Главная страница


Формирование познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в условиях внедрения фгос в практику школы



Скачать 148.62 Kb.
НазваниеФормирование познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в условиях внедрения фгос в практику школы
Дата05.03.2016
Размер148.62 Kb.
ТипРеферат

Формирование познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в условиях внедрения ФГОС в практику школы.

Буянтуева Валентина Табитуевна, учитель математики МБОУ «Курумканская СОШ № 2»



Введение



Актуальность темы проекта


Сегодня в образовательном пространстве компетенции становятся ведущим содержанием образования, становятся его основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Общая нацеленность образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативных, общекультурных, предметных, организационных компетенций и получение личностных результатов определяет качество современного образования.

Современная действительность требует от человека осознанного умения участвовать в продуктивной совместной работе с другими людьми, так как умения общаться и сотрудничать жизнь потребует от любого человека. В связи с этим происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над знаниями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов.

В настоящее время, в условиях внедрения ФГОС в практику школы, актуально создавать такие условия целенаправленной образовательной деятельности, при которых ребёнок постигает способы познания, приемы самостоятельной работы с источником информации, учится участвовать в диалоге, сотрудничать с другими, организовывать свою деятельность. Поэтому предметом моего исследования стало формирование познавательных и учебно-информационных умений учащихся.

Проблема: создание условий, вызывающих познавательную потребность у ребенка; как научить ребенка получать знания самостоятельно.


Цели и задачи проекта

Учитывая актуальность проблемы развития общеучебных умений у младших школьников, я определила цель своего профессионального проекта как: создание условий для формирования умений работать с информацией на уроках математики.

Задачи проекта:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогические подходы к развитию универсальных учебных действий;

  • раскрыть сущность понятия «познавательные и учебно-информационные умения»;

  • определить критерии развития общеучебных умений;

  • спланировать и внедрить в практику систему работы по формированию познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в 5-6 классах.


Гипотеза. Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • повышение уровня качественной успеваемости учащихся;

  • положительная динамика развития познавательных и учебно-информационных умений;

  • повышение уровня учебной мотивации учащихся.


Методы исследования:

  • наблюдение за учебной деятельностью учащихся;

  • анкетирование и тестирование учащихся.


Обеспечение процесса реализации проекта:

  • комплект учебников и пособий по математике (авторы С.А.Козлова и А.Г.Рубин);

  • учебно-методические средства обучения, дополнительные развивающие пособия;

  • использование исследовательских, проблемных методов обучения, приёмов моделирования объектов учебной деятельности.


Технические средства обучения: информационные средства обучения – компьютер, проектор, экран.
Постановка проблемы и определение путей её решения
В широком значении термин универсальные учебные действия подразумевают такое понятие как «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения приобретённого опыта. И в более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося уметь учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование информации, контроль и оценка).

В качестве условий для развития компонентов учебной деятельности школьников М.М.Бахтин выделяет:

  1. Образованность, как потребность личности в постоянном самостоятельном приумножении и углублении ранее освоенных знаний и умений;

  2. Интеграцию природосообразного обучения, творческого саморазвития и развивающего обучения;

  3. Мотивированность учебно-познавательного процесса на работу интеллекта, самостоятельное наблюдение, освоение и применение знаний на практике;

  4. Учебную деятельность как особую форму интеллектуальной активности личности, результатом которой выступает творческое изменение субъекта учебной деятельности;

  5. Рефлексивные действия и операции, направленные на формирование контрольно-оценочных умений, самооценки и самоконтроля.

Исходя из условий, способствующих активизации общеучебных действий, я определила следующие пути их развития:

  • выбор методов и приемов работы, способствующих развитию общеучебных познавательных и учебно-информационных умений у школьников;

  • организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики;

  • создание условий для развития интеллектуальной активности школьников.

Процесс реализации проекта
Эффективность учебно-познавательного процесса, в данном случае формирование познавательных и учебно-информационных умений, развитие интеллектуальной активности учащихся зависит и от выбора учителем системы обучения. С 2012 года я в своей практике использую Образовательную программу «Школа 2100», основная идея которой заключается в формировании функционально грамотной личности, способной самостоятельно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Идеальным результатом деятельностного обучения является способность личности к разрешению жизненных проблем, то есть способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, строить алгоритмы решения, осуществлять поиск информации и использовать её для построений умозаключений . Поскольку для любого школьника ведущей является учебная деятельность, то и учить его решать встающие перед ним проблемы необходимо в процессе урока.

Успешность познавательной деятельности, ее активность и результативность зависят от осознанности и принятия каждым учеником цели урока. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае я ,как учитель, стараюсь создать условия для активного целеполагания на уроке, так как данный компонент учебной деятельности формирует не только мотив, потребность действия, учит устремлённости, осмысленности действий и поступков, но и развивает познавательные и творческие способности.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

В связи с этим я активно использую визуальные и аудиальные приемы для формулирования познавательных целей урока.

