Главная страница

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с зпр через устное народное творчество и произведения детских писателей



Скачать 71.52 Kb.
НазваниеРазвитие элементарных математических представлений у дошкольников с зпр через устное народное творчество и произведения детских писателей
Дата14.03.2016
Размер71.52 Kb.
ТипДокументы


Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР через устное народное творчество и произведения детских писателей

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений.

В ходе математического развития у детей с ЗПР формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Для детей с задержкой психического характерны нарушения

- познавательной деятельности,

-незрелости эмоционально-волевой сферы,

-преобладание игровых интересов,

-пониженная  работоспособность,

-быстрая  пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения

Диагностика математических представлений выявляет, что дошкольники с ограниченными возможностями здоровья:

-  механически, неосознанно  запоминают порядок следования чисел до 10, у них  наблюдается «безытоговый» счет

-ошибаются при установлении соответствия между множествами, отсутствует умение оперировать множествами.

-не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число,

-неверно пересчитывают количество предметов 

- с трудом запоминают цифры, знаки

-Пространственно-временные представления детей с ЗПР также недостаточно сформированы

- склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.

Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм и художественных произведений, как средства воспитания и обучения детей.

Ценность этих произведений заключается, прежде всего, в их высокой интонационной выразительности.

Малые фольклорные жанры и произведения детских писателей, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка ребёнка с ЗПР, так как, детская память избирательна.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов работающих с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья - развить и формировать у детей интерес к математике, по средствам использования фольклорных жанров и произведений детских писателей.

Целесообразно включать фольклор и произведения детских писателей в следующие разделы программы по ФЭМП у детей с ЗПР

– развитие и совершенствование сенсорных представлений
– развитие пространственных и временных представлений
– формирование количественных представлений и отношений
– формирование навыков решения элементарных арифметических задач

Произведения детских писателей и малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками с ЗПР:

- как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, понятием);

- как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания (правила);

-как занимательный игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

Принципы:


  • Фольклорная форма должна иметь математическое содержание

  • Математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и соответствовать программным требованиям

  • Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны

  • Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.

Одно из известных фольклорных жанров - загадка. Загадка служит как средство усвоения некоторых понятий: множество, отношение, величина, число, а так же для конкретизации и закрепления пройденного материала.

В работе по формированию ЭМП могут быть использованы загадки следующего содержания:

- связанные с понятием числа и цифры;

- со сравнением множеств, величин, чисел: больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, уже - шире;

-с временными представлениями и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года;

-с пространственными представлениями;

-с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.
Особенно эффективно использование загадок на закрепление пройденного материала, где дети должны найти и показать, выложить (из косточек, палочек, шнурочков) или напечатать (математический диктант) угаданную цифру или геометрическую фигуру.

Следующий фольклорный жанр - скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и в свободной деятельности. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка.

Пословицы и поговорки могут быть использованы при ознакомлении с числом, последовательностью дней недели, временами года.

Интересные возможности представляет дефектологу работа со считалками, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений.

Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать память, овладевать элементами артистизма.

Мир детства невозможно представить без сказок и стихов. При формировании ЭМП у дошкольников большой эффективностью обладают сказки и стихи детских писателей. Так знакомя детей с числом и цифрами можно использовать стихи и сказки С.Маршака, Г.Виеру, В.Бакалдина, С.Михалкова и др. писателей.

Практика работы с дошкольникам показывает, что детям очень трудно усвоить темы по решению задач. Затруднения вызывает усвоение структуры задачи, постановки вопроса к задаче, решение задач на сложение и вычитание, составление задач. Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, поможет использование на занятиях задач в стихах или оформленных в виде сказок.

Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях помогут русские народные сказки «Колобок», «Теремок», « Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый и количественный счёт.

Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т.д.

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка».

Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С.Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г.Скребицкого «Четыре художника», Н.Мигуновой «Круглый год».

Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения, где употребляются числа три, четыре, семь: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», « Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Цветик-семицветик» и т.д.

В своей практике закрепляя материал по ФЭМП также используем различные виды театров и работу с песком, с использованием сказочных персонажей.

Не надо забывать и о том, что важное место при формировании ЭМП играют пальчиковые игры и физкультминутки.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика, «пальцевой счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Физкультминутки и пальчиковые игры помогут детям:

- усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад»;

- будут способствовать развитию счёта на слух;

- развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.

Формируя ЭМП в своей работе используем технологию В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

Принципом, которой является игровое обучение детей дошкольного возраста с использованием сказочных персонажей, сказок.

"Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
"Сказочные лабиринты игры" помогут усвоить детям понятия:

1.Выше-ниже, перед, за, между, количественный и порядковый счёт

2. Состав числа

3.Соотносить количество предметов с цифрой

4.Научит решать арифметические задачи и т.д.

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей математике. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и  приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научит делать элементарные умозаключения, строить высказывания, суждения, сформируют быстроту реакции.

Планируя работу по включению загадок, стихов, пословиц, поговорок в занятия по математике, рекомендуется использовать следующую литературу

  • Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой» Москва 2011г.

  • В.Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»Москва 1994г.

  • Харько Т.Г.,В.В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры» Санкт-Петербург 2007г.

  • С.Е. Царёва «Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальном обучении математике» Новосибирск 1998г.