Главная страница

Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах в научно-популярной литературе под понятием «устный счёт»



Скачать 32.92 Kb.
НазваниеРазвитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах в научно-популярной литературе под понятием «устный счёт»
Дата06.03.2016
Размер32.92 Kb.
ТипДокументы

Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах

В научно-популярной литературе под понятием «устный счёт» понимают математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага). Выработка навыков устного счета занимает особое место в изучении математики. Приемы устных вычислений активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Особенно важен процесс устного счета в 5 и 6 классах, так как на этой ступени обучения закладывается вычислительный аппарат, используемый при дальнейшем изучении математики. На сколько быстро и правильно ученик может в уме произнести простейшие вычислительные действия зависит и правильность решения задачи.

Существуют различные технологии устного счета, применяемые в школьном курсе математики. Они используют различные физические возможности ученика:

  1. счет на пальцах. В основном он используется на начальном этапе изучения математики. Для этого используются различные счетные предметы.

  2. аудиомоторная технология счета. Она сопровождается словесной фразой типа: «одна девятая от числа 18 равна 2».

  3. визуальная технология. Она предполагает запись определенного примера с последующим устным вычислением.

Как правило, в школьном курсе математики совмещают аудиомоторную и визуальную технологию, так как первоначально записывается определенный пример, а за тем запись и ход вычислительных операций проговаривается.

По типу восприятия информации ученики делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков, поэтому совмещение аудиомоторной и визуальной технологий достаточно актуально.

На каждом уроке математики основное внимание уделяется определенной изучаемой теме и не всегда остается время на повторение тех или иных задач, изучаемых ранее. Эту нехватку времени можно компенсировать задачами, решаемыми устно в начале урока. Это настроит учеников на определенную мыслительную деятельность и позволит сконцентрировать их внимание. Проводимый таким образом устный счет позволит на простых примерах вспомнить основные правила, изучаемые ранее, а также он может подготовить ученика к восприятию нового материала. В этом отношении устный счет является универсальным учебным средством.

В начале учебного года стоит задача за минимальное количество уроков повторить материал прошлого года. В этом важную роль может сыграть устный счёт. Так, например первые уроки повторения в шестом классе можно начать с приведенных ниже задач для устного счёта.

УРОК №1

  1. Прочитать дроби, назвать числитель и знаменатель дроби. Определить правильная или неправильная дробь:



  1. Сравнить:



  1. Решить уравнение:









УРОК №2

  1. Прочитать дроби:

6,0002 0,52173 6,73 21,00004

  1. Сравнить:

5,61 и 2,73; 81,5 и 81,05; 0,21 и 0,210; 7,549 и 7594

  1. Выделить целую и дробную часть:



  1. Решить уравнение:









УРОК №3

  1. Вычислить:

5,6+2,7 8,3-0,9 3,07+3,3 6,21+1,9 7,12-1,2 8,56-8,05

  1. Выделить целую часть:



  1. Сравнить:

0,76 и 2,5 63,021 и 63,21 5,7 и 5,007 3,620 и 3,26 0,721 и 0,73

  1. Решить уравнение:









Актуально также проводить проверочную работу, выполняемую устно, но с записью ответов в тетрадь для устного счёта или в обыкновенных рабочих тетрадях. Проверку может производить учитель, собрав тетради, а возможно проведение самопроверки или взаимопроверки учениками. Оценки можно выставлять выборочно по усмотрению учителя.

Проверочная работа

1 вариант

2 вариант

  1. Вычислить

2,76 + 1,09

5,69 + 2,13

  1. Сравнить

5,073 и 5,730

6,240 и 6,024

  1. Решить уравнение





  1. Решить уравнение





  1. Вычислить





Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов. В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные технологии проведения устного счёта, приведены примеры некоторых задач.