|
Рабочая программа по штукатурно малярному делу разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы вида VIII под редакцией В. В. Воронковой, выбрана с учётом особенностей обучающихся Пояснительная записка
Рабочая программа по штукатурно - малярному делу разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы вида VIII под редакцией В.В. Воронковой, выбрана с учётом особенностей обучающихся.
Темы программы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «Простые растворы»), рисование («Изготовление шаблонов»).
Год обучения по предмету «Штукатурно-малярное дело» - шестой.
Настоящая программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики штукатура –маляра и возможности дальнейшей специализации по другим строительным специальностям, связанным с выполнением операций штукатурки и окраски.
Знания по штукатурно-малярному делу имеют важное значение в повседневной жизни. Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции связанные с подготовкой деревянных поверхностей под окраску). Темы программы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «Простые растворы»), рисование («Изготовление шаблонов»).
В программе «Штукатурно-малярное дело» обучение новым приемам и операциям штукатурки и окраски различных поверхностей происходит при изучении технологических тем. Важную роль в обучении детей имеет умение самостоятельно выполнять трудовые задания, совершенствуются в процессе практического повторения и при выполнении самостоятельных работ.
Основная задача профессионального обучения научить учащихся выполнять операции штукатурки и окраски деревянных поверхностей. Одновременно учащиеся знакомятся со свойствами масляных и эмалевых красок, с простой и улучшенной штукатуркой. Школьники приобретают навыки работы с гипсом и цементом, знакомятся с их свойствами.
Ученики впервые знакомятся с лестницами стремянками и использованием их в малярном деле.
Цель: формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на трудоустройство по строительным профессиям .
Задачи:
Расширить кругозор учащихся в области штукатурно – малярного дела;
Прививать практические навыки по уходу за инструментами;
Воспитывать бережное отношение к создаваемому;
Развивать познавательный интерес детей;
Повышать экологическую грамотность учащихся.
Принципы работы при реализации программы:
Научность;
Опора на интерес;
От простого к сложному;
Связь с жизнью;
Связь теории с практикой;
Чередование разнообразных видов деятельности;
Системность;
Доступность;
Обратная связь;
Инициативность и творчество.
Содержание программы учебного курса «Штукатурно – малярное дело» - 6 класс
1 четверть.
Основные требования к металлическим поверхностям подготавливаемых под окраску. инструменты и материалы для подготовки металлических поверхностей под окраску. Составы грунтовок, для металлических поверхностей их свойства. Подбор краски для грунтовок. Правила подготовки ранее неокрашенных металлических поверхностей к окраске. Техника безопасности при малярных работах. Требования к окраске металлических поверхностей. Инструменты и материалы для подготовки металлических поверхностей. требования к окраске металлических поверхностей. Приемы работ при окраске.
Леса и подмости для наружных и внутренних работ. Разборные леса и подмости. Правила техники безопасности при работе на лесах и подмостях. Основные требования к лесам и подмостям. Леса и подмости, применяемые в городе при ремонте высоких зданий. Проверка исправности лесов и подмостей. Складывание лестницы – стремянки.
Основные цвета пигментов. применение пигментов в малярном деле. растворители для масляных и эмалевых красок их особенности и свойства. Распознавание растворителей для масляных и эмалевых красок. Понятие о колерах. Самостоятельная подготовка поверхностей к окраске. Окраска лестничных ограждений. Самостоятельный подбор кистей.
2 четверть.
Краски для оконных переплетов. Требования к окраски оконных переплетов, особенности их окраски. Приготовление колера для окраски оконных переплетов. Нанесение краски на поверхность.
Общие понятия о растворах для штукатурных работ. Виды растворов. Требования к растворам для штукатурных работ. Техника безопасности при работе с растворами. Определение компонентов раствора с помощью учителя. Приготовление растворов. Определять их качество. Дрань и её виды. Инструменты и материалы для набивки драни. Техника безопасности при работе с дранью. Набивка драни на учебные щиты. Выполнение улучшенной штукатурке на учебных щитах. Критерии улучшенной и простой штукатурок. Инструменты для улучшенной штукатурке. Требования к накрывке при улучшенной штукатурке. Приготовление цементного раствора. Самостоятельное выполнение операций штукатурки.
