|
Дифференцированная самостоятельная работа, как одна из форм повышения мотивации обучающихся Бачурина Е. Г.
учитель математики
МБОУ «СОШ №54»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Все знают, что именно самостоятельная работа является промежуточным этапом проверки знаний и умений и часто применяется на уроках по закреплению пройденного материала.
Как всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять функции:
1. образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся),
2. развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи),
3. воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Понимая всю важность этой формы обучения и воспитания, мной была выбрана тема по самообразованию:
Организация дифференцированной самостоятельной работы как средство развития мотивации к обучению математики
ЦЕЛЬ: Развитие индивидуальных ресурсов каждого ученика, создание условий для личностно - ориентированного образования, воспитание самодостаточной, инициативной и компетентной личности.
ЗАДАЧИ:
Обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности.
Раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Повышение качества образования, за счет развития способностей и активности познавательной деятельности учащихся.
Теоретические основы темы:
1) Дифференциация - разделение целого на части, ступени, уровни.
2)Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
3) Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость человека.
Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение, по своей сущности, это создание условий для развития личности.
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.
Таким образом, дифференцированный подход дает возможность не только гибко обучать учеников, но и при правильном подходе формировать важные личностные качества, а так же вызывать интерес к предмету, и, следовательно, стимулировать учащихся к мотивации повышения успеваемости.
Дифференцированный подход и, как одна из его форм, дифференцированная самостоятельная работа очень важны в процессе обучения и часто используются в организации уроков. Но дифференцированная самостоятельная работа в том виде, в каком она обычно применяется, на мой взгляд, имеет некоторые недостатки. И главный из них, что обучающиеся лишены права выбора, т.к. изначально учащимся предлагается уровень выбранный учителем. Таким образом, у части учащихся за годы обучения постепенно пропадает интерес к обучению, начинает формироваться комплекс неполноценности, появляется озлобленность. И как следствие пропадает стремление к повышению уровня знаний, а с возрастом пропадает желание учиться. Как избежать таких ошибок?!
Анализ предыдущей работы (моей и моих коллег) показал, что организовывать дифференцируемую самостоятельную работу следует так, чтобы выбор уровня сложности для ученика делал не учитель, а ученик. Если это удается, то имеем много положительных моментов:
1. Ученик заведомо сам определяет уровень сложности, а значит и выбор желаемой оценки. При этом ученик не испытывает комплекса неполноценности и не чувствует себя «недооцененным». Т.е. морально не унижен.
2. В случае неудачи, виноват не учитель, а ученик (он сам выбрал этот уровень сложности). Формируется чувство ответственности за свой выбор.
3. Сам собой отпадает вопрос: «А почему у меня «3», «4» …?». Данный вид самостоятельной работы дает понять ученику, что оценка зависит не от учителя, а от его знаний; если хочешь знать больше и лучше - старайся! Ведь при желании и стремлении всегда можно повысить свой уровень знаний!!!
Чтобы все это выполнялось, учитель должен научить учащихся выбирать желаемый уровень, реально оценивая свои возможности. И вот здесь начинается самое сложное! Именно на этом этапе решается задача: раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. И от решения этой задачи зависит успех выполнения самостоятельной работы, но главное, что параллельно вооружению учащегося знаниями, мы способствуем формированию у него умений действовать компетентно, создаем условия для целостного развития личности.
Каковы же действия учителя? Как показывает практика самый оптимальный возраст для подготовки учащихся к данного рода самостоятельной работы - это учащиеся 5-6 классов. Это тот возраст, когда психологически учащиеся еще не ранжированы, и у них присутствует стремление расти и развиваться.
В целях пропедевтики (морального настроя, выработке у учащихся правдивой самооценки) целесообразно начинать с тренировочных работ. Пример такой работы в 6 классе:
Разложите на простые множители
«3» «4» «5»
число 84 число 160 число 354
Условие: выбрать можно только один пример, в случае правильного решения получаете ту оценку, которой соответствовал пример.
Первое время оценки ставятся по желанию. Из опыта знаю, что 80 процентов учащихся выбирают пример на «5». В результате имеем кучу «2». Поэтому, пока не сформирована самооценка, оценивать результат целесообразно пожеланию. В этот момент очень важно, «не завалить» двойками, не испугать. Чтобы этого не произошло, предлагаю не сдаваться и дома, для себя, прорешивать примеры, которые соответствуют желаемой оценке. Уже после 2-3 работ наблюдается тенденция: отличники для подстраховки делают задания на «5» и «4». Устойчивые троечники начинают делать на «3», а учащиеся с завышенной самооценкой продолжают, получая двойки, выбирать задания на «5». И это, как нестранно, и есть тот потенциал, который может со временем выйти на лучший уровень. Но если этого не произойдет, то у них, по крайней мере, не будет вопросов: «Почему у меня «3»?»
Адаптационный период при проведении данной самостоятельной работы 1-2 раза в неделю может продлиться от одного до двух месяцев (в зависимости от уровня класса). Затягивать дольше - нет смысла, у детей пропадает интерес, т.к. они начинают привыкать, что оценки ставятся по желанию. Когда учащиеся научились делать выбор заданий того уровня, который они хотят и могут осилить (т.е. у них получается адекватно оценить свои возможности), можно переходить на самостоятельные работы из 2-х или 3-х заданий. При этом у ребенка всегда должно быть право выбора. Например: 1 задание на «5», 2 задание на «3», 3 задание на «4». (Оценка берется среднее арифметическое). При этом напоминаем учащимся, что задание на «желаемую» оценку, которое сегодня не получилось, нужно обязательно прорешать дома, проанализировать свою ошибку.
Выводы: Подводя итог проделанной мною работы по данной теме, можно сказать, что в 2012-2013 учебном году удалось:
1. обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности на основе государственного стандарта образования.
2. частично решена задача: раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
В 2013-2014 учебном году планируется:
1. продолжить решение задачи по раскрытию индивидуальности и т.д.
2. в случае успешного выполнения предыдущей задачи получить повышение качества образования (или не допустить его снижения), за счет развития способностей и активности познавательной деятельности учащихся.
В противном случае проанализировать ошибки, сделать соответствующие выводы. |
|
|