Главная страница

Рабочая программа факультативного курса по информатике и икт для учащихся 6 го класса



Скачать 192.63 Kb.
НазваниеРабочая программа факультативного курса по информатике и икт для учащихся 6 го класса
Дата25.08.2016
Размер192.63 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ишимская основная общеобразовательная школа»

Утверждена

Приказом №_____от «___»_________2015г.

Директор ______Л. В. Антонова

Рабочая программа факультативного курса
по информатике и ИКТ

для учащихся 6 – го класса

«Занимательная информатика»


Составитель:

Некрасова А. М.

учитель информатики



Принята на

заседании РМО

Протокол № _________

от «___» __________2015г

Руководитель РМО ______

Принята

педагогическим советом

Протокол № __________

от «___» ___________2015г

с. Ишим 2015

Содержание:

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….3



Содержание программы ………………………………………………………………………5
Календарно – тематический план..……….…………………………………………..……….10
Список литературы…………………………………………………………………………….13

Пояснительная записка

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базисном учебном плане предусмотрено преподавание информатики во 2-4 классах, а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и базовым курсом информатики, который начинается с 8 класса (8 - 9 класс) этим связующим звеном и будет являться факультативный курс по информатике «Занимательная информатика». Рабочая программа факультативного курса по информатике «Занимательная информатика» составлена на основе следующих документов:

​ Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089;

​ авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 21;

  • творческая работа – 1.




Учебно-тематический план




Тема

Количество часов





Общее

Теория

Практика

1

Компьютер и информация

12

5

7

2

Человек и информация

13

6,5

6,5

3

Алгоритмы и исполнители

10

5

5




Итого:

35

16,5

18,5



Содержание программы


Тема 1. Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное ко­дирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками.

Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

Создание проекта по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

·требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

·требования к организации компьютерного рабочего места;

·виды прикладных программ, основные операции с файлами;

· виды систем счисления;

·виды объектов текстовой информации;

·алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;

связь между единицами измерения информации.

Уметь:

·различать виды информации по способам ее восприятия;

·приводить примеры обработки информации на компьютере;

·определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

·создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;

·запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание;

·сохранять документы;

·приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

·выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word;

·переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора;

·редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи;

·создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;

·создавать нумерованные списки;

·переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

Тема 2.Человек и информация

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. .Создание  таблицы.

Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.

Практическая работа №8. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Изучение  графического  редактора Paint.

Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word.

Практическая работа №11Рисунок на свободную тему.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

·достоинства и недостатки представления информации в виде текста;

·способы познания человеком мира через органы чувств;

· логические приемы оперирования с понятием;

·отличия текстового редактора и процессора;

· основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;

·возможности графического редактора Paint;

·виды определений, требования к построению родовидового определения;

·требования классификации, признаки классификации;

·виды суждений;

·правила получения умозаключений.

Уметь:

·создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;

создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;

·получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;

·создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;

·применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;

·различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы;

·устанавливать логические отношения;

·делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;

·классифицировать понятия по определенному признаку;

·создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора;

· встраивать в текст  графические объекты из коллекции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

·понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

·приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

· различать необходимые и достаточные условия;

·уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

·уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Тема 3. Алгоритмы и исполнители

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа № 15.  Работаем с папками и файлами.

Практическая работа №16  Создание слайд-шоу.

Практическая работа №17  Знакомство со средой программирования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

·пошаговое исполнение алгоритма;

·способы описания алгоритмов;

·понятие  блок-схемы, обозначения блоков;

·правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;

·правила записи разветвленного алгоритма;

·понятие цикла, его разновидности.

Уметь:

·записывать алгоритм известными способами;

·составлять линейные алгоритмы;

записывать алгоритмы различными способами;

·разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

·использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;

·составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами;

·создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы;

·составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы;

·выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

·иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;

·иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Календарно-тематический план


Номер урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практика

Дата





Компьютер и информация (12 ч).




1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

0,5

0,5

 

 




2

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»

1

0,5

0,5

 




3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

1

0,5

0,5

 

 




4

Двоичное кодирование числовой информации.

1

0,5

0,5

 




5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

 Работа с приложением Калькулятор

1

0,5

0,5

 

 




6

Тексты в памяти компьютера.

 Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»

1

0,5

0,5

 

 




7

Кодирование текстовой информации.

 Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»

1

0,5

0,5

 

 




8

Практическая работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word»

1

 

1

 

 




9

Растровое кодирование графической информации

Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

1

0,5

0,5

 

 




10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки»

1

0,5

0,5

 

 




11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки» (задание 4)

1

0,5

0,5

 

 




12

Создание проекта

1

 

 1

 

 




Человек и информация (13 ч).




13

Информация и знания.

Практическая работа №6 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 




14

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 (задания 3-4)

1

0,5

0,5

 

 




15

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7

1

0,5

0,5

 

 




16

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 




17

Структурирование и визуализация информации

1

1

 




18

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 (задание 3)

1

0,5

0,5

 

 

19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №8 (задания 4-5)

1

0,5

0,5

 

 

20

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа №9 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 

21

Определение понятия.

Практическая работа №9 (задания 3-6)

1

0,5

0,5

 

 

22

Классификация.

Практическая работа №8 (задания 7-8)

1

0,5

0,5

 

 

23

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №10 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

 

 

24

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №10 (за­дания 3-4)

1

0,5

0,5

 

 

25

Создание проекта

1

 

 1

 

Алгоритмы и исполнители (10 ч).

26

Что такое алгоритм. Практическая работа №11

1

0,5

0,5

 

27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра

1

0,5

0,5

 

 

28

Формы записи алгоритмов

1

 

1

 

29

Линейный алгоритм

Практическая работа № 12

1

0,5

0,5

 

 

30

Линейный алгоритм

Практическая работа № 13

1

0,5

0,5




31

Алгоритмы с ветвлениями.

 Практическая работа № 14

1

0,5

0,5

 

 

32

Алгоритмы с ветвлениями.

 Практическая работа № 15

1

0,5

0,5




33

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №17

1

0,5

0,5

 

 

34

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №18

1

0,5

0,5




35

Создание проекта

1

 1

 

 

 



Список литературы


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.



Оборудование и приборы


  1. Операционная система Windows илиAlt Linux.

  2. Пакет офисных приложений MS Office или OpenOffice.

  3. Плакаты Босовой Л.Л.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).



Перечень цифровых образовательных ресурсов
1. Файлы и папки.

2. Цифровые данные.

3. Единицы измерения информации.

4. Информация и знания.

5. Чувственное познание.

6. Мышление.

7. Понятие.

8. Содержание и объем понятия.

9. Отношения между понятиями.

10. Суждение.

11. Умозаключение.

12. Алгоритмы и исполнители.

13. Типы алгоритмов.

14. История счета и систем счисления.

15. История вычислительной техники