|
Учебнику Мордкович А. Г. Алгебра, 7 по теме «Система двух линейных уравнений с двумя переменными» Сапко Екатерина Николаевна учитель математики Одинцово 2013 Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная
школа № 1 г.Одинцово.
Московской области
ПРОЕКТ
Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике
учащихся 7 классов
по учебнику Мордкович А.Г. Алгебра, 7
по теме «Система двух линейных уравнений с двумя переменными» Сапко Екатерина Николаевна
учитель математики
Одинцово 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»……………………………………………...…4
§ 1. Основы обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»………………………………......................................4
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы…………………...6
§ 3. Цели обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»….……………………………………………………..12
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».……..………….13
§ 4. Карта изучения темы и её использование……………………………13
§ 5. Учебный план темы……………………………………………………18
§ 6. Пример реализации целей обучения теме……………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22 Литература…………………………………………………………………………..24 Приложение…………………………………………………………………………25
1) примеры цифровых образовательных ресурсов……………………….25
2) средства обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»…………………………………………………………………..….27
3) примеры реализации целей обучения теме……………………………37
4) применение систем в решении задач реальной ситуации …………...40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Цель российского школьного образования – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, активизируя деятельность учащихся при личностном ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Эти тенденции должны найти отражение в организации процесса обучения любого школьного предмета, в том числе и математики.
Цель проекта: реализация ФГОС ООО при обучении математике учащихся основной школы (на примере темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» 7 класс).
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
1) выявить основы обучения теме;
2) выполнить логико-математический анализ содержания темы;
3) сформулировать цели обучения теме;
4) разработать таблицу целей обучения теме;
5) разработать карту обучения теме;
6) выполнить отбор средств обучения теме, в том числе ЦОР и ЭОР;
7) составить тематическое планирование темы;
8) разработать рабочую программу темы;
9) разработать фрагменты уроков, направленных на развитие и формирование УУД в соответствии с темой проекта.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМЕ «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» § 1. Основы обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по трем направлениям: личностные, метапредметные, предметные, которые являются обязательными при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
– в личностном направлении: 1) развитие логического и критического мышления ; 2) способности к умственному эксперименту ; 3) развитие интеллектуальной мобильности; 4)развитие интереса к математике и математические способности
– в метапредметном направлении: 1) формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 2) развитие представлений о математике как форме описания и методе познавания действительности, создание условий для математического моделирования; 3) формирование способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры Требования к предметным результатам по математике сформулированы в примерных программах. В программе конкретизированы на уровне учебного предмета все три вида результатов, овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для обучения и изучения смежных дисциплин, применение в повседневной жизни.
Поэтому программы образовательного учреждения должны включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 1) формирование готовности к развитию личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий; 2) соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям; 3) цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; 4) на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; 5) выделение основных результатов обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. § 2. Логико-математический анализ содержания темы
По программе на изучение темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» отводится 14 часов. Логико-математический анализ определений понятий
При проведении логико-математического анализа определений понятий для получения схемы определения понятия используется логическое действие проблемного изложения и создание алгоритма. Логико-математический анализ задач
В результате выполнения логико-математического анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 2.
Таблица 2.
Классификация задач по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
Вид /сложность
задачи
| I уровень
сложности
| II уровень
сложности
| III уровень
сложности
| Задачи
для решения графическим методом
| № 11.10
| №11.11-11.13
| №11.15
| Задачи
для решения методом подстановки
| №12.-12.4
| №12.8-12.9,12.14-12.17
| №12.18-12.22
| Задачи
для решения методом алгебраического сложения
| №13.1-13.2
| №13.3-13.7
| №13.8-13.12
| Практические задачи
| Нет 1 уровня сложности
| №14.1-14.31
| №14.32-14.38
|
В учебнике Мордкович А.Г. Алгебра, 7 по данной теме представлены в полном объеме.
§ 3. Цели обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
Цель современного образования – создание условий для развития личности, через универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (таблица 3). При овладении учащимися УУД формируется способность самообучаться, самосовершенствоваться, самоопределяться и самореализовываться.
Таблица 3.
Универсальные учебные действия
Познавательные
| Регулятивные
| Коммуникативные
| Личностные
| общеучебные
| логические
| постановки и решения проблем
|
|
|
| 1) самостоятельное выделение и формулирование цели обучения; 2) поиск и извлечение необходимой информации; 3) знаково-символические действия.
| 1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение и классификация объектов; 4) подведение под понятия, выведение следствий из условия и требования; 5) установление причинно-следственных связей; 6) логическая цепь рассуждений и доказательств; 7) выдвижение гипотез и их обоснование
| формулировка проблемы, самостоятельный поиск ее решения
| 1) целеполагание; 2) планирование; 3) прогнозирование; 4) контроль; 5) коррекция; 6) оценка; 7) волевая саморегуляция
| 1) планирование учебного сотрудничества; 2) постановка вопросов; 3) разрешение конфликтов; 4) управление поведением партнера; 5) построение речевых высказываний; 6) лидерство и согласование действий с партнером.
| 1) самоопределение; 2) смыслообразования; 3) нравственно-этическое оценивание; 4) самопознание
|
Познавательные УУД «отвечают» за процесс переработки учебной информации, в котором ее преобразование как организация знаний, связаны со знаково-символической деятельностью человека, в результате которой информация представляется в виде модели.
