|
Рабочая программа факультативного курса по информатике и икт для учащихся 6 го класса Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ишимская основная общеобразовательная школа»
Утверждена
Приказом №_____от «___»_________2015г.
Директор ______Л. В. Антонова
| Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ
для учащихся 6 – го класса
«Занимательная информатика»
Составитель:
Некрасова А. М.
учитель информатики
Принята на
заседании РМО
Протокол № _________
от «___» __________2015г
Руководитель РМО ______
| Принята
педагогическим советом
Протокол № __________
от «___» ___________2015г
| с. Ишим 2015
Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………………………………….3
Содержание программы ………………………………………………………………………5 Календарно – тематический план..……….…………………………………………..……….10 Список литературы…………………………………………………………………………….13
Пояснительная записка
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базисном учебном плане предусмотрено преподавание информатики во 2-4 классах, а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и базовым курсом информатики, который начинается с 8 класса (8 - 9 класс) этим связующим звеном и будет являться факультативный курс по информатике «Занимательная информатика». Рабочая программа факультативного курса по информатике «Занимательная информатика» составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089;
авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 21; творческая работа – 1.
Учебно-тематический план №
| Тема
| Количество часов
|
|
| Общее
| Теория
| Практика
| 1
| Компьютер и информация
| 12
| 5
| 7
| 2
| Человек и информация
| 13
| 6,5
| 6,5
| 3
| Алгоритмы и исполнители
| 10
| 5
| 5
|
| Итого:
| 35
| 16,5
| 18,5
|
Содержание программы
Тема 1. Компьютер и информация
| Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работа с файлами и папками.
Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.
Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.
Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.
Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.
Создание проекта по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word»
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
·требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
·требования к организации компьютерного рабочего места;
·виды прикладных программ, основные операции с файлами;
· виды систем счисления;
·виды объектов текстовой информации;
·алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;
связь между единицами измерения информации.
Уметь:
·различать виды информации по способам ее восприятия;
·приводить примеры обработки информации на компьютере;
·определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
·создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
·запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание;
·сохранять документы;
·приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
·выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word;
·переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора;
·редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи;
·создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;
·создавать нумерованные списки;
·переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.
| Тема 2.Человек и информация
| Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6. .Создание таблицы.
Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.
Практическая работа №8. Построение диаграмм.
Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint.
Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word.
Практическая работа №11Рисунок на свободную тему.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
·достоинства и недостатки представления информации в виде текста;
·способы познания человеком мира через органы чувств;
· логические приемы оперирования с понятием;
·отличия текстового редактора и процессора;
· основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;
·возможности графического редактора Paint;
·виды определений, требования к построению родовидового определения;
·требования классификации, признаки классификации;
·виды суждений;
·правила получения умозаключений.
Уметь:
·создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;
создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;
·получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;
·создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;
·применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
·различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы;
·устанавливать логические отношения;
·делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;
·классифицировать понятия по определенному признаку;
·создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора;
· встраивать в текст графические объекты из коллекции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
·понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
·приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
· различать необходимые и достаточные условия;
·уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
·уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
| Тема 3. Алгоритмы и исполнители
| Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы».
Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года».
Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».
Практическая работа № 15. Работаем с папками и файлами.
Практическая работа №16 Создание слайд-шоу.
Практическая работа №17 Знакомство со средой программирования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
·пошаговое исполнение алгоритма;
·способы описания алгоритмов;
·понятие блок-схемы, обозначения блоков;
·правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
·правила записи разветвленного алгоритма;
·понятие цикла, его разновидности.
Уметь:
·записывать алгоритм известными способами;
·составлять линейные алгоритмы;
записывать алгоритмы различными способами;
·разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
·использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;
·составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами;
·создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы;
·составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы;
·выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
·иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
·иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
| Календарно-тематический план
Номер урока
| Тематика урока
| Всего
| Теория
| Практика
| Дата
|
| Компьютер и информация (12 ч).
|
| 1
| Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 2
| Файлы и папки.
Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 3
| Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 4
| Двоичное кодирование числовой информации.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 5
| Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением Калькулятор
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 6
| Тексты в памяти компьютера.
Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 7
| Кодирование текстовой информации.
Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 8
| Практическая работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word»
| 1
|
| 1
|
|
| 9
| Растровое кодирование графической информации
Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 10
| Векторное кодирование графической информации.
Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 11
| Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» (задание 4)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 12
| Создание проекта
| 1
|
| 1
|
|
| Человек и информация (13 ч).
|
| 13
| Информация и знания.
Практическая работа №6 (задания 1-2)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 14
| Чувственное познание окружающего мира.
Практическая работа №6 (задания 3-4)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 15
| Понятие как форма мышления.
Практическая работа №7
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 16
| Как образуются понятия.
Практическая работа №8 (задания 1-2)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 17
| Структурирование и визуализация информации
| 1
| 1
|
|
| 18
| Содержание и объем понятия.
Практическая работа №8 (задание 3)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 19
| Отношения тождества, пересечения и подчинения.
Практическая работа №8 (задания 4-5)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 20
| Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
Практическая работа №9 (задания 1-2)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 21
| Определение понятия.
Практическая работа №9 (задания 3-6)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 22
| Классификация.
Практическая работа №8 (задания 7-8)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 23
| Суждение как форма мышления.
Практическая работа №10 (задания 1-2)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 24
| Умозаключение как форма мышления.
Практическая работа №10 (задания 3-4)
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 25
| Создание проекта
| 1
|
| 1
|
| Алгоритмы и исполнители (10 ч).
| 26
| Что такое алгоритм. Практическая работа №11
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 27
| Исполнители вокруг нас. Логическая игра
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 28
| Формы записи алгоритмов
| 1
|
| 1
|
| 29
| Линейный алгоритм
Практическая работа № 12
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 30
| Линейный алгоритм
Практическая работа № 13
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 31
| Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа № 14
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 32
| Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа № 15
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 33
| Циклические алгоритмы.
Практическая работа №17
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 34
| Циклические алгоритмы.
Практическая работа №18
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 35
| Создание проекта
| 1
| 1
|
|
|
Список литературы
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Оборудование и приборы
Операционная система Windows илиAlt Linux.
Пакет офисных приложений MS Office или OpenOffice.
Плакаты Босовой Л.Л.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень цифровых образовательных ресурсов 1. Файлы и папки.
2. Цифровые данные.
3. Единицы измерения информации.
4. Информация и знания.
5. Чувственное познание.
6. Мышление.
7. Понятие.
8. Содержание и объем понятия.
9. Отношения между понятиями.
10. Суждение.
11. Умозаключение.
12. Алгоритмы и исполнители.
13. Типы алгоритмов.
14. История счета и систем счисления.
15. История вычислительной техники
|
|
|