Для реализации визуальных приёмов на уроках я использую мультимедийное сопровождение.

Отдельно я хотела бы выделить такой визуальный приём, как приём создания проблемной ситуации во время выделения и формулирования цели урока. Опираясь, на технологию Е.Л. Мельниковой для создания проблемной ситуации на своих уроках я использую следующие приёмы:

  • одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;

  • столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

  • обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;

  • дать практическое задание, не выполнимое вообще;-

  • дать практическое задание, не сходное с предыдущими;

  • дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание учениками не выполнено.

Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия я управляю поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог. А любая гипотеза начинается с познавательного вопроса. Вопрос же выражает потребность познания, т.е. потребность перейти от незнания к знанию.

Я прогнозирую возможные ошибочные гипотезы и заготавливаю контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирую проверку решающей гипотезы.

Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять всевозможные явления, находить закономерности.

Диалог побуждения к осознанию противоречия может быть следующим:

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Сколько точек зрения существует? Сколько мнений в нашем классе? Вы сначала как думали? А как на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Предложенные приемы оказались результативными, интересными и доступными моим ученикам в процессе совместной деятельности. Апробацию приемов провожу в процессе обучения по УМК Образовательной системы «Школа 2100» (учебники Математика 5, 6 классы в двух частях авторов С.А.Козлова, А.Г.Рубин).

Применение в урочной деятельности визуальных и аудиальных приёмов целеполагания способствовало развитию у учащихся таких навыков учебной самостоятельности, как обнаружение учебной задачи, умение планировать, а также повышению уровня учебной мотивации и качественной успеваемости.

Исходя из целей современного образования, где приоритетным является формирование общеучебных умений на основе предметных действий, я создала систему работы по обучению решения текстовых задач, через которую осуществляю и развитие учебно-информационных навыков: способность к пониманию, поиску и оценке информации, изложенной в задаче.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения особое внимание в современной школе должно уделяться работе с различными источниками и видами информации. В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, выделен раздел: «Чтение. Работа с информацией» и указаны метапредметные результаты. В нем отмечается, что ученик должен уметь осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, осуществлять оценку информации. Под поиском информации понимается нахождение конкретных сведений, фактов, представленных в тексте. Ученик, который понимает прочитанное, может установить соответствие между информацией, представленной разными способами. Преобразование и интерпретация прочитанного – готовность школьника сформулировать несложные выводы, найти аргументы, подтверждающие вывод. Под оценкой информации имеется в виду высказывание оценочных суждений и собственной точки зрения о прочитанном тексте. Данные общеучебные информационные умения я формирую на уроках математики при решении текстовых задач.

Система работы представлена в таблице:


Учебно-информационное умение

Вид заданий

Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Анализ текста задачи, при котором учащиеся отвечают на вопросы по содержанию условия задачи или сами задают такого рода вопросы.

Умение «читать» информацию, представленную разными способами.

Моделирование условия задачи, представление его в виде схемы, рисунка, таблицы.

Использование различных моделей при решении текстовых задач

Умение формулировать несложные выводы на основе текста, с нахождением аргументов, подтверждающих вывод.

Задания на обнаружения ошибки в решении задачи, на выбор верного решения, также анализ текстовых задач с излишними или недостающими данными. В ходе выполнения подобных заданий ученик высказывает и обосновывает свою точку зрения, доказывает свое мнение.

Умения формулировать утверждение, высказывать оценочное суждение о прочитанном тексте задачи.

Установление взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретной задачей.

Выбор верного решения из нескольких вариантов, соответствующих данному условию задачи.

Выбор способа проверки решения задачи.

Учебно-информационные умения являются фундаментом для развития таких познавательных общеучебных действий, как умение структурировать текст задачи, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задач.

Поэтому решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

При решении текстовых задач можно научить детей приводить свои знания и умения в определённую систему, при выстраивании которой у детей развивается гибкость, логичность и оригинальность мышления, что для формирования общеучебных познавательных умений является неотъемлемыми звеньями.

Далее я хочу представить свою методику по формированию вышеперечисленных общеучебных познавательных умений при решении задач:


Формируемое умение

Виды учебных заданий

Умение структурировать текст задачи

Разработка нескольких способов преобразования условия и вопроса задачи (краткая запись, схематический чертёж, рисунок, обыгрывание).

Сравнение нового вида задач с задачами, решаемыми ранее; выделение новых элементов; установление взаимосвязи между ними и, что обязательно, выявление определённых выводов.

Составление обратных задач. ( Переход с прямого на обратный ход мысли – частный случай гибкости. Этот переход требует заметной перестройки мыслительной деятельности, своеобразной «ломки» только что установленной схемы решения и замены её новой).

Установление взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретной задачей.

Изменение вопроса или некоторой взаимосвязи между данными задачи в соответствии с тем решением, которое дано, и наоборот.

