Главная страница

Дифференцированная самостоятельная работа, как одна из форм повышения мотивации обучающихся



Скачать 62.11 Kb.
НазваниеДифференцированная самостоятельная работа, как одна из форм повышения мотивации обучающихся
Дата16.02.2016
Размер62.11 Kb.
ТипСамостоятельная работа

Бачурина Е. Г.

учитель математики

МБОУ «СОШ №54»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Все знают, что именно самостоятельная работа является промежуточным этапом проверки знаний и умений и часто применяется на уроках по закреплению пройденного материала.

Как всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять функции:

1. образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся),

2. развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи),

3. воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Понимая всю важность этой формы обучения и воспитания, мной была выбрана тема по самообразованию:

Организация дифференцированной самостоятельной работы как средство развития мотивации к обучению математики

ЦЕЛЬ: Развитие индивидуальных ресурсов каждого ученика, создание условий для личностно - ориентированного образования, воспитание самодостаточной, инициативной и компетентной личности.

ЗАДАЧИ:

  • Обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности.

  • Раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

  • Повышение качества образования, за счет развития способностей и активности познавательной деятельности учащихся.

Теоретические основы темы:

1) Дифференциация - разделение целого на части, ступени, уровни.

2)Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

3) Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость человека.

Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение, по своей сущности, это создание условий для развития личности.

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

Таким образом, дифференцированный подход дает возможность не только гибко обучать учеников, но и при правильном подходе формировать важные личностные качества, а так же вызывать интерес к предмету, и, следовательно, стимулировать учащихся к мотивации повышения успеваемости.

Дифференцированный подход и, как одна из его форм, дифференцированная самостоятельная работа очень важны в процессе обучения и часто используются в организации уроков. Но дифференцированная самостоятельная работа в том виде, в каком она обычно применяется, на мой взгляд, имеет некоторые недостатки. И главный из них, что обучающиеся лишены права выбора, т.к. изначально учащимся предлагается уровень выбранный учителем. Таким образом, у части учащихся за годы обучения постепенно пропадает интерес к обучению, начинает формироваться комплекс неполноценности, появляется озлобленность. И как следствие пропадает стремление к повышению уровня знаний, а с возрастом пропадает желание учиться. Как избежать таких ошибок?!

Анализ предыдущей работы (моей и моих коллег) показал, что организовывать дифференцируемую самостоятельную работу следует так, чтобы выбор уровня сложности для ученика делал не учитель, а ученик. Если это удается, то имеем много положительных моментов:

1. Ученик заведомо сам определяет уровень сложности, а значит и выбор желаемой оценки. При этом ученик не испытывает комплекса неполноценности и не чувствует себя «недооцененным». Т.е. морально не унижен.

2. В случае неудачи, виноват не учитель, а ученик (он сам выбрал этот уровень сложности). Формируется чувство ответственности за свой выбор.

3. Сам собой отпадает вопрос: «А почему у меня «3», «4» …?». Данный вид самостоятельной работы дает понять ученику, что оценка зависит не от учителя, а от его знаний; если хочешь знать больше и лучше - старайся! Ведь при желании и стремлении всегда можно повысить свой уровень знаний!!!

Чтобы все это выполнялось, учитель должен научить учащихся выбирать желаемый уровень, реально оценивая свои возможности. И вот здесь начинается самое сложное! Именно на этом этапе решается задача: раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. И от решения этой задачи зависит успех выполнения самостоятельной работы, но главное, что параллельно вооружению учащегося знаниями, мы способствуем формированию у него умений действовать компетентно, создаем условия для целостного развития личности.

Каковы же действия учителя? Как показывает практика самый оптимальный возраст для подготовки учащихся к данного рода самостоятельной работы - это учащиеся 5-6 классов. Это тот возраст, когда психологически учащиеся еще не ранжированы, и у них присутствует стремление расти и развиваться.

В целях пропедевтики (морального настроя, выработке у учащихся правдивой самооценки) целесообразно начинать с тренировочных работ. Пример такой работы в 6 классе:

Разложите на простые множители

«3» «4» «5»

число 84 число 160 число 354

Условие: выбрать можно только один пример, в случае правильного решения получаете ту оценку, которой соответствовал пример.

Первое время оценки ставятся по желанию. Из опыта знаю, что 80 процентов учащихся выбирают пример на «5». В результате имеем кучу «2». Поэтому, пока не сформирована самооценка, оценивать результат целесообразно пожеланию. В этот момент очень важно, «не завалить» двойками, не испугать. Чтобы этого не произошло, предлагаю не сдаваться и дома, для себя, прорешивать примеры, которые соответствуют желаемой оценке. Уже после 2-3 работ наблюдается тенденция: отличники для подстраховки делают задания на «5» и «4». Устойчивые троечники начинают делать на «3», а учащиеся с завышенной самооценкой продолжают, получая двойки, выбирать задания на «5». И это, как нестранно, и есть тот потенциал, который может со временем выйти на лучший уровень. Но если этого не произойдет, то у них, по крайней мере, не будет вопросов: «Почему у меня «3»?»

Адаптационный период при проведении данной самостоятельной работы 1-2 раза в неделю может продлиться от одного до двух месяцев (в зависимости от уровня класса). Затягивать дольше - нет смысла, у детей пропадает интерес, т.к. они начинают привыкать, что оценки ставятся по желанию. Когда учащиеся научились делать выбор заданий того уровня, который они хотят и могут осилить (т.е. у них получается адекватно оценить свои возможности), можно переходить на самостоятельные работы из 2-х или 3-х заданий. При этом у ребенка всегда должно быть право выбора. Например: 1 задание на «5», 2 задание на «3», 3 задание на «4». (Оценка берется среднее арифметическое). При этом напоминаем учащимся, что задание на «желаемую» оценку, которое сегодня не получилось, нужно обязательно прорешать дома, проанализировать свою ошибку.

Выводы: Подводя итог проделанной мною работы по данной теме, можно сказать, что в 2012-2013 учебном году удалось:

1. обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности на основе государственного стандарта образования.

2. частично решена задача: раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

В 2013-2014 учебном году планируется:

1. продолжить решение задачи по раскрытию индивидуальности и т.д.

2. в случае успешного выполнения предыдущей задачи получить повышение качества образования (или не допустить его снижения), за счет развития способностей и активности познавательной деятельности учащихся.

В противном случае проанализировать ошибки, сделать соответствующие выводы.