|
Конспект открытого урока по русскому языку в 8А классе. Тема урока: «Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений» Конспект открытого урока по русскому языку в 8А классе.
Тема урока: «Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).
Цели урока:
образовательная: углубить знания учащихся об односоставных предложениях; дать целостное представление об основных видах односоставных предложений;
развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал по теме; формировать у учащихся навык структурирования и группировки учебного материала; продолжать отрабатывать умение графически оформлять опорный конспект;
воспитательная: формировать у учащихся культуру учебного труда;
совершенствовать навыки общения, воспитывать чувство любви к родному языку. Оборудование урока: записи на доске, раздаточный материал, наглядные пособия, презентация учителя.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология погружения в тему.
Технология учебного диалога.
Технология организации самостоятельной работы учащихся с использованием методов активного обучения на основе творческой деятельности.
Технология развивающего обучения.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Известный учёный, поэт, языковед М.В.Ломоносов отмечал: «Умолчание местоимений личных (подлежащих) перед глаголами к украшению и важности служит». В этом высказывании он обратил внимание на то, что русский язык не терпит однообразия, повторений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках.
Ответы учащихся: Мы говорили о видах сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.
Это всё необычные предложения. И сегодня мы продолжим разговор о таких непростых простых предложениях.
Запишите число, тему урока.
Виды односоставных предложений.
Объяснение нового материала.
1). Повторение ранее изученного.
Начнём урок с разминки – синтаксического разбора предложения.
Запишите предложение.
От воды потянуло сыростью, и на озеро опустился густой туман.
Найдём в предложении грамматическую (ие) основу (ы), построим схему, дадим характеристику предложению.
? Какое это предложение по наличию грамматических основ?
А теперь запишите по вариантам характеристику 1 вар. – 1-го простого предложения, 2 вар. – 2-го простого предложения.
Давайте определим задачи нашего урока.
Мы познакомимся с основными видами односоставных предложений, попробуем структурировать и сгруппировать материал по этой теме и составить опорный конспект. Сегодня я буду объяснять материал блоком, с помощью презентации. Объяснение будет проходить в два этапа. На первом этапе вы должны будете найти в каждом слайде БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Их нужно записать в тетрадь, можно в виде схемы, условных обозначений, сокращений.
Базовое понятие – основное, главное, фундаментальное.
Ключевые слова – открывающие, раскрывающие что-либо.
На втором этапе нужно составить краткий опорный конспект.
2). Объяснение (первичное) нового материала.
Просмотр презентации с комментариями учителя и последующей проверкой.
В презентации 11 слайдов, но в ваших тетрадях базовых понятий может быть меньше.
? А сколько будет ключевых слов?
Проверка. Базовые понятия: двусоставные и односоставные предложения, односоставные предложения с составом подлежащего и сказуемого, назывные предложения, виды односоставных предложений с составом сказуемого, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные.
3). Знакомство с вариантами графического оформления опорного конспекта.
Раздаточный материал у вас на партах. Каждый выберет для себя такую схему, которая будет для его опорного конспекта наиболее удобной, а кто-то, возможно, воспользуется своим вариантом.
4). Вторичное объяснение нового материала.
Физкультминутка для глаз.
Просмотр презентации с комментариями учеников и последующей записью содержания слайда (нужно составить краткий опорный конспект).
Сколько примеров следует включить в опорный конспект? (1-2)
Проверка опорных конспектов (2-3).
Закрепление материала.
1). Устный объяснительный диктант с последующей записью грамматических основ и определением видов односоставных предложений.
Помню раннее, тихое, свежее утро. (О/л) (Помню)
В новый дом первой впускают кошку. (Н/л) (Впускают)
Не бойся скуки деревенской! (О/л) (Не бойся)
За окном пасмурно. (Б/л) (Пасмурно)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Об/л) (Любишь, люби)
Идём вдоль пустынной набережной. (О/л). (Идём)
Друга познают в беде. (Об/л) (Познают)
Через час прислуга запирает двери. (Двусост.)
Славная осень. (Н) (Осень)
2). Самостоятельная работа учащихся.
В данном тексте следует: 1) найти односоставные предложения, выписать их номера и указать вид; 2) во всех предложениях обозначить грамматические основы.
(1)Приветное слово.
(2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.
(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.
(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.
(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.
(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.
(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.
В.П.Астафьев
Ответы:
Назывное.
Безличное.
Безличное.
Назывное, безличное.
Определённо-личное.
Определённо-личное.
Определённо-личное.
10. Безличное.
13. Определённо-личное.
14. Определённо-личное, безличное.
15. Неопределённо-личное.
18. Определённо-личное.
20. Безличное.
21. Безличное.
Определите идею миниатюры.
3).Проверка самостоятельной работы.
5. Подведение итогов урока. Обращение к словам М.В.Ломоносова.
Просмотр 10 и 11 слайдов презентации.
Домашнее задание: отредактировать опорный конспект, дополнить его собственными примерами, подготовиться к тесту по теме «Виды односоставных предложений».
(1)Приветное слово.
(2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.
(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.
(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.
(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.
(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.
(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.
В.П.Астафьев
(1)Приветное слово.
(2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.
(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.
(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.
(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.
(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.
(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.
В.П.Астафьев
В помощь ученику
Условные обозначения в опорных конспектах:
! – важнейшие сведения;
? – сведения, которые необходимо уточнить или дополнить;
_____ - выделение ключевых слов, т.е. маркировка;
- сведения для запоминания.
| Варианты графического оформления структурированного материала:
№1
Предлоги Служебные части речи
Частицы Союзы
№2
Улица самостоятельных частей речи
Дом Дом Дом Дом
Дом Дом
Переулок
Дом Дом Дом
№3
Текст «Для чего нужен дирижёр?»
ДИРИЖЁР
управляет, руководит
темпом, ритмом трактовкой ролью групп инструментов
№4
БГ – безударные гласные Н
П – проверяемые
Н – непроверяемые П БГ Ч
Ч – чередующиеся
№5
С – согласные Н
П – проверяемые П НС
Н – непроверяемые
НС – непроизносимые согласные С
№6
БГ – безударные гласные
П – проверяемые
Н – непроверяемые
Ч – чередующиеся Ч П
С – согласные Н Н
П – проверяемые П НС
Н – непроверяемые БГ С
НС – непроизносимые согласные |
|
|