|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
________________________________________________________________
Ф.И.О., категория
по ___алгебре, 9 а класс______________________________________________
предмет, класс и т.п.
«Согласовано» Рассмотрено на заседании
Зам. директора по методического объединения
образовательному процессу протокол № ___________ от
__________/ / «____» __________ 20 __г.
_______ /___________/ рук. МО
2011 - 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике на основе Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы / составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки построения графиков функций, решения уравнений и систем уравнений, линейных неравенств с одной переменной и их системы, квадратных неравенств, решения текстовых задач, распознавания арифметической и геометрической прогрессии, использования формул общего члена и суммы нескольких первых членов, решения комбинаторных задач.
Программой отводится на изучение алгебры по 4 урока в неделю, что составляет 140 часов в учебный год. Из них контрольных работ 13 часов, которые распределены по разделам следующим образом: Входная контрольная работа 1 час, «Свойства функции. Квадратный трехчлен»1 час, «Квадратичная функция» 1 час, «Уравнения с одной переменной» 1 час, «Неравенства с одной переменной» 1 час, «Уравнения и неравенства с двумя переменными» 1 час, «Арифметическая прогрессия» 1 час, «Геометрическая прогрессия» 1 час «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» 1 час и 4 часа отведены для проведения пробного ГИА.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточный контроль в рабочей программе проводится в форме самостоятельных работ, математических диктантов, практических работ, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля; итоговая аттестация предполагает сдачу экзамена в форме ГИА.
Цели изучения учебного курса: систематизировать и расширить представления о функциях, учить строить графики изученных функций , описывать их свойства; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; научить раскладывать квадратный трехчлен на линейные множители; сформировать умения решать уравнения, приводимые к квадратным; сформировать умение решать системы уравнений второй степени; сформировать умение решать неравенства и их системы; ввести понятия арифметической и геометрической прогрессии, выработать навыки применения формул; ввести понятия перестановки, размещения, сочетания и научить применять соответствующие формулы для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события, научить решать комбинаторные задачи.
Задачи курса: повторить и закрепить знания, умения и навыки полученные в 5-8 классах: вычислительные навыки, умения решать линейные уравнения и неравенства, их системы, умения строить графики функций и др. изучить квадратичную функцию и её график, решение квадратных неравенств графическим методом и методом интервалов; научить решать уравнения и их системы разными способами; изучить арифметическую и геометрическую прогрессии, научить решать задачи с прогрессиями; ознакомить со степенной функцией, корнем n –ой степени, элементами теории вероятностей и комбинаторики; качественно подготовиться к выпускным экзаменам. Содержание обучения
1. Повторение
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7-8 классов.
2. Квадратичная функция.
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график.
Основная цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
3. Уравнения и неравенства с одной переменной.
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
4. Уравнения и системы уравнений с двумя переменными.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
5. Арифметическая и геометрическая прогресии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель - дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
6. Степенная функция. Корень n -й степени
Четная и нечетная функция. Функция у = хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.
Основная цель - ввести понятие корня n -й степени и его свойства, четной и нечетной функций.
В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия четной и нечетной функции, рассматриваются свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-й степени, в частности кубических корней.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Понятие степени с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот материал будет рассмотрен в старшей школе.
7. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель - ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
8. Повторение
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся. При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.
Электронные учебные пособия
Алгебра 7-9 классы. Дидактический и раздаточный материал. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.
Алгебра не для отличников для учащихся средней школы 7-9 классов. НИИ экономики авиационной промышленности, 1998.
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2004.
Решаем задачи из учебника Алгебра 9 под ред. С.А.Теляковского. Интерактивный задачник. М.: Просвещение – Медиа, 2004
Тестмастер – 9 класс. Зыкин В.
Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 9 класс. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Функции и графики. Открытая математика
Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА.
Урок
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
| Дата
|
Кол-во
часов
| по плану
| факт.
|
| Повторение
|
|
| 5
| 1.
| Повторение. Выражения и их преобразование. Правила раскрытия скобок.
|
|
| 1
| 2.
| Повторение. Умножение одночленов, многочленов. Формулы сокращенного умножения.
|
|
| 1
| 3.
| Повторение. Рациональные дроби. Тождественные преобразования.
|
|
| 1
| 4.
| Повторение. Квадратные уравнения. Системы уравнений. Неравенства.
|
|
| 1
| 5.
| Повторение. Решение задач.
|
|
| 1
| 2.
| Квадратичная функция
|
|
| 23
| 6.
| Функция. Область определения и область значений функций.
|
|
| 3
| 7.
|
|
| 8.
|
|
| 9.
| Свойства функций. |
|
| 3
| 10
|
|
| 11
|
|
| 12
| Квадратный трехчлен и его корни.
|
|
| 1
| 13
| Разложение квадратного трехчлена на множители.
|
|
| 4
| 14
|
|
| 15
|
|
| 16
|
|
| 17
| Контрольная работа №1 «Функции. Квадратный трехчлен».
