстрирует правильно выполненные задания на экране, учащиеся выполняют самопроверку.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Задание 3 (слайд 9). Найдите значение выражения, и вы узнаете: чем пахнет цветок, опыляемый крыланами? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 3 столбец – Математика). Учащиеся выполняют работу в тетрадях. Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране, учащиеся выполняют самопроверку и узнают ответ на вопрос.

Цветок, который опыляют крыланы – Кигелия. Распускаются цветы ночью, свисают гроздьями по три цветка. Основными опылителями являются летучие мыши, которые скапливаются стаями вокруг этих деревьев. После опыления на цветоножке можно увидеть небольшую «колбаску», поэтому второе название этого растения сосисочное дерево.

Задание 4 (слайд 10). Найдите значение выражения, и вы узнаете: какое растение цветет под землей на глубине 2 метра? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 4 столбец – Математика). Учащиеся выполняют работу в тетрадях. Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране, учащиеся выполняют самопроверку и узнают ответ на вопрос.

Подземные орхидеи развиваются в земле, используя остатки других видов растений. Ученые предполагают, что их опыляют обитатели почвы, но кто именно – до сих пор не известно. На их стеблях живут особенные грибы: они и кормят подземные орхидеи.

Задание 5 (слайд 11). Решите уравнение, и вы узнаете: плоды какого растения можно съесть и ваша кожа будет пахнуть фиалками? Запишите полученное значение выражения в лист оценивания (задание 7 столбец – Математика). Учащиеся выполняют работу в тетрадях. Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране, учащиеся выполняют самопроверку и узнают ответ на вопрос.

Дерево – кеппел или другое его название парфюмерное дерево. Растет это дерево в Индонезии, Индии, Тайланде. Его плоды растут не только на ветвях, но и на стволе. Плоды похожи на груши, а вкус напоминает манго.

Задание 6 (слайд 12-13). Для выполнения этого задания воспользуйтесь компьютером. Откройте файл с названием Задание 6 и соберите цветок из его частей, а также установите соответствие названий частей цветка с его изображением. Учащиеся выполняют работу за компьютером. Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране, учащиеся выполняют самопроверку. Запишите в лист оценивания количество правильно указанных частей (задание 5 столбец – Биология).

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задание 7 (слайд 14). Решите уравнение и запишите результаты в лист оценивания (задание 6 столбец – Биология). Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране, учащиеся выполняют самопроверку.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание 8 (слайд 15). Для выполнения этого задания воспользуйтесь компьютером. Откройте файл с названием Задание 8. Восстановите картинку. Для этого установите соответствие между вопросами справа и ответами слева. Цвет номера вопроса соответствует ячейке с ответом того же цвета. Учащиеся выполняют работу за компьютером. Учитель демонстрирует правильно выполненное задание на экране, учащиеся выполняют самопроверку. Раффлезия Арнольди. Самый большой цветок в мире, достигает 1 метра в диаметре. Кроме цветка у него ничего нет: ни корней, ни стебля, ни листьев. Это растение паразит. Оно прирастает к другим растениям и сосет сок. Цветок пахнет гнилым мясом, потому что его опыляют мухи.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, подведем итоги урока. Необходимо оценить свою работу. Для этого посчитаем количество правильных ответов. «5» - 22-24

«4» - 21-18

Если у вас менее 18 баллов, то вам необходимо повторить тему и выполнить задания еще раз на дополнительных уроках.

На обратной стороне листа оценивания напишите ответы на вопросы:

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Какие задания вызвали у вас затруднения?

  3. Какие задания были для вас легкими?

  4. Хотели бы вы, чтобы такие уроки проводились как можно чаще?

Список источников информации.

  1. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Г.А.Воронина, Г.С. Калинова; под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.

  2. Лаврова С. Занимательная ботаника. Методическое пособие для взрослых. / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2013. – 143 с.

  3. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.В. Чернобай. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 56 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63с.

  5. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=466700

  6. https://menobr.ru/materials/19/37639/