|
Рабочая программа по математике (основное общее образование) на 2012-2013 учебный год 5 класс Утверждаю Согласовано
Директор МБОУ ООШ №13 х. Михайлов Зам. директора по УВР
___________________/Н.И.Синякова/ ______________/Н.Н.Чехлатая/
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов
Рабочая программа по математике
(основное общее образование)
на 2012-2013 учебный год
5 класс
Составила учитель математики
Белоконева Любовь Павловна х.Михайлов
2012 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе учебного предмета «Математика 5 класс»
Рабочая программа составлена на основе :
- учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год;
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);
- примерной программы (стандарты второго поколения) по математике (Москва: Просвещение, 2010год.);
- авторской программы: «Математика» (5-6 кл.) Н.Я.Виленкин.
УМК
«Математика 5 класс» Н.Я.Виленкин Москва: Мнемозина, 2009 год
«Дидактические материалы по математике для 5 класса» А.С.Чесноков Москва: Классик стиль, 2008 год
«Поурочные разработки по математике» (К учебному комплекту Н.Я.Виленкина) А.П.Попова Москва: «ВАКО», 2009 год
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по математике 5 класса строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Математика 5 класса призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- получить начальные геометрические сведения ;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
систематическое развитие понятия числа,
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами.
Задачи
научить переводить практические задачи на язык математики,
дать первоначальные понятия о геометрических фигурах,
подготовка учащихся к изучению алгебры и геометрии,
развитие математической речи, внимания и памяти,
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год на изучение математики в 5 классе отводится 170 ч из расчета 5 ч в неделю. В целях усиления предмета выделен 1 час из школьного компонента, поэтому программа составлена из расчета 6 часов в неделю, итого 204 часа. На итоговое повторение в 5 классе в конце года отведено 22 часа, остальные часы распределены по всем темам. Продолжительность урока 45 минут (Устав МБОУ ООШ№13 х.Михайлов).
Контроль знаний
Рабочая программа по математике в 5 классе предусматривает проведение 15 контрольных работ, в том числе:
I четверть -4
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Натуральные числа и шкалы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.Уравнение.
II четверть – 3
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4.»Умножение и деление натуральных чисел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5.Упрощение выражений.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6. Площади и объемы.
III четверть – 4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7.Правильные и неправильные дроби.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8 Сложение и вычитание дробей».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9.Сложение и вычитание десятичных дробей.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 10 Умножение и деление десятичных дробей на
натуральные числа.
IV четверть – 4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 11.Умножение и деление десятичных дробей
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 12.Проценты.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 13.Угол. Сравнение углов.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 14.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Выполняют умножение и деление десятичных дробей. Находят среднее арифметическое нескольких чисел. Решают текстовые задачи. Получают начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Умеют находить проценты. Решают основные задачи на проценты. Рассматривают примеры таблиц и диаграмм. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России)
В результате изучения математики 5 класса ученик должен
знать/понимать
как используются математические формулы, уравнения ; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
уметь
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
находить числовые значения буквенных выражений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного материала(204ч)
1.Натуральные числа и шкалы – 20 часов
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков;
- ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки, понятия шкалы и делений, координатного луча;
-уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
Знать и понимать:
- Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
-Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
-Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
-Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
-Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
-Измерительные инструменты.
-Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
-Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
-Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
-Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
-Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
-Составлять числа из различных единиц.
-Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
-Выражать длину (массу) в различных единицах.
-Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
-Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
-Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
-Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
-Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. 2.Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение – 26 часов
Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.
Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Задачи - уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями;
- составлять буквенные выражения по условию задач. Уметь:
-Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
-Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
-Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
-Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
-Раскладывать число по разрядам и наоборот. 3. Умножение и деление натуральных чисел. Упрощение выражений – 34 часа
Умножение натуральных чисел. Деление. Деление с остатком.
Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел;
-продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий;
-научиться решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
Уметь
-Заменять действие умножения сложением и наоборот.
-Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
-Умножать и делить многозначные числа столбиком.
-Выполнять деление с остатком.
-Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
-Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
-Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
-Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
-Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
-Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. 4. Площади и объёмы – 16 часов
Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа.Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.
Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед.
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Цель – научить упрощать буквенные выражения, применяя распределительное свойство умножения;
-расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
Знать и понимать:
-Понятия квадрата и куба числа.
-Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
-Понятие формулы.
-Формулу пути (скорости, времени
-Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
-Измерения прямоугольного параллелепипеда.
-Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
-Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
-Равные фигуры. Свойства равных фигур.
Единицы измерения площадей и объемов.
Уметь:
-Вычислять квадраты и кубы чисел.
-Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
-Читать и записывать формулы.
-Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
-Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
-Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
-Решать задачи, используя свойства равных фигур.
-Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. 5. Обыкновенные дроби – 29 часов
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей
Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.
Знать и понимать:
-Понятия окружности, круга и их элементов.
-Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
-Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.
Уметь:
Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
Понятия правильной и неправильной дроби.
Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
Читать и записывать обыкновенные дроби.
Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
дробей.
Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
Выделять целую часть из неправильной дроби.
Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Складывать и вычитать смешанные числа
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 15 часов
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.
Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Знать и понимать:
Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
Правило сравнения десятичных дробей.
Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
Правило сложения и вычитания десятичных дробей .
Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
(с избытком).
Понятие округления числа.
Правило округления чисел,
десятичных дробей до заданных разрядов.
Уметь:
Иметь представление о десятичных разрядах.
Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
Изображать десятичные дроби
на координатном луче.
Складывать и вычитать десятичные дроби.
Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей – 26 часов
Умножение десятичных дробей на натуральное число. Деление десятичных дробей на натуральное число. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое
Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Знать и понимать:
Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
Свойства умножения и деления десятичных дробей.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
8. Инструменты для вычисления и измерения – 16 часов
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.
Знать и понимать:
-Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
-Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
-Основные виды задач на проценты.
-Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол».
-Свойство углов треугольника.
-Измерительные инструменты.
-Понятие биссектрисы угла.
-Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
-Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.
-Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
-Вычислять проценты с помощью калькулятора.
-Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины. 9. Итоговое повторение – 22 часа
Итоговая контрольная работа и анализ Тематический план
Математика 5 класс
Учебник Н.Я.Виленкин и др.. „ Мнемозина“ 2009 г.
6 ч в неделю, всего 204 ч
Номер параграфа
| Содержание материала
| Кол-во часов
|
| Глава I. Натуральные числа
| 96
| 1
| Натуральные числа и шкалы.
| 18
|
| Входная контрольная работа.
| 1
|
| Контрольная работа №1. Натуральные числа и шкалы.
| 1
| 2
| Сложение и вычитание натуральных чисел.
| 24
|
| Контрольная работа №2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
| 1
|
| Контрольная работа №3. Уравнение.
| 1
| 3
| Умножение и деление натуральных чисел.
| 32
|
| Контрольная работа №4. Умножение и деление натуральных чисел.
| 1
|
| Контрольная работа №5. Упрощение выражений.
| 1
| 4
| Площади и объемы.
| 15
|
| Контрольная работа №6. Площади и объемы.
| 1
|
| Глава II. Дробные числа
| 108
| 5
| Обыкновенные дроби
| 27
|
| Контрольная работа №7. Правильные и неправильные дроби.
| 1
|
| Контрольная работа №8. Сложение и вычитание дробей.
| 1
| 6
| Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
| 14
|
| Контрольная работа №9. Сложение и вычитание десятичных дробей.
| 1
| 7
| Умножение и деление десятичных дробей.
| 24
|
| Контрольная работа №10. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа.
| 1
|
| Контрольная работа №11. Умножение и деление десятичных дробей.
| 1
| 8
| Инструменты для вычислений и измерений.
| 14
|
| Контрольная работа №12.Проценты.
| 1
|
| Контрольная работа №13. Угол. Сравнение углов.
| 1
|
| Итоговое повторение.
| 21
|
| Итоговая контрольная работа.
| 1
| Итого
| 204
| |
|
|