Главная страница


Учебнику Мордкович А. Г. Алгебра, 7 по теме «Система двух линейных уравнений с двумя переменными» Сапко Екатерина Николаевна учитель математики Одинцово 2013



НазваниеУчебнику Мордкович А. Г. Алгебра, 7 по теме «Система двух линейных уравнений с двумя переменными» Сапко Екатерина Николаевна учитель математики Одинцово 2013
страница1/3
Дата13.02.2016
Размер0.49 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3

Муниципального общеобразовательного

учреждения средняя общеобразовательная

школа № 1 г.Одинцово.

Московской области

ПРОЕКТ

Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике

учащихся 7 классов

по учебнику Мордкович А.Г. Алгебра, 7

по теме «Система двух линейных уравнений с двумя переменными»
Сапко Екатерина Николаевна

учитель математики

Одинцово 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»……………………………………………...…4

§ 1. Основы обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»………………………………......................................4

§ 2. Логико-математический анализ содержания темы…………………...6

§ 3. Цели обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»….……………………………………………………..12

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».……..………….13

§ 4. Карта изучения темы и её использование……………………………13

§ 5. Учебный план темы……………………………………………………18

§ 6. Пример реализации целей обучения теме……………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
Литература…………………………………………………………………………..24
Приложение…………………………………………………………………………25

1) примеры цифровых образовательных ресурсов……………………….25

2) средства обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»…………………………………………………………………..….27

3) примеры реализации целей обучения теме……………………………37

4) применение систем в решении задач реальной ситуации …………...40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Цель российского школьного образования – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, активизируя деятельность учащихся при личностном ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося.
Эти тенденции должны найти отражение в организации процесса обучения любого школьного предмета, в том числе и математики.

Цель проекта: реализация ФГОС ООО при обучении математике учащихся основной школы (на примере темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» 7 класс).

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:

1) выявить основы обучения теме;

2) выполнить логико-математический анализ содержания темы;

3) сформулировать цели обучения теме;

4) разработать таблицу целей обучения теме;

5) разработать карту обучения теме;

6) выполнить отбор средств обучения теме, в том числе ЦОР и ЭОР;

7) составить тематическое планирование темы;

8) разработать рабочую программу темы;

9) разработать фрагменты уроков, направленных на развитие и формирование УУД в соответствии с темой проекта.

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМЕ «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
§ 1. Основы обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по трем направлениям: личностные, метапредметные, предметные, которые являются обязательными при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении: 1) развитие логического и критического мышления ; 2) способности к умственному эксперименту ; 3) развитие интеллектуальной мобильности; 4)развитие интереса к математике и математические способности

в метапредметном направлении: 1) формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 2) развитие представлений о математике как форме описания и методе познавания действительности, создание условий для математического моделирования; 3) формирование способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры
Требования к предметным результатам по математике сформулированы в примерных программах. В программе конкретизированы на уровне учебного предмета все три вида результатов, овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для обучения и изучения смежных дисциплин, применение в повседневной жизни.

Поэтому программы образовательного учреждения должны включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 1) формирование готовности к развитию личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий; 2) соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям; 3) цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; 4) на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; 5) выделение основных результатов обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы

По программе на изучение темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» отводится 14 часов.
Логико-математический анализ определений понятий

При проведении логико-математического анализа определений понятий для получения схемы определения понятия используется логическое действие проблемного изложения и создание алгоритма.
Логико-математический анализ задач

В результате выполнения логико-математического анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 2.

Таблица 2.

Классификация задач по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

Вид /сложность

задачи

I уровень

сложности

II уровень

сложности

III уровень

сложности

Задачи

для решения графическим методом

№ 11.10

№11.11-11.13

№11.15

Задачи

для решения методом подстановки

№12.-12.4

№12.8-12.9,12.14-12.17

№12.18-12.22

Задачи

для решения методом алгебраического сложения

№13.1-13.2

№13.3-13.7

№13.8-13.12

Практические задачи

Нет 1 уровня сложности

№14.1-14.31

№14.32-14.38


В учебнике Мордкович А.Г. Алгебра, 7 по данной теме представлены в полном объеме.

§ 3. Цели обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

Цель современного образования – создание условий для развития личности, через универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (таблица 3). При овладении учащимися УУД формируется способность самообучаться, самосовершенствоваться, самоопределяться и самореализовываться.

Таблица 3.

Универсальные учебные действия

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

общеучебные

логические

постановки и решения проблем










1) самостоятельное выделение и формулирование цели обучения; 2) поиск и извлечение необходимой информации; 3) знаково-символические действия.

1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение и классификация объектов; 4) подведение под понятия, выведение следствий из условия и требования; 5) установление причинно-следственных связей; 6) логическая цепь рассуждений и доказательств; 7) выдвижение гипотез и их обоснование

формулировка проблемы, самостоятельный поиск ее решения

1) целеполагание; 2) планирование; 3) прогнозирование; 4) контроль; 5) коррекция; 6) оценка; 7) волевая саморегуляция

1) планирование учебного сотрудничества; 2) постановка вопросов; 3) разрешение конфликтов; 4) управление поведением партнера; 5) построение речевых высказываний; 6) лидерство и согласование действий с партнером.

