Настоящая рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта базового уровня по математике, утвержденного приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. № 1089, авторской программы «Алгебра 7» авт. - сост. А.Г. Мордкович, - М.: Мнемозина,2012 г, программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и И.И.Юдиной.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие
цели обучения модулю «Алгебра»:- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для
продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Целью изучения модуля «Геометрия» в 7 классе является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается
теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.
Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Изложение материала
характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.
Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Согласно учебному плану МБОУ Одинцовской СОШ № 1 на изучение предмета «Математика» в 7 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год). Изучение предмета «Математика» будет осуществляться по двум модулям:
1 модуль – «Алгебра», на который отводится 3 час в неделю (102 часа в год);
2 модуль – «Геометрия», на который отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Для изучения курса «Математика» используется следующий учебно-методический комплекс:
1. А. Г. Мордкович. Алгебра-7. Часть I. Учебник. Мнемозина, 2012.
2. А. Г. Мордкович. Алгебра-7. Часть 2. Задачник. Мнемозина, 2012.
3. И. В. Комиссарова, Е. М. Ключникова. Алгебра - 7. Поурочное планирование по алгебре. Учебно–методическое пособие к учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра. 7 класс» Москва, Мнемозина, 2008.
4. Ю. П. Дудницын, Е. Е. Тульчинская. Алгебра -7. Контрольные работы (под ред. А. Г. Мордковича). Мнемозина, 2005.
5. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2011.
6. Н. Ф. Гаврилова. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 7 класс. М.: ВАКО, 2011.
7. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова Самостоятельные контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. Москва ИЛЕКСА 2010.
Содержание курса Модуль «Алгебра» (102 часа)1. Математический язык. Математическая модель (13 часов)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Основная цель изучения данной темы – выработать у учащихся умение выполнять действия над степенями с натуральным показателем.
2. Линейная функция (11 часов)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а;b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнение. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции. Взаимное расположение графиков линейных функций.
3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 часов)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический способ решения уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)
4. Степень с натуральным показателем (6 часов)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
5. Одночлены. Операции над одночленами (8 часов)
Понятие одночлена. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Арифметические операции над одночленами.
6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных слагаемых членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен.
7. Разложение многочленов на множители (18 часов)
Разложение многочлена на множители: с помощью формул сокращенного умножения, способ группировки,
вынесение общего множителя за скобки, комбинированный способ. Метод выделения полного квадрата.
Основная цель изучения данной темы - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочлена на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
8. Квадратичная функция (9 часов)
Квадратичная функция, ее свойства и график. Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Функциональная символика.
9. Элементы статистики (4 часа)
10. Обобщающее повторение (5 часов)
Модуль «Геометрия» (68 часов)1. Начальные геометрические сведения Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель- систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Распределение учебных часов по курсу «Математика» № главы
| Тема
| Часы
| Уроки
| Контрольные работы
|
Модуль «Алгебра»
|
1
| Математический язык. Математическая модель.
| 13
| 12
| 1
|
2
| Линейная функция
| 11
| 10
| 1
|
3
| Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
| 13
| 12
| 1
|
4
| Степень с натуральным показателем и его свойства
| 6
| 5
| 1
|
5
| Одночлены. Операции над одночленами.
| 8
| 7
| 1
|
6
| Многочлены. Арифметические операции над многочленами
| 15
| 14
| 1
|
7
| Разложение многочленов на множители
| 18
| 17
| 1
|
8
| Функция у=х²
| 9
| 8
| 1
|
9
| Элементы статистики и теории вероятности
| 4
| 4
|
|
10
| Обобщающее повторение
| 9
| 8
| 1
|
| Итого
| 102
| 93
| 9
|
Модуль «Геометрия»
|
1
| Начальные геометрические сведения
| 11
| 10
| 1
|
2
| Треугольники
| 18
| 17
| 1
|
3
| Параллельные прямые
| 13
| 12
| 1
|
4
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 20
| 18
| 2
|
| Повторение курса геометрии за 7 класс
| 6
| 5
| 1
|
| Итого
| 68
| 62
| 6
|
| ИТОГО по курсу
| 170
| 155
| 15
|