|
Рабочая программа второй группы раннего возраста (от 2 до 3) на 2015-2016 учебный год воспитатели : Бычкова О. М
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад №17 «Светлячок» Хасанского муниципального района пгт Славянка Приморского края Принята Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Светлячок» __________ Кулешова О.Н.
№____ от _________20 г «____ » _________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ОТ 2 ДО 3) НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатели : Бычкова О.М.
Борухина Е.В.
Славянка 2015г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основной общеобразовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад №17 «Светлячок» пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края, для создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства , формирования основ базовой культуры личности , всестороннего развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
3. Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
4. Креативность (творческая организация) процессов воспитания и обучения;
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;
7. Обеспечение развития ребёнка в целях воспитания и обучения;
8. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
9. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающее умственные и физические перезагрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
Решения обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
1.1 ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети становятся самостоятельные.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности и культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словестные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней- действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенные к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога»- окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуется зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления.
Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.д.
Начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до 2х лет.
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
I Примерный режим дня.
Правильный распорядок дня-это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Следует стремиться к тому, чтобы приблизить режим дня к индивидуальным особенностям ребенка.
В средине занятий статистического характера рекомендуется проводить физкультминутки.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.
Режимные моменты
| Вторая группа раннего возраста
| Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность
| 7.30-8.00
| Подготовка к завтраку, завтрак
| 8.00-8.30
| Игры, самостоятельная деятельность
детей
| 8.30-8.40;
8.40-9.10
| Организованная детская деятельность, занятия со специалистами
| 8.45-9.10
| Подготовка к прогулке, прогулка
| 9.20-11.15
| Возращение с прогулки, самостоятельная деятельность
| 11.15-11.30
| Подготовка к обеду, обед
| 11.30-12.00
| Подготовка ко сну, дневной сон
| 12.30-1500
| Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
| 15.00-15.15
| Полдник
| 15.15-15.25
| Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность
| 15.25-15.45
| Подготовка к прогулке, прогулка
| 15.45-16.30
| Возращение с прогулки, самостоятельная деятельность
| 16.30-17.00
| Подготовка к ужину, ужин
| 17.00-17.30
| Самостоятельная деятельность, уход домой
| 17.30-18.00
|
II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.
Базовый вид деятельности
| Вторая группа раннего возраста
| Интеграция образовательных областей
| Физическая культура в помещении
| 2 раза в неделю
| Физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие
| Физическая культура на прогулке
| 1 раз в неделю
| Познавательное развитие
| 1 раз в неделю
| Развитие речи
| 2 раза в неделю
| Рисование
| 1 раз в неделю
| Лепка
| 1 раз в неделю
| Аппликация
| -
| Музыка
| 2 раза в неделю
| ИТОГО
| 10 занятий в неделю
|
III. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей.
Содержание психолого-педагогической работы
Примерное тематическое планирование
месяц
| Тема
| Сентябрь
| Овощи, фрукты
Осень
Домашние животные (птицы)
Знакомство с формой , величиной
| Октябрь
| Я человек
Хлеб
Мой дом (мебель)
Кто в домике живет
| Ноябрь
| Транспорт
Сенсорика
Посуда
Животные леса
| Декабрь
| Скотный двор
Профессии
Одежда
Новый год
| Январь
| Зима
Сенсорика (математика)
Деревья
Деревянные игрушки
| Февраль
| Мчится Ваня с горки (виды спорта)
Звери зимой
Наши папы
Кролик . Огород на окне.
| Март
| Мама
Народные игрушки
Песенки, потешки
Мой веселый звонкий мяч
| Апрель
| Весна
Закреплять знания о дом.животных
Море, рыбы
Водичка-водичка
| Май
| Закрепление (мебель, посуда)
Цветы -одуванчик
Предметы которые нас окружают
Знакомство с животными жар. стран
|
1.1.Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие познавательно исследовательской деятельности
Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представление о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.).
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, красный мяч-синий мяч, большой кубик-маленький кубик).
Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ними ( обводить руками части предмета, гладить их и т.д.)
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей. Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков- цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («чудесный мешочек», «теплый-холодный», «легкий-тяжелый» и т.п.); мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).