3 четверть.
Колеры нормальные и разбеленные. Требования к водным колерам. инструменты для нанесения водных составов. Известковые составы. Техника безопасности при работе с известковыми составами. Общие сведения о клеевых составах и водоэмульсионной краске.
Понятие о трафаретах. Применение трафаретов в малярном деле. Основные виды трафаретов – простые и многокрасочные, их различие. Рисунки для трафаретов. Последовательность изготовления трафаретов, хранения трафаретов и уход за ними. Кисти для набивки трафаретов. Правила пользования трафаретами.
Приготовление известковых составов. Приготовление клеевых составов. определять вязкость колера по потеку капли на стекле. Подготовка Оштукатуренной поверхности к окраске водными составами. Правильная организация рабочего места. Техника безопасности при малярных работах.
Понятие о сухой штукатурке. Требования к поверхности, которую облицовывают сухой штукатуркой. Приспособления и инструменты для раскроя листов сухой штукатурки. Способы крепления сухой штукатурки. Техника безопасности при облицовке стен сухой штукатуркой. Растворы и мастики для крепления листов сухой штукатурки. Ремонт стен облицованных сухой штукатуркой.
Ориентировка в задании по макету выполнения облицовки. Приготовление мастики или гипсового раствора для крепления листов. Окраска стен облицованных сухой штукатуркой.
Окраска водными составами стен в жилых помещениях.
4 четверть.
Дефекты штукатурки. Причины их возникновения. Определение видов дефектов в различных помещениях.
Разница в подготовке к оштукатуриванию деревянных и кирпичных поверхностей. Сходство в приемах штукатурки деревянных и кирпичных поверхностей. Подбор раствора для ремонта штукатурки.
Отбивание старой штукатурки молотком. Подготовка кирпичной поверхности под штукатурку. выполнение операций штукатурки.
Требования, предъявляемые к окраске дверей. Расположение волокон древесины на дверном полотне. Особенности окраски филенчатых дверей. Защитные приспособления. Подготовка краски. Нанесение краски на двери.
Ремонт кирпичной изгороди, побелка столбов, окраска забора. Окраска оконных рам. Подбор колера по образцу, самостоятельная подборка краски.
Штукатурно-малярное дело
| Количество часов
| В неделю
| I четверть
| II четверть
| III четверть
| IV четверть
| Всего за год
| Выполнено
| 6 класс
| 6
| 54
| 42
| 60
| 48
| 204
|
| Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся
Контрольно – оценочная деятельность
| Дата
| Самостоятельные работы
| Дата
| Тестовые задания
| Дата
| Практические
| I четверть
|
| Окраска лестничных ограждений.
|
| Леса, подмости, лестницы - стремянки.
|
| Подготовка к окраске и окраска оборудования на спортивной площадке.
|
|
|
| Подготовка металлических поверхностей к окраске.
|
|
|
|
|
|
|
|
| II четверть
|
| Самостоятельная набивка драни на учебный щит. Выполнение операций улучшенной штукатурки.
|
| Виды растворов.
|
| подготовка поверхности к оштукатуриванию и оштукатуривание деревянных поверхностей.
|
|
|
| Улучшенная и простая штукатурки.
|
|
|
|
|
|
|
|
| III четверть
|
| Подготовка водного колера, окрашивание поверхности.
|
| Окраска стен водными составами.
|
| Самостоятельная подготовка колера для окраски.
|
|
|
| Сухая штукатурка.
|
| Окраска стен облицованных листами сухой штукатурки.
|
|
|
|
|
|
| IV четверть
|
| Окраска оконных рам.
|
| Дефекты штукатурок.
|
| Ремонт кирпичной изгороди.
|
|
|
| Подготовка кирпичных и деревянных поверхностей под штукатурку.
|
| Окраска забора.
| Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
Основные требования к металлическим поверхностям;
Инструменты и материалы для подготовки металлических поверхностей к окраске;
Состав грунтовок для металлических поверхностей;
Значение окраски металлических поверхностей;
Приспособления для окраски внутренних поверхностей;
Технику безопасности при малярных работах;
Уход за кистями;
Леса и подмости для наружных и внутренних работ;
Основные требования к лесам и подмостям;
Применение пигментов в малярном деле;
Особенности и свойства растворителей для масляных и эмалевых красок;
Понятие о колерах;
Краски, применяемые для окраски оконных переплётов;
Особенности окраски оконных переплётов;
Растворы для штукатурных работ, их виды;
Требования к растворам, меры предосторожности при работе с ними;
Отличия простой штукатурки от улучшенной ;
Инструменты для улучшенной штукатурки;
Требования к водным колерам для ручного нанесения;
Инструмент для нанесения водных составов вручную;
Подготовка оштукатуренной поверхности к окраске водными составами, правила безопасности;
Понятие о сухой штукатурке, облицовка сухой штукатуркой;
Ремонт сухой штукатурки;
Основные дефекты штукатурки;
Разница в подготовке кирпичных и деревянных поверхностей;
Требования , предъявляемые к окраске дверей;
Учащиеся должны уметь:
Подготовить неокрашенные металлические поверхности к окраске;
Определять готовность поверхности к окраске;
Подбирать кисти для работы;
Наносить краску на металлическую поверхность с последующим распределением ее непрерывными движениями;
Проверять исправность лесов, подмостей;
Складывать и раскладывать лестницу-стремянку;
Самостоятельно подготовить поверхность к окраске;
Самостоятельно окрашивать поверхность;
Приготовление колера для оконных переплётов;
Нанесение краски на оконные переплёты;
Определять компоненты раствора с помощью учителя;
Приготавливать не сложные растворы;
Соблюдать меры предосторожности при работе с растворами;
Определять качество раствора;
Набивать дрань штукатурным молотком;
Выполнять операций штукатурки;
Выполнять операций улучшенной штукатурки;
Определять качество штукатурки;
При окраске стен облицованных сухой штукатуркой ориентироваться по образцу;
Самостоятельно планировать работу;
Подготавливать заданный колер и краску;
Ориентироваться в задании по макету выполнение сухой штукатурки;
Размечать и раскраивать листы ножом;
Подбор кистей для окраски дверей, с последующей их окраской;
Самостоятельно окрашивать оконные рамы;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
| Отметка
| 95% и более
| отлично
| 70-94%%
| хорошо
| 50-69%%
| удовлетворительно
| менее 50%
| неудовлетворительно
| При выполнении практической работы
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию ;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,.если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя
Отметка «3»ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2»ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
I четверть (54 урока)
Тестовые задания 2
Самостоятельная работа 1
№
| дата
| Тема урока
| Инструменты
| Примечание
|
1
|
| Вводное занятие. Беседа обсуждение работы учащихся в 5 классе, задачи на 6 класс. Техника безопасности при работе в мастерской.
|
|
| 2
|
| Практическое занятие. Закрепление рабочих мест и индивидуального инструмента.
|
|
| 3
|
| Подготовка металлических поверхностей под малярные работы.
|
|
| 4
|
| Инструменты и материалы для подготовки металлических поверхностей под окраску.
|
|
| 5
|
| Техника безопасности вовремя малярных работ.
|
|
| 6
|
| Практическое занятие. Подготовка неокрашенных металлических поверхностей под окраску.
| Металлическая щётка, напильник, кисти и приспособления.
|
| 7
|
| Грунтовки для металлических поверхностей.
|
|
| 8
|
| Подбор краски для грунтовки.
|
|
| 9
|
| Показатели качества неводных красок при простой окраске.
|
|
| 10
|
| Дефекты неводных окрасок.
|
|
| 11
|
| Практическое занятие. Подготовка неокрашенных металлических поверхностей под окраску.
| Металлическая щётка, напильник, кисти и приспособления
|
| 12
|
| Организация рабочего места при окраске. Безопасность труда.
|
|
| 13
|
| Роль каждого слоя малярного покрытия.
