ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
_____________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
города Москвы
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ №52
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности
для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
2014 г.
ОДОБРЕНА
| Разработана на основе Федерального
| Предметно-цикловой
| государственного образовательного
| комиссией информатики и информационных технологий
| стандарта по специальности среднего
| Наименование комиссии
| профессионального образования
|
| 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
| Протокол № 1
|
| от 30 августа 2014 года
|
|
|
|
|
| Председатель
| Заместитель директора по УР
| предметно-цикловой комиссии
|
|
| Мирошников В.В.
|
| Морковина Н.А.
| подпись
| Ф.И.О.
| подпись
| Ф.И.О.
| Составитель: Ходченко В.С. преподаватель ГБОУ СПО ЖК № 52
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ТИПОВОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации ТИПОВОЙ программы учебной дисциплины | 21
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 22
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения типовой программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сети Интернет и её возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение типовой программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 138 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часа;
самостоятельной работы обучающегося 52 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТИПОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 138
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 86
| в том числе:
|
| практические занятия
| 66
| контрольные работы
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 52
| в том числе:
|
| Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками, нормативными документами;
Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц и карт памяти по теме для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов и др.;
Для формирования умений: подготовка к практическим занятиям, подготовка отчетов по выполнению практических работ
|
| Итоговая аттестация в форме зачет
|
|
2.2. Типовой тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Информационные системы и технологии
|
| 22
|
| Тема 1.1. Представление об информационной системе
| Понятие информации, информационной системы. Измерение информации. Информационные объекты и системы различных видов. Представление информации в различных системах счисления. Принципы обработки информации компьютером. Алгоритмы и способы их описания. Основные информационные процессы: обработка, хранение, поиск и передача информации. Хранение информации на различных цифровых источниках. Определение объемов носителей информации. Архивация данных.
| 4
| 1
| Практические работы
| 2
|
| Вычисления в различных системах счисления
|
| Самостоятельная работа: написание рефератов по следующим темам:
История возникновения систем счисления
Архиваторы WinZip, WinRar
| 4
|
| Тема 1.2. Архитектура компьютеров
| Операционная система. Основные понятия. История развития операционной системы Windows. Оболочка операционной системы. Виды окон в операционной системе Windows XP. Файловая структура операционной системы Windows XP: файл, имя файла, папки, иерархия папок. Стандартные программы Windows XP.
| 2
| 2
| Практические работы
| 2
|
| Файловая система и архивация данных
|
| Самостоятельная работа: написание рефератов по следующим темам:
Развитие носителей информации;
Принтеры. Назначение, виды, принцип работы;
Сканеры. Назначение, виды, принцип работы;
Операционная система. Назначение, виды, принцип работы и др.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Составление опорного конспекта по темам раздела.
| 8
|
| Раздел 2. Пакет Microsoft Office
|
| 62
|
| Тема 2.1. Текстовый редактор WORD
| Назначение текстового процессора Word. Интерфейс среды текстового процессора Word. Строка меню, панель инструментов, панель задач текстового процессора Word. Работа с текстовым документом.
| 2
| 3
| Практические работы
| 12
|
| Создание, сохранение и открытие нового документа.
| Форматирование объектов текста
| Форматирование символов и абзацев. Работа со страницами.
| Создание и редактирование таблиц, работа с формулами
| Применение стилей, автотекста, автозамены и макрокоманд
| Работа с фигурами и объектами SmartArt |
| Самостоятельная работа: написание рефератов по темам: Необходимость использования текстовых редакторов в профессиональной деятельности
История создания текстовых редакторов
Разновидности текстовых процессоров
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите
| 6
|
| Тема 2.2. Табличный процессор EXCEL
| Назначение табличного процессора Excel. Интерфейс среды табличного процессора Excel. Строка меню, панель инструментов, панель задач табличного процессора Excel. Библиотека функций. Работа с таблицами и формулами. Накопление и обработка данных. Автоматизированная обработка данных. Массивы данных. Графики, гистограммы и диаграммы.
| 2
| 3
| Практические работы
| 16
|
| Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм
| Автоматизированная обработка данных с помощью анкет
| Построение графиков и диаграмм
| Вычисления в электронных таблицах, использование логических функций
| Формулы и функции
| Графическое изображение статистических данных и прогнозирование в электронных |
| Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах MS Excel | Подбор параметра и организация обратного расчета |
| Самостоятельная работа: написание рефератов по темам: Использование табличных процессоров в профессиональной деятельности
Принципиальные различия MS Office и OpenOffice
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите
| 6
|
| Тема 2.3. Программа подготовки презентаций PowerPoint
| Назначение программы PowerPoint. Общий вид интерфейса. Работа с графикой. Режим Фотоальбом. Автоматическая настройка. Предварительный просмотр. Безопасность. Шаблоны содержания презентаций.