Регулятивные УУД «отвечают» за постановку учебной задачи; определение целей; составление плана; внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Коммуникативные УУД «отвечают» за определение цели, функций участников, способов взаимодействия; сотрудничество при поиске и сборе информации; контроль, коррекцию, оценку действий партнера; согласование действий с партнером.
Личностные УУД направлены на установление учащимися связи между целью обучения и результатами, определение значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Таблица 4.
Взаимосвязь целей и УУД
Обозначение цели
| Цели обучения математике на уровне учебной темы
| УУД
| Ц 1
| приобретение учебной информации и становление интеллектуальных умений при изучении методов решения систем линейных уравнений
| планирование, прогнозирование,
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; составляете приемы решения типов задач самостоятельно или по плану
| Ц 2 (и Ц 4, Ц 5)
| контроль усвоения теоретических знаний при работе с типами систем линейных уравнений
постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
формирование организационных умений
| контроль, коррекция, оценка,
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
используете предписания для решения систем линейных уравнений разными методами
| Ц 3 (и Ц 4, Ц 5)
| применение знаний и интеллектуальных умений при решении систем линейных уравнений и учебных задач управлять поведением партнера, планирование учебного сотрудничества, формирование коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
планирование, реализация плана.
| уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
решение задач разного уровня сложности, составление систем уравнений по полному и неполному условию и требованию, по условию без требования
| Ц 4
| формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
| используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
| Ц 5
| формирование организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД)
| формируются и используются регулятивные и познавательные общеучебные УУД
|
На основе взаимосвязи целей и УУД (таблица 4) учителем составляется тТаблица 1) целей и УУД учителем составляетсятттаблица целей обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» и вывешивается в классе перед началом изучения данной темы (таблица 5). Данная таблица 5. В результате данной деятельности происходит формирование УУД.
Таблица 5.
Таблица целей обучения теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
Таблица целей обучения теме «Системы линейных уравнений»Формулировки обобщённых целей
| Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель
| Средства
помощи
| цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:
| первом
| втором
| третьем
|
| Ц 1: приобретение учебной информации и становление интеллектуальных умений при изучении типов задач
| 1) сравниваете решение однотипных задач 1-го уровня сложности; 2) классифицируете системы одного типа; 3) анализируете отличия в решениях; 6) записываете алгоритм решения систем
,
| 1) составляете алгоритм решения систем одного типа; 2) обобщаете вид систем; 3) составляете приёмы их решения с помощью подсказки для задач 2-го уровня сложности; 3) анализируете решение задач 2-го уровня сложности; 4) выводите алгоритм ; 5) записываете схему алгоритма
| 1)составление математической модели реальной ситуации, как системы линейных уравнений; 2) составляете приемы решения типов задач самостоятельно или по плану для заданий 3-го уровня сложности ;
| 1) карточка информаторы различных уровней; 2) схема алгоритма понятия;3)
схема решения задач всех типов, рассматриваемых в теме; 4) образцы записей решений задач в учебнике и тетради
|
| первом
| втором
| третьем
|
| Ц 2:
контроль усвоения теоретических знаний при работе с типами и классами задач
| 1) знаете определения: линейного уравнения с двумя переменными; 2) знаете алгоритм решения систем линейных уравнений с двумя переменным; 3) приводите примеры методов решения систем линейных уравнений с двумя переменными
| 1) знаете определения: решения типов задач 2-го уровня сложности; 2) формулируете и доказываете выбор метода для решения систем 2-го уровня сложности; 3) приводите примеры
| 1) знаете методы; 2) делайте выбор метода ; 3) приводите примеры в решении математических моделей реальной ситуации; 4) устанавливаете взаимосвязь при решении;5)
решаете задачи рассмотренных классов уровня 3
| 1) схема определения понятий,; 2) схема алгоритмы распознавания; 3) схема выбора алгоритма; 4) подсказки образцы записей решений задач в учебнике и тетради
|
| первом
| втором
| третьем
|
| Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач
| умеете: а) решать различными методами системы линейных уравнений
| умеете: а) выбирать рациональный метод решения систем линейных уравнений
| умеете а) составлять систему линейных уравнений как математическую модель реальной ситуации
| а) учебник; словарь, схемы определения понятий, алгоритмы распознавания, классификационные схемы; б) схема выбора алгоритма; образец записи метода решения; в) образцы записей решений задач в учебнике и тетради
| Ц 4: формирование КУД
| 1) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; 2) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; 3) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях;4) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия
| приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности
| Ц 5: формирование общих ПУД и РУД
| 1) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; 2) выбираете задачи и решаете их; 3) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; 4) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; 5) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; 6) делаете выводы о дальнейших действиях, планируете коррекцию учебно-познавательной деятельности
| приёмы саморегуляции УПД
| - учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; РУД – регулятивные учебные действия ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМЕ «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
§ 4. Карта изучения темы и её использование
По программе на изучение темы «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» отводится 14 часов. При изучении данной темы в учебнике «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» вводятся следующие понятия: решение системы, нет решения, бесконечное множество решений, решение системы графически, метод подстановки и метод алгебраического сложения. Тематическое планирование изучения данной темы представлено в таблице 6.
Таблица 6.
|
|
|