|
|
| 14
|
| Практическое занятие. Нанесение грунтовочного состава на металлическую поверхность.
| кисти и приспособления
|
| 15
|
| Практическое занятие. Нанесение грунтовочного состава на металлическую поверхность.
| кисти и приспособления
|
| 16
|
| Требования к окраске металлических поверхностей
|
|
| 17
|
| Значение окраски металлических поверхностей.
|
|
| 18
|
| Укрывистость краски.
|
|
| 19
|
| Антикоррозионная (пассивирующая) стойкость
|
|
| 20
|
| Приспособления для окраски внутренних поверхностей. Уход за ними.
|
|
| 21
|
| Практическое занятие. Нанесение грунтовочного состава на радиаторы водяного отопления.
| Кисть, валик.
|
| 22
|
| Практическое занятие. Нанесение грунтовочного состава на радиаторы водяного отопления.
| Кисть, валик.
|
| 23
|
| Практическое занятие. Нанесение краски вручную на радиаторы.
| Кисть, валик.
|
| 24
|
| Практическое занятие. Нанесение краски вручную на радиаторы
| Кисть, валик.
|
| 25
|
| Леса и подмости для внутренних малярных работ.
|
|
| 26
|
| Леса и подмости для наружных малярных работ.
|
|
| 27
|
| Лестницы-стремянки.
|
|
| 28
|
| Техника безопасности при работе на лесах, подмостях лестницах-стремянках. Содержание их в чистоте.
|
|
| 29
|
| Организация рабочего места при работе на лесах, подмостях лестницах-стремянках.
|
|
| 30
|
| Практическое занятие. Проверка исправностей лесов и подмостей..
| Леса, подмости.
|
| 31
|
| Практическое занятие. Установка подмостей на уровне основания.
| Подмости.
|
| 32
|
| Практическое занятие. Складывание и раскладывание лестницы-стремянки.
| лестницы-стремянки.
|
| 33
|
| Леса и подмости, для производства малярных работ на фасадах более 14 м. высотой.
|
|
| 34
|
| Тестовое задание. Леса, подмости, лестницы - стремянки.
|
|
| 35
|
| Значение цвета в жизни человека.
|
|
| 36
|
| Свет и цвет в природе. Солнечный спектр.
| .
|
| 37
|
| Ахроматические и хроматические цвета. Основные свойства и характеристики цвета.
|
|
| 38
|
| Цветовой круг. Основные смешанные цвета.
|
|
| 39
|
| Растворители для масляных и эмалевых красок.
|
|
| 40
|
| Распознавание растворителей для масляных и эмалевых красок.
|
|
| 41
|
| Понятие о колерах.
|
|
| 42
|
| Практическое занятие. Определить название пигмента по внешним признакам.
|
|
| 43
|
| Практическое занятие. Распознать растворители для масляных и эмалевых красок по этикетке.
|
|
| 44
|
| Практическое занятие. Приготовить колер из двух компонентов по заданному образцу.
|
|
| 45
|
| Подготовка к окраске деревянных полов.
|
|
| 46
|
| Организация рабочего места при окраске пола. Безопасность труда.
|
|
| 47
|
| Практическое занятие. Подготовка к окраске деревянных полов.
| Металлическая щётка, кисти и приспособления
|
| 48
|
| Практическое занятие. Нанесение первого слоя краски на деревянный пол.
| Кисть, валик.
|
| 49
|
| Разные способы окраски вручную.
|
|
| 50
|
| Практическое занятие. Подготовка оборудования спортивной площадки к окраске.
| Металлическая щётка, кисти и приспособления
|
| 51
|
| Практическое занятие. Окраска грунтовкой оборудования спортивной площадки.
| Кисть, валик.
|
| 52
|
| Практическое занятие. Окраска оборудования спортивной площадки.
| Кисть, валик.
|
| 53
|
| Самостоятельная работа. Окраска лестничных ограждений.
| Кисть, валик.
|
| 54
|
| Тестовые задания. Подготовка металлических поверхностей к окраске.
|
|
| |
|
|