|
|
| 1
| 18
| Функция y=ax2, ее график и свойства. |
|
| 3
| 19
|
|
| 20
|
|
|
| Входная контрольная работа |
|
|
| 21
| График функции y=ax2+n
|
|
| 2
| 22
|
|
| 23
| График функции y=a(x-m)2.
|
|
| 2
| 24
|
|
| 25
| Построение графика квадратичной функции.
|
|
| 3
| 26
|
|
| 27
|
|
| 28
| Контрольная работа №2 «Квадратичная функция».
|
|
| 1
| 3.
| Уравнения и неравенства с одной переменной
|
|
| 17
| 29
| Решение неравенств второй степени с одной переменной.
|
|
| 4
| 30
|
|
| 31
|
|
| 32
|
|
| 33
| Решение неравенств методом интервалов. |
|
| 6
| 34
|
|
| 35
|
|
| 36
|
|
| 37
|
|
| 38
|
|
|
| 39
| Целое уравнение и его корни.
|
|
| 2
| 40
|
|
| 41
| Уравнения приводимые к квадратным.
|
|
| 4
| 42
|
|
| 43
|
|
| 44
|
|
| 45
| Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной».
|
|
| 1
| 4.
| Уравнения и системы уравнений с двумя переменными
|
|
| 17
| 46
| Графический способ решения систем уравнений.
|
|
| 4
| 47
|
|
| 48
|
|
| 49
|
|
| 50
| Решение систем уравнений второй степени.
|
|
| 6
| 51
|
|
| 52
|
|
| 53
|
|
| 54
|
|
| 55
|
|
| 56
| Решение задач с помощью систем уравнений.
|
|
| 6
| 57
|
|
| 58
|
|
| 59
|
|
| 60
|
|
| 61
|
|
| 62
| Контрольная работа №4 «Уравнения и системы уравнений с двумя переменными»
|
|
| 1
| 5.
| Арифметическая и геометрическая прогрессии
|
|
| 17
| 63
| Последовательности.
|
|
| 2
| 64
|
|
| 65
| Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
|
|
| 3
| 66
|
|
| 67
|
|
| 68
| Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
|
|
| 3
| 69
|
|
| 70
|
|
| 71
| Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия» |
|
| 1
| 72
| Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
|
|
| 3
| 73
|
|
| 74
|
|
| 75
| Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
|
|
| 2
| 76
|
|
| 77
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|<1
|
|
| 2
| 78
|
|
| 79
| Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессия»
|
|
| 1
| 6.
| Степенная функция и корень n-й степени
|
|
| 9
| 80
| Четные и нечетные функции. |
|
| 2
| 81
|
|
| 82
| Функция у = х n |
|
| 2
| 83
|
|
| 84
| Определение корня n-й степени. |
|
| 2
| 85
|
|
| 86
| Свойства арифметического корня n-й степени. |
|
| 2
| 87
|
|
| 88
| Контрольная работа №7 «Степенная функция и корень n-й степени»
|
|
| 1
| 7.
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей
|
|
| 17
| 89
| Примеры комбинаторных задач. |
|
| 2
| 90
|
|
| 91
| Перестановки. |
|
| 3
| 92
|
|
| 93
|
|
| 94
| Размещения.
|
|
| 3
| 95
|
|
| 96
|
|
| 97
| Сочетания.
|
|
| 3
| 98
|
|
| 99
|
|
| 100
| Относительная частота случайного события.
|
|
| 2
| 101
|
|
| 102
| Вероятность равновозможных событий.
|
|
| 3
| 103
|
|
| 104
|
|
| 105
| Контрольная работа №8 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
|
|
| 1
| 8.
| Повторение
|
|
| 35
| 106
| Вычисления (числовые выражения).
|
|
| 2
| 107
|
|
| 108
| Вычисления (выражения, содержащие степени).
|
|
| 2
| 109
|
|
| 110
| Преобразование рациональных выражений.
|
|
| 3
| 111
|
|
| 112
|
|
| 113
| Тождественные преобразования.
|
|
| 3
| 114
|
|
| 115
|
|
| 116
| Разложение на множители.
|
|
| 2
| 117
|
|
| 118
| Решение уравнений.
|
|
| 2
| 119
|
|
| 120
| Решение систем уравнений.
|
|
| 2
| 121
|
|
| 122
| Решение задач.
|
|
| 2
| 123
|
|
| 124
| Решение неравенств.
|
|
| 2
| 125
|
|
| 126
| Решение систем неравенств.
|
|
| 2
| 127
|
|
| 128
| Арифметическая прогрессия.
|
|
| 2
| 129
|
|
| 130
| Геометрическая прогрессия.
|
|
| 2
| 131
|
|
| 132
| Функции. Свойства функций.
|
|
| 2
| 133
|
|
| 134
| Работа с графиками функций.
|
|
| 2
| 135
|
|
| 136
| Предэкзаменационная работа
|
|
| 4
| 137
|
|
| 138
|
|
| 139
|
|
| 140
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Подведение итогов за год.
|
|
| 1
| |
|
|