Приобщение к социокультурным ценностям
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Знакомить детей с театром через мини-спектакли и представления, а так же через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской, поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Рассказывать детям о понятных профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Примерное комплексное тематическое планирование
месяц
| Образовательная область
| Приобщение к социокультурным ценностям
| сентябрь
| Физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие
| 1.Бабушка Арина в гостях у ребят . Расширять представления об осени.
2.Знакомство с дид. игрушками.
3.Построим будку для собачки
4.Найди миску для кошки котенка.
| октябрь
| 1.Как зовут твоих друзей.
2. «В песочнице» рассматривание картины
3.Дид.игра «Уложим куклу спать».
4.Кроватка для неваляшки
| Ноябрь
| 1.На чем люди ездят?
2.Пирамидки разного цвета
3.Игрушки и посуда, для чего нужны?
4.Кто живет в лесу?
| Декабрь
| 1.Игра «Гости»
2.Что делает шофер?
3.Кукла Катя собирается на прогулку. Хитрые башмачки.
4.Как звери готовятся к празднику ёлки
| Январь
| 1.Птицы зимой, какие бывают птицы
2.Ознакомление с качеством и свойствами предметов
3.Рассматривание картины «Зимой на прогулке»
4.Знакомство с игрушкой (дерев.лошадка)
| Февраль
| 1.Действие с предметом. Найди предмет по картинке
2.Кто это за зимний зверь?
3.Папы разные нужны
4.Посадка лука
| Март
| 1.У кого какая мама? Мамины помощники
2.Любимые игрушки ребят
3.Р.Н.П. «Бежала лесочком лиса с кузовочком»
4.Ознакомление с качеством предметов (узкий-широкий)
| Апрель
| 1.Заучивание заклички «Дождик..»
2.Стих. Барто «Кто как кричит»
3.Рассматривание картины «Чья лодочка»
4.Тонет-не тонет
| Май
| 1.Игрушки в гостях у ребят
2.Там и тут одуванчики цветут
3.Выбираем игрушки для прогулки
4.Барто «Слон»
|
Формирование элементарных математических представлений.
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один-много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению речи (большой дом-маленький домик, большая матрешка-маленькая матрешка)
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и т.п.)
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Ознакомление с миром природы.
Знакомить детей с доступным миром природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных ( кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты ( яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения.
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созреют многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах ( катание с горки на санках, играх в снежки, лепка снеговика и т.п.)
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки. 1.2. Образовательная область «Речевое развитие» Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитаем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Обогащать словарь детей.
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?» и т.п.) и более сложные вопросы («Во что одет?», «Где?», «Когда» и т.п.)
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Примерное комплексное тематическое планирование
Месяц
| Образовательная область
| Речевое развитие
| Сентябрь
| Физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие
| 1.Действия с предметами «Огурчик, помидорчик»
2.Рассказывание сказки «Репка»
3.Летают листья, кружатся
4.Ходит по двору петушок
5.Чики-чики чикалочки.. разучивание потешки
6.Еду-еду на лошадке
7.Мохнатенькая-усатенькая
8.Ранним-рано по утру. Разучивание песенки дудочки
| Октябрь
| 1.Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригножий»
2.Чтение потешки «Водичка, водичка»
3.Чтение н.н.п. «Три веселых братца». Дид. игра «Поручение»
4.Повторение и обыгрывание сказки «Репка»
5.Ладушки-оладушки.
6.Баранки, калачи с пылу, с жару из печи.
7.Дид.игра «Устроим кукле комнату»
8.Рассказывание сказки «Теремок»
| Ноябрь
| 1.Стихотворение Барто «Грузовик»
2.Мчится поезд.
3.Цветные машинки.
4.Я пеку всем друзьям по пирожку
5.Чайная посуда. Куклы у нас в гостях
6.Дид.игра «Кукла Катя готовит обед»
7.Ёжик
8.Рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами»
| Декабрь
| 1.Рассматривание картины «Скотный двор»
2.Рассатривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»
3.»Кто нам помогает» (о няне)
4.За что мы благодарим повара.
