Главная страница

Рабочая программа утверждена на заседании научно методического совета моу сош №51 29. 08. 2011г



НазваниеРабочая программа утверждена на заседании научно методического совета моу сош №51 29. 08. 2011г
страница2/3
Дата16.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3


Раздел VI. Содержание курса «Умники и умницы»
В содержание программы входят следующие разделы

«Ребусы», «Нестандартные задачи», «Головоломки».

Ребусы

Буквенные ребусы и ключи для их разгадывания Рисуночные ребусы. «Математические дорожки» и «Числовые коврики». Цифры в буквах. Ребусы с ключевыми словами. Ребусы с квадратиками, ребусы цифровые. Числовые ребусы, использующие операции сложения и вычитания. Числовые ребусы, использующие операции умножения и деления. Правила дешифровки числового ребуса. Разгадывание и составление ребусов – слов, предложений, текстов.

Нестандартные задачи»

Комбинаторные задачи. «Поиск девятого», «Задачи о переправах», «Сообрази и посчитай», «Волшебное зеркало мага» (Обобщение задачи о колпаках), «Где же, правда?» (Задачи о лгунах), «Установим соответствие между элементами различных множеств – решим задачу», «Упорядочим множество – решим задачу», «Можно ли обыграть противника, а если можно, то, как это сделать?», «Определите победителя турнира».

Головоломки

Числовые головоломки. Буквенное лото. Головоломки на разрезание. Игровые головоломки. Квадраты с «чёрными дырами». Экспресс – лабиринт. Лабиринт – алфавит. Головоломки с домино. Занимательные квадраты. Сквэрворды.

Раздел VII . Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1класс





Дата

Тема


Основные виды деятельности обучающихся






Вводное занятие. Задачи - шутки

Наблюдать.

Внимательно слушать и понимать задание

Составлять свои задачи-шутки на внимание






Поиск девятого

Латинские квадраты

Контролировать результат своей деятельности.

Визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение геометрических фигур в пространстве.

На основе анализа находить недостающие геометрические фигуры и их правильное расположение в пространстве.

Составлять задачи на поиск девятого.

На основе наблюдений найти способ решения латинского квадрата.

Составлять латинские квадраты


























Буквенные ребусы. Ключи для разгадывания ребусов:

- одна буква стоит за другой;

-одна или несколько букв находятся на другой букве;

- буква или цифра находится в букве;

букве бежит другая буква или несколько;

- с буквы «съезжают», «спрыгивают» другие буквы или одна буква;

- буква или несколько идут по букве или буквам;

- буквы могут стоят у других букв.

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

Группировать ребусы по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Моделировать буквенные ребусы с помощью ключа (самостоятельно и в паре).













Головоломки – лабиринты

Рисуночные ребусы. Ключи для разгадывания:

- музыкальные ребусы;

-запятые справа и слева;

- рисунок вверх ногами;

-рисунок в букве;

- зачёркивание отдельных букв;

- цифры над рисунком

-

Действовать по инструкции

Ориентироваться на плоскости листа.

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

Группировать ребусы по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Разгадывать ребусы на основе открытых ключей.

Моделировать ребусы на основе использования одного или нескольких ключей

Зашифровывать заданное слово разными способами.

Работать в группе.
















Математические горизонтали и коврики.

Цифры в буквах.


Понимать и запоминать учебную задачу.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности заполнения математических ребусов, выполнения арифметических действий.

Составлять свои задания данных типов.











Логические задачи на упорядочение некоторых множеств.


Сравнивать предметы по степени выраженности того или иного качества.

На основе знания отличия первого предмета от второго, второго от третьего определять, как первый отличается от третьего.

Придумывать центральные суждения и вопросы и моделировать задачи типа «Меньше малого»,

Сравнивать людей по возрасту. Размышлять над суждениями типа «Миша через 10 лет будет на 5 лет старше, чем Коля сейчас». На основе данных суждений решать и составлять задачи типа «Старше, моложе».

Работать с суждениями, в которых сравниваются предметы по положению в пространстве (по количеству). На основе этих суждений решать и составлять задачи типа «Столько же, сколько…», «Левее и выше…»

Переводить информацию из одной формы в другую (текст – диаграмма)
















Установим соответствие между элементами различных множеств – решим задачу (Решение логических задач с помощью таблиц и графиков)


Устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами двух множеств.

Составлять таблицы и графики.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы.





















Поиск задач с верным или неверным решением.

Извлекать необходимую информацию.

Искать правильные и неправильные ответы задач, определять причины появления неправильных ответов, сопоставлять их по степени неправильности





















Решение комбинаторных задач

Уметь решать комбинаторные задачи перебором.

Составлять задачи по аналогии.

Проверять полноту решения задачи
















Решение нестандартных задач разных видов



Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.











Олимпиада

Применять полученные знания и умения






Анализ результатов олимпиады.