| 2
| 2
| Практические работы
| 6
|
| Создание презентации по специальности
| Работа с анимацией
| Создание презентации с вставкой графического изображения, видео, звука
| Контрольная работа по теме: «Пакет программ Microsoft Office»
| 2
|
| Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Компьютер и здоровье человека»
| 8
| Раздел 3. Информационная технология хранения данных
|
| 18
|
| Тема 3.1. База данных Access
| Назначение базы данных. Система управления базами данных Access. Назначение систем управления базами данных. Интерфейс СУБД Access. Инструменты СУБД для создания таблиц. Технология описания структуры таблицы. Инструменты СУБД для обработки и вывода данных. Этапы разработки базы данных.
| 2
| 2
| Практические работы
| 10
|
| Создание структуры базы данных в СУБД Access «Отдел кадров»
| Заполнение базы данных и установка связей
| Проектирование запроса в базе данных
| Способ обработки информации с помощью формы
| Составление отчетов в БД
|
| Самостоятельная работа: написание рефератов по темам:
СУБД Oracle
СУБД Borland Interbase
СУБД MySQL
Создать базу данных учебной группы
| 6
| Раздел 4. Телекоммуникационные сети. Интернет. Их создание и компьютерная обработка.
|
| 36
|
| Тема 4.1. html
| Основы html. Гиперссылки в html. Оформление html – страницы. Объекты других приложений в html
| 2
| 3
| Практические работы
| 8
|
| Знакомство с html
| Использование тега для оформления М – страницы. Публикация документов, подготовленных в Microsoft Word, в Интернете. Создание персонального сайта с использованием html на бесплатном хостинге
| Размещение на сайте электронных документов, графических рисунков
|
| Самостоятельная работа: создание html – страницы по специальности
| 6
|
| Тема 4.2. Компьютерные сети
| Локальная компьютерная есть. Глобальная компьютерная сеть. Адресация в Интернете. Поисковые системы Интернета. Интернет как источник информации. Сервисы интернета. Этика Интернета. Безопасность в интернете. Защита информации.
| 2
| 2
| Практические работы
| 10
|
| Знакомство с компьютерными сетями
| Возможности настройки локальной сети
| Сравнительный анализ поисковых систем в интернете
| Путешествие по страницам Интернета
| Организация защиты от компьютерных вирусов
|
| Самостоятельная работа: написание рефератов по темам:
Организация безопасной работы с компьютерной техникой
История возникновения компьютерных вирусов
исследовательская работа «Трудоустройство через Интернет» включает в себя:
Выяснить на сайте спрос на выбранную вами специальность, Составить диаграмму изменения спроса за последние 5 лет.
Найти сайт службы занятости Вашего района, повторить задания пункта 1 и сравнить показатели.
Проделать вышеперечисленные пункты только для заработной платы.
Проанализировать данные рынка труда и оплату.
| 8
|
|
| Всего
| 138
|
| Уровни освоения учебного материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия «Кабинета информатики»
Оборудование учебного кабинета: персональные рабочие места обучающихся, персональное рабочее место преподавателя, макеты по архитектуре ПК, учебные презентации, интерактивные программы, методические пособия по выполнению практических работ, комплект плакатов «Информатика и ИКТ», пакеты прикладных программ, задания для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ, комплект справочной литературы, журнал вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности.
Технические средства обучения: ПК, интерактивная доска, проектор, принтер, аудиоколонки, макеты по архитектуре ПК, свободный доступ интернета.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Н.Угринович «Информатика и информационные технологии (10-11 класс)», М. Лаборатория базовых знаний АО «Московские учебники» 2008
Под редакцией Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ (10 класс, учебник, базовый уровень)», ОАО «Московский учебник», 2008
Под редакцией Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ (11 класс, учебник, базовый уровень)», ОАО «Московский учебник», 2008
М.Е. Фиошин «Информатика и ИКТ (10 – 11 класс, учебникпрофильный уровень. В 2ч. Ч. 2.)», Дрофа, 2008
А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман «Информатика и ИКТ (10 класс, учебник, базовый и профил. уровни)», «Московские учебники», 2010
М.Ю. Свиридова «Текстовый редактор Word», М. ИЦ «Академия», 2007
М.Ю. Свиридова «Операционная система Windows XP», М. ИЦ «Академия», 2006
Дополнительные источники:
Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии (10 – 11 классы)», М., ЛБЗ АО «Московские учебники», 2002
З.В. Фуфаев, Л.И. Фуфаева «Пакеты прикладных программ», М. ИЦ «Академия», 2004
fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
videouroki.net – видеоуроки по информатике в сети Интернет
eruditus.name/kopilka.html – библиотека электронных книг по информатике
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ
| практические занятия, комплексный экзамен
| использовать сети Интернет и её возможности для организации оперативного обмена информацией
| практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа, комплексный экзамен
| использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах
| практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа, комплексный экзамен
| обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники
| практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа, комплексный экзамен
| получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях
| практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа, комплексный экзамен
| применять графические редакторы для создания и редактирования изображений
| практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа, комплексный экзамен
| применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций
| практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа, комплексный экзамен
| Знания:
|
| базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
| контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, комплексный экзамен
| методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации
| внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, комплексный экзамен
| общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа (реферат), комплексный экзамен
|
| |