Главная страница

Рабочая программа по математике (основное общее образование) на 2012-2013 учебный год 5 класс



Скачать 402.89 Kb.
НазваниеРабочая программа по математике (основное общее образование) на 2012-2013 учебный год 5 класс
страница1/2
Дата27.02.2016
Размер402.89 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2

Утверждаю Согласовано

Директор МБОУ ООШ №13 х. Михайлов Зам. директора по УВР

___________________/Н.И.Синякова/ ______________/Н.Н.Чехлатая/


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов


Рабочая программа по математике

(основное общее образование)

на 2012-2013 учебный год

5 класс

Составила учитель математики

Белоконева Любовь Павловна
х.Михайлов

2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе учебного предмета «Математика 5 класс»

Рабочая программа составлена на основе :

- учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год;

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);

- примерной программы (стандарты второго поколения) по математике (Москва: Просвещение, 2010год.);

- авторской программы: «Математика» (5-6 кл.) Н.Я.Виленкин.

УМК

  1. «Математика 5 класс» Н.Я.Виленкин Москва: Мнемозина, 2009 год

  2. «Дидактические материалы по математике для 5 класса» А.С.Чесноков Москва: Классик стиль, 2008 год

  3. «Поурочные разработки по математике» (К учебному комплекту Н.Я.Виленкина) А.П.Попова Москва: «ВАКО», 2009 год

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по математике 5 класса строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Математика 5 класса призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;

- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

- получить начальные геометрические сведения ;

- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели

Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. систематическое развитие понятия числа,

  2. выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами.

Задачи

  1. научить переводить практические задачи на язык математики,

  2. дать первоначальные понятия о геометрических фигурах,

  3. подготовка учащихся к изучению алгебры и геометрии,

  4. развитие математической речи, внимания и памяти,

  5. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год на изучение математики в 5 классе отводится 170 ч из расчета 5 ч в неделю. В целях усиления предмета выделен 1 час из школьного компонента, поэтому программа составлена из расчета 6 часов в неделю, итого 204 часа. На итоговое повторение в 5 классе в конце года отведено 22 часа, остальные часы распределены по всем темам. Продолжительность урока 45 минут (Устав МБОУ ООШ№13 х.Михайлов).

Контроль знаний

Рабочая программа по математике в 5 классе предусматривает проведение 15 контрольных работ, в том числе:

I четверть -4

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Натуральные числа и шкалы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.Уравнение.

II четверть – 3

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4.»Умножение и деление натуральных чисел».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5.Упрощение выражений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6. Площади и объемы.

III четверть – 4

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7.Правильные и неправильные дроби.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8 Сложение и вычитание дробей».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9.Сложение и вычитание десятичных дробей.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 10 Умножение и деление десятичных дробей на

натуральные числа.

IV четверть – 4

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 11.Умножение и деление десятичных дробей

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 12.Проценты.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 13.Угол. Сравнение углов.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 14.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Выполняют умножение и деление десятичных дробей. Находят среднее арифметическое нескольких чисел. Решают текстовые задачи. Получают начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Умеют находить проценты. Решают основные задачи на проценты. Рассматривают примеры таблиц и диаграмм.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

( Приказ 1089 от 05.03.2004г. Минобразования России)

В результате изучения математики 5 класса ученик должен

знать/понимать

  1. как используются математические формулы, уравнения ; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  2. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  3. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

уметь

  1. правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;

  2. сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;

  3. выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;

  4. распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;

  5. владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;

  6. находить числовые значения буквенных выражений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

  3. интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Содержание учебного материала(204ч)

1.Натуральные числа и шкалы – 20 часов

Обозначение натуральных чисел. Отрезок, Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков;

- ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки, понятия шкалы и делений, координатного луча;

-уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

Знать и понимать:

- Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.

-Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.

-Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.

-Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.

-Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).

-Измерительные инструменты.

-Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.

-Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.

-Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.

-Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь:

-Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

-Составлять числа из различных единиц.

-Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.

-Выражать длину (массу) в различных единицах.

-Показывать предметы, дающие представление о плоскости.

-Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.

-Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.

-Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.

-Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение – 26 часов

Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.

Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Задачи - уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями;

- составлять буквенные выражения по условию задач.
Уметь:

-Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

-Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

-Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

-Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

-Раскладывать число по разрядам и наоборот.
3. Умножение и деление натуральных чисел. Упрощение выражений 34 часа

Умножение натуральных чисел. Деление. Деление с остатком.

Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел;

-продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий;

-научиться решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Уметь

-Заменять действие умножения сложением и наоборот.