5.Оденем куклу Катю на прогулку.
6.В обувном магазине.
7.Скоро Новый год рассматривание ёлки.
8.Маленькой ёлочки холодно зимой.
| Январь
| 1.Рассматривание картины «Зимние забавы»
2.Холодно.
3.Строим домик для матрешки.
4.Дид.упражнение с кубиками и кирпичиками.
5.Лес и его обитатели.
6.Рассматривание деревьев и листиков.
7.Из чего сделаны игрушки
8.Полочка для деревянных игрушек, определи на ощупь.
| Февраль
| 1.Зимние забавы родителей и малышей.
2.Санки для зверят (один-много)
3.Есть в лесу под елкой хата. (жилище живот.)
4.Птицы зимой. Покормим птиц.
5.Мой папа.
6.Как с папулей я играю
7.Наблюдение за кроликом.
8.Огород на окне.
| Март
| 1.Игра инсценировка «Добрый вечер мамочка»
2.Мама дорогая очень любит нас.
3.Коровка и бычок. Использование фольклорных произв.
4.Действие с предметами –матрешка
5.Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор..»
6.Чтение потешки «Еду к бабе, еду к деду..»
7.Коробка для игрушек «Что бывает О»
8.Надувала кошка шар. Разноцветные шары.
| Апрель
| 1.Весенняя травка.
2.Р.н.закличка «Солнышко-ведрышко»
3.Кто что ест, животные и их детеныши
4.Инсценировка знакомых потешек.
5.Морские волны «Кораблик»
6.Кто любит воду»
7.Наблюдение за рыбками в аквариуме.
8.Игры с водой.
| Май
| 1.Рассматривание игрушек, закрепление мебель, посуда)
2.Рассматривание сюжетных картинок. (закрепление)
3.Рассматривание комнатных растений –бальзамин
4.Рассматривание одуванчика
5.Любимые предметы , угадай по описанию
6.От дома начинается у дома и кончается
7.Экскурсия в зоосад
8.Мой мишка. Животные разной величины.
|
1.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.
Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице дороге.
Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами
Знакомить с понятием «можно-нельзя», «опасно».
Формировать представления о правилах безопасного поведения и играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.п.)
Развитие игровой деятельности
Сюжетно- ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников, помогать играть рядом, не мешая друг другу. Выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного предмета на другой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы- заместители.
Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем , приучать к совместным играм. Поддерживать игры в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контакта со взрослым (кукла Катя показывает концерт, бабушка приглашает на деревенский двор). Умение подражать движениям животных и птиц под музыку , под звучащее слово. Способствовать проявлению самостоятельности , активности в игре с персонажами- игрушками.
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку разной величины, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур, составлять целое из 4 частей, сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие памяти и внимания, слуховой дифференциации, тактильных ощущений, температурных различий, мелкой моторики руки. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организации дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении ( в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки ( в том числе электронной).
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремление и потребление родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вчера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, семейный театр).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные художественные студии. Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актера.
Семейные праздники. Посвящается знаменательным событиям в жизни страны.
Семейные театр. Творческое объединение нескольких семей и педагогов.
Семейные абонемент. Встреча с искусством. Это комплексные так и предметные виды искусства «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях у художника»
Проектная деятельность. Направление на улучшение отношений педагогов , детей и родителей.
Семейный календарь. Планирование своей деятельности и нахождение время для взаимодействия и общения с ребенком. Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать, родителям ,осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины. Образовательная область «Речевое развитие»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет»
2.Волкова Б.С. «Учим общаться детей раннего возраста»
3.Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет: соц. развитие, окруж.мир»
4.Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет : первые шаги в математику, развитие движения»
5.Веракса Н.Е «Комплексные занятия»
6.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи»
7.Парамонова Л.Н. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»
8.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду».
9.Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами»
10.Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»
11.Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста»
12. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста»
13.Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие детей»
14.Трясорукова Т.П. «Вместе с мамой играем пальчиками»
15.Субботина Е.А. «Физкультминутка»
16.Кузнецова А. «Лучшие развивающие игры для детей» |
|
|