1) самоопределение; 2) смыслообразования; 3) нравственно-этическое оценивание; 4) самопознание


Познавательные УУД «отвечают» за процесс переработки учебной информации, в котором ее преобразование как организация знаний, связаны со знаково-символической деятельностью человека, в результате которой информация представляется в виде модели.

Регулятивные УУД «отвечают» за постановку учебной задачи; определение целей; составление плана; внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

Коммуникативные УУД «отвечают» за определение цели, функций участников, способов взаимодействия; сотрудничество при поиске и сборе информации; контроль, коррекцию, оценку действий партнера; согласование действий с партнером.

Личностные УУД направлены на установление учащимися связи между целью обучения и результатами, определение значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Таблица 4.

Взаимосвязь целей и УУД

Обозначение цели

Цели обучения математике на уровне учебной темы

УУД

Ц 1

приобретение учебной информации и становление интеллектуальных умений при изучении методов решения систем линейных уравнений

планирование, прогнозирование,

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; составляете приемы решения типов задач самостоятельно или по плану

Ц 2 (и Ц 4, Ц 5)

контроль усвоения теоретических знаний при работе с типами систем линейных уравнений

постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

формирование организационных умений

контроль, коррекция, оценка,

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

используете предписания для решения систем линейных уравнений разными методами


Ц 3 (и Ц 4, Ц 5)

применение знаний и интеллектуальных умений при решении систем линейных уравнений и учебных задач управлять поведением партнера, планирование учебного сотрудничества, формирование коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

планирование, реализация плана.

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

решение задач разного уровня сложности, составление систем уравнений по полному и неполному условию и требованию, по условию без требования

Ц 4

формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

Ц 5

формирование организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД)

формируются и используются регулятивные и познавательные общеучебные УУД


На основе взаимосвязи целей и УУД (таблица 4) учителем составляется тТаблица 1) целей и УУД учителем составляетсятттаблица целей обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» и вывешивается в классе перед началом изучения данной темы (таблица 5). Данная таблица 5. В результате данной деятельности происходит формирование УУД.

Таблица 5.

Таблица целей обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»


Таблица целей обучения теме «Системы линейных уравнений»Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

Средства

помощи

цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

первом

втором

третьем




Ц 1: приобретение учебной информации и становление интеллектуальных умений при изучении типов задач

1) сравниваете решение однотипных задач 1-го уровня сложности; 2) классифицируете системы одного типа; 3) анализируете отличия в решениях; 6) записываете алгоритм решения систем

,



1) составляете алгоритм решения систем одного типа; 2) обобщаете вид систем; 3) составляете приёмы их решения с помощью подсказки для задач 2-го уровня сложности; 3) анализируете решение задач 2-го уровня сложности; 4) выводите алгоритм ; 5) записываете схему алгоритма



1)составление математической модели реальной ситуации, как системы линейных уравнений; 2) составляете приемы решения типов задач самостоятельно или по плану для заданий 3-го уровня сложности ;


1) карточка информаторы различных уровней; 2) схема алгоритма понятия;3)

схема решения задач всех типов, рассматриваемых в теме; 4) образцы записей решений задач в учебнике и тетради




первом

втором

третьем




Ц 2:

контроль усвоения теоретических знаний при работе с типами и классами задач

1) знаете определения: линейного уравнения с двумя переменными; 2) знаете алгоритм решения систем линейных уравнений с двумя переменным; 3) приводите примеры методов решения систем линейных уравнений с двумя переменными

1) знаете определения: решения типов задач 2-го уровня сложности; 2) формулируете и доказываете выбор метода для решения систем 2-го уровня сложности; 3) приводите примеры

1) знаете методы; 2) делайте выбор метода ; 3) приводите примеры в решении математических моделей реальной ситуации; 4) устанавливаете взаимосвязь при решении;5)

решаете задачи рассмотренных классов уровня 3

1) схема определения понятий,; 2) схема алгоритмы распознавания; 3) схема выбора алгоритма; 4) подсказки образцы записей решений задач в учебнике и тетради




первом

втором

третьем




Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач

умеете: а) решать различными методами системы линейных уравнений

умеете: а) выбирать рациональный метод решения систем линейных уравнений

умеете а) составлять систему линейных уравнений как математическую модель реальной ситуации

а) учебник; словарь, схемы определения понятий, алгоритмы распознавания, классификационные схемы; б) схема выбора алгоритма; образец записи метода решения; в) образцы записей решений задач в учебнике и тетради

Ц 4: формирование КУД

1) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; 2) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; 3) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях;4) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия

приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности

Ц 5: формирование общих ПУД и РУД

1) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; 2) выбираете задачи и решаете их; 3) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; 4) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; 5) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; 6) делаете выводы о дальнейших действиях, планируете коррекцию учебно-познавательной деятельности

приёмы саморегуляции УПД

- учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; РУД – регулятивные учебные действия
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМЕ «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

§ 4. Карта изучения темы и её использование

По программе на изучение темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» отводится 14 часов. При изучении данной темы в учебнике «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» вводятся следующие понятия: решение системы, нет решения, бесконечное множество решений, решение системы графически, метод подстановки и метод алгебраического сложения. Тематическое планирование изучения данной темы представлено в таблице 6.

Таблица 6.

  1   2   3