Магические квадраты сложения (знакомство)

На основе наблюдений и сравнения определить отличительные особенности латинского и магического квадрата.

Использовать вычислительные навыки для решения магических квадратов






Магические квадраты сложения (знакомство)






Обобщающее занятие.





2класс





Дата

Тема


Основные виды деятельности обучающихся

1




Вводное занятие




2




Сквэрворды

Наблюдать, анализировать и устанавливать единственное возможное расположение букв в клетках квадрата

Контролировать выполнение правила, по которому

составлялся Сквэрворд.

3




Магические квадраты сложения

Способы составления магических квадратов

Наблюдать, анализировать и на основе имеющихся вычислительных навыков решать математические квадраты.

На основе наблюдений и анализа раскрыть способы составления магических квадратов.

Составлять собственные математические квадраты.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Работать в группе, паре.

4




5




Комбинаторные задачи

Работать с таблицами

Проверять полноту решения задачи

6




7




8




9




Сообрази и посчитай


Вести поиск цепочки логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простейших арифметических вычислений дать ответы на вопросы задачи.

10




11




Логические задачи на упорядочение некоторых множеств.


Анализировать

Строить логические рассуждения

Составлять логические задачи изученных видов

Оценивать результаты своей творческой деятельности

12




13




14




Установим соответствие между элементами различных множеств – решим задачу (Решение логических задач с помощью таблиц и графиков)


Уметь устанавливать взаимно однозначное и неоднозначное соответствие между элементами двух множеств

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках. Столбцах таблицы.

15




16




17




Решение нестандартных задач разных видов.

Уметь ориентироваться в тексте математической задачи.

Выполнять краткую запись разными способами.

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразны способ решения задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Работать с моделью задачи

Уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи информации.

Выдвигать гипотезы и проверять их

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения).

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса)

Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера

18




19




20




21




22




Математические коврики.

Цифровые ребусы

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.


23




Задачи о переправах

Выдвигать гипотезы и проверять их

24




25




Числовые головоломки.

Магические треугольники умножения

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.


26




27




Игровые головоломки

Головоломки-лабиринты

Конструировать по модели игровые головоломки

28




Разгадывание ребусов - предложений

Применять ключи составления ребусов.

Составлять ребусы.

Работать самостоятельно. в паре и группе

29




Задачи о лгунах

Извлекать необходимую информацию.

Планировать и проводить несложные исследования, связанные с интерпретацией информации

30




31




Олимпиада

Работать самостоятельно

32




Анализ результатов олимпиады.




33




Головоломки с домино

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

34




Обобщение изученного.





3класс





Дата

Тема


Основные виды деятельности обучающихся

1




Вводное занятие. Знакомство с занимательной математической литературой

Уметь находить необходимую литературу в библиотечном каталоге

Уметь работать с аппаратом книги

2




Комбинаторные задачи

Работать со схемами

Проверять полноту решения задачи

3




4




5




6




Решение нестандартных задач разных видов

Уметь ориентироваться в тексте математической задачи.

Выполнять краткую запись разными способами.

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразны способ решения задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Работать с моделью задачи

Уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи информации.

Выдвигать гипотезы и проверять их

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения).

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса)

Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера

7




8




9




10




11




Установим соответствие между элементами различных множеств – решим задачу (Решение логических задач с помощью таблиц и графиков)

Устанавливать взаимо однозначное и неоднозначное соответствие между элементами нескольких множеств.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках. Столбцах таблицы.

12




13




14




Сообрази и посчитай

Вести поиск цепочки логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простейших арифметических вычислений дать ответы на вопросы задачи.

15




Разгадывание ребусов – текстов.

Разгадывать ребусы на основе известных ключей.

16




Презентация математических газет

Формулировать собственное мнение

17




18




Квадраты с «чёрными дырами»

Составлять алгоритм,

Действовать в соответствии с алгоритмом

19




20




Волшебное зеркало мага


Извлекать необходимую информацию.

Наблюдать, проверять

21




Лабиринт - алфавит

Составлять алгоритм,

Действовать в соответствии с алгоритмом

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

22




23




Головоломки на разрезание

Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине, размеру.

24




Математический КВН

Уметь работать в группе

25




Ребусы с ключевыми словами

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задачи при решении математического ребуса.

Прогнозировать результат решения ребуса

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий

26




27




28




Определите победителя турнира


Рассказывать об основных положениях шахматных, футбольных, хоккейных турниров.

Извлекать необходимую информацию

Оформлять турнирные таблицы. Анализировать приводимые неполные данные об итогах игры, проводить логические рассуждения для получения полных данных.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках. Столбцах таблицы.

29




30




31




Головоломки на разрезание

Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине, размеру.

32




Конкурс знатоков математики




33




Можно ли обыграть противника, а если можно, то, как это сделать?

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

34




Обобщающее занятие.



1   2   3