-Находить неизвестные компоненты умножения и деления.

-Умножать и делить многозначные числа столбиком.

-Выполнять деление с остатком.

-Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.

-Решать уравнения, которые сначала надо упростить.

-Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).

-Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).

-Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.

-Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
4. Площади и объёмы – 16 часов

Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа.Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.

Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Цель – научить упрощать буквенные выражения, применяя распределительное свойство умножения;

-расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

Знать и понимать:

-Понятия квадрата и куба числа.

-Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

-Понятие формулы.

-Формулу пути (скорости, времени

-Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.

-Измерения прямоугольного параллелепипеда.

-Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.

-Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

-Равные фигуры. Свойства равных фигур.

Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь:

-Вычислять квадраты и кубы чисел.

-Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

-Читать и записывать формулы.

-Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

-Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.

-Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.

-Решать задачи, используя свойства равных фигур.

-Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.
5. Обыкновенные дроби – 29 часов

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей

Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

Знать и понимать:

-Понятия окружности, круга и их элементов.

-Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.

-Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Уметь:

  1. Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.

  2. Понятия правильной и неправильной дроби.

  3. Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  4. Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.

  5. Читать и записывать обыкновенные дроби.

  6. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.

  7. Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.

  8. Распознавать и решать три основные задачи на дроби.

  9. Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

  10. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.

  11. Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

  12. Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных

  13. дробей.

  14. Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.

  15. Выделять целую часть из неправильной дроби.

  16. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

  17. Складывать и вычитать смешанные числа


6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 15 часов

Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.

Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Знать и понимать:

  1. Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.

  2. Правило сравнения десятичных дробей.

  3. Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.

  4. Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.

  5. Правило сложения и вычитания десятичных дробей .

  6. Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.

  7. Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком

  8. (с избытком).

  9. Понятие округления числа.

  10. Правило округления чисел,

  11. десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

  1. Иметь представление о десятичных разрядах.

  2. Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.

  3. Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.

  4. Изображать десятичные дроби

  5. на координатном луче.

  6. Складывать и вычитать десятичные дроби.

  7. Раскладывать десятичные дроби по разрядам.

  8. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

  9. Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.


7. Умножение и деление десятичных дробей – 26 часов

Умножение десятичных дробей на натуральное число. Деление десятичных дробей на натуральное число. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое

Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

Знать и понимать:

  1. Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).

  2. Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).

  3. Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.

  4. Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.

  5. Свойства умножения и деления десятичных дробей.

  6. Понятие среднего арифметического нескольких чисел.

  7. Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь:

  1. Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.

  2. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

  3. Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.

  4. Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.

  5. Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.

  6. Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

  7. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.



8. Инструменты для вычисления и измерения – 16 часов

Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.

Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Знать и понимать:

-Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».

-Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

-Основные виды задач на проценты.

-Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол».

-Свойство углов треугольника.

-Измерительные инструменты.

-Понятие биссектрисы угла.

-Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь:

-Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.

-Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.

-Вычислять проценты с помощью калькулятора.

-Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
9. Итоговое повторение – 22 часа

Итоговая контрольная работа и анализ
Тематический план

Математика 5 класс

Учебник Н.Я.Виленкин и др.. „ Мнемозина“ 2009 г.

6 ч в неделю, всего 204 ч

Номер параграфа

Содержание материала

Кол-во часов




Глава I. Натуральные числа

96

1

Натуральные числа и шкалы.

18




Входная контрольная работа.

1




Контрольная работа №1. Натуральные числа и шкалы.

1

2

Сложение и вычитание натуральных чисел.

24




Контрольная работа №2. Сложение и вычитание натуральных чисел.

1




Контрольная работа №3. Уравнение.

1

3

Умножение и деление натуральных чисел.

32




Контрольная работа №4. Умножение и деление натуральных чисел.

1




Контрольная работа №5. Упрощение выражений.

1

4

Площади и объемы.

15




Контрольная работа №6. Площади и объемы.

1




Глава II. Дробные числа


108

5

Обыкновенные дроби

27




Контрольная работа №7. Правильные и неправильные дроби.

1




Контрольная работа №8. Сложение и вычитание дробей.

1

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

14




Контрольная работа №9. Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

7

Умножение и деление десятичных дробей.

24




Контрольная работа №10. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа.

1




Контрольная работа №11. Умножение и деление десятичных дробей.

1

8

Инструменты для вычислений и измерений.

14




Контрольная работа №12.Проценты.

1




Контрольная работа №13. Угол. Сравнение углов.

1




Итоговое повторение.

21




Итоговая контрольная работа.

1

Итого

204
  1   2