Умение устанавливать причинно-следственные связи и строить логические цепи рассуждений

  1. Переформулирование задачи, перевод её с образного, художественного языка на математический.

  2. Анализ хода решения задачи от частного к общему и от общего к частному.

  3. Составление алгоритма решения задачи с помощью опорной схемы, пояснения, вопросов…

  4. Составление разных способов решения задачи.

  5. Если дано только условие задачи и по её числовым данным записаны всевозможные числовые выражения, я использую следующие задания:

а) выпишите как можно больше последовательностей равенств, задающих решение задачи (если есть вопрос к задаче или нет).

б) найди несколько решений.

в) сравните найденные решения и выделите решение:

      • содержащее наименьшее количество действий;

      • содержащее наибольшее количество действий;

      • самое понятное решение;

      • самое непонятное решение;

      • самое необычное решение;

      • решение, которое больше всего понравилось;

      • решение, которое удивило;

      • решение, которое можно найти без предъявленных равенств;

      • решение, которое трудно найти без предъявленных равенств.

Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задач творческого и поискового характера

Задания для развития гибкости, оригинальности и беглости мышления (гибкость представляет собой способность легко переходить от явления одного класса к явлением другого класса, часто очень далёким по содержанию; оригинальность - это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных; беглость --способность к продуцированию максимально большого числа идей), я стала использовать такие задания:

  1. Разработка нескольких способов преобразования условия и вопроса задачи (краткая запись, схематический чертёж, рисунок, обыгрывание).




  1. Решение задач с «лишними», недостающими данными, нерешаемые задачи (способствует развитию не шаблонного анализа).

  2. Составление обратных задач.

  3. Изменение вопроса или некоторой взаимосвязи между данными задачи в соответствии с тем решением, которое дано,
    и наоборот.

  4. Составление задачи по записанному решению с полным пояснением.

  5. Определение «правильности» условия задачи (выбор из построенных моделей соответствующих и более удобных данному условию задачи); предложение своего способа преобразования условия задачи.

  6. Составление своей необычной задачи (проектная деятельность: использование реальных и достоверных данных, взятых из энциклопедий, журналов, газет, СМИ, Интернета + установление соотношений + составление задач).

  7. Предложение совершенно иного способа решения задачи.

  8. Составление своего условия задачи к уже записанному вопросу.

  9. Составление задачи по общим характеристикам (цена – количество – стоимость; s – v – t; и т.д.)





Работа над содержанием задачи предполагает и формирование контрольно-оценочного механизма, который включает использование заданий на осуществление контроля не только за результатом деятельности, но и контроля в процессе выполнения этой деятельности. Кроме постоянно используемых способов контроля и оценки (сверки своих результатов с ответами учащихся, с учебником, с образцом учителя) я предлагаю детям задания, которые также развивают творческое мышление:

  • Обыгрывание условия задачи;

  • прикидка результата;

  • решение разными способами;

  • составление и решение обратной задачи;

  • установление соответствия между результатом решения и условием задачи (введение в текст задачи вместо вопроса ответ на него);

  • определение смысла составленных в процессе решения выражений, то есть, если все выражения имеют смысл и смысл последнего таков, что позволяет ответить на вопрос задачи, то выражение составлены верно.


Подобные способы проверки решения задачи ведут к повышению продуктивности мышления, т.е. активизируют процессы целеобразования и оценки. Конечно, я доверяю ребятам взаимопроверку работ друг друга, это создаёт благоприятные условия для формирования важных регулирующих механизмов творческой деятельности.

Считаю, что ребёнок на уроке должен переживать радость открытия, даже на таком этапе урока, как решение задач, это для детей не всегда является лёгкой и интересной работой. А интерес и успешность – это те параметры, которые определяют полноценное и творческое развитие личности. Используя вышеперечисленные приемы обучения, позволило моим учащимся проявить свои способности .


Результаты реализации проекта

Результаты диагностируются различными видами контроля: тесты, самостоятельные и контрольные работы, творческие и исследовательские работы учащихся.

С помощью наблюдения, тестирования и др. были выявлены следующие результаты:

      • отмечается достаточно высокий уровень качественной успеваемости учащихся по основным предметам;

      • повысился процент учащихся с высоким и средним уровнем умения решать задачи;

      • наблюдается положительная динамика в развитии таких компонентов учебной деятельности, как способность к обнаружению учебных задач, умение планировать, умение пользоваться различными видами моделей при решении текстовых задач;

      • увеличилось количество учащихся, у которых сформирована учебная мотивация;

      • увеличилось число детей, успешно реализующих свои знания в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.


Представленные диагностические данные подтверждают, что разработанная мною система работы по обучению решения задач способствует формированию общеучебных, учебно-информационных умений, самостоятельности учащихся, повышает уровень их учебной мотивации, способствует достижению ими обязательных результатов обучения, создаёт ситуацию успеха.