Главная страница

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «абвгдейка» для детей 5-7 лет



Скачать 253.08 Kb.
НазваниеРабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «абвгдейка» для детей 5-7 лет
Дата24.03.2016
Размер253.08 Kb.
ТипРабочая программа


Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Детский сад «Сказка»
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе

«АБВГДейка» для детей 5-7 лет

г. Заводоуковск 2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно предста­вляет собой составную часть непрерывного курсе математики для до­школьников, начальной и основной школы, который разрабатывается в настоящее время в Ассоциации "Школа-2000..." с позиций ком­плексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Дошкольная ступень программы "Школа 2000..." состоит из двух частей "Игралочка" - для детей 3 - 4 и 4 - 6 лет, и "Раз - ступень­ка, два - ступенька..." - для детей 5 - 6 и 6 - 7 лет. Однако работать по программе "Раз - ступенька, два - ступенька"можно и с теми де­тьми, которые не прошли программу "Игралочка" и которые начинают свою дошкольную подготовку по математике в 5-6 лет.

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их сче­ту, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действий.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооцен­ки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведе­ние итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акценти­руется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было труд­ным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скоррек­тировать свою работу.

В учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможно­го максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандарт­ные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречают­ся с заданиями, допускающими различные варианты решения.

работа с дошкольниками в данной программе стро­ится на основе следующей системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологичес­кой комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности);

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, про­движения каждого ребенка своим , темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предме­тами и явлениями окружающего мира (принцип целостного пред­ставления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип ва­риативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собствен­ного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обу­чения (принцип непрерывности).

Пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." может использовать­ся в старшей и подготовительной группах детских садов, образова­тельных учреждениях типа «Детский сад - школа», в прогимназических классах школ. Кроме того, по нему могут заниматься и дети, не по­сещающие детские дошкольные учреждения. В этом случае руковод­ство занятиями малышей будут осуществлять папы и мамы, бабушки я дедушки.

Продолжительность одного занятия в старшей группе не более 15 - 20 минут, в подготовительной - не более 25 - 30 минут. Занятия обычно проводятся 1 раз в неделю, всего 32 занятия в год. Однако ва­рианты использования пособий "Игралочка", ч. 1 - 2 и "Раз - сту­пенька, два -ступенька...", ч. I - 2 могут быть различными.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выде­ление части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение от­ношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) пред­метов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... -меньше на ...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь меж­ду целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью ус­ловных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой от­резок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмиче­ский счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. На­звание, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последователь­ности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в простран­стве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке пред­меты одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, ци­линдр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Констру­ирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома­ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не­замкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходи­мости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с не­которыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Диагностический инструментарий:
К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - сту­пенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных ин­тересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Уровень А

1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и раз­личия отдельных предметов и совокупностей.

2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанав­ливать взаимосвязь между частью и целым.

3) Умение находить части целого и целое по известным частям.

4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, пра­вильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе пред­метных действий.

9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.

10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помо­щью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты,

11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориен­тироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

14) Умение называть части суток, последовательность дней в неде­ле, последовательность месяцев в году.

Уровень Б

1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяю­щимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение само­стоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

3) Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.

4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков

+, -, =•

5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.

7) Умение практически измерять длину и объем различными мер­ками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обста­новке предметы, сходные по форме.

9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения - 32 занятия)

занятия

Тема

Количество занятий

1-5

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

5

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

3

9

Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

10

Пространственные отношения: на, над, под.

1

11-12

Пространственные отношения: справа, слева.

2

13

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

1

14

Пространственные отношения: между, посередине.

1

15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1

16

Число 1 и цифра 1.

1

17

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

18

Число 2 и цифра 2. Пара.

1

19

Представление о точке и линии.

1

20

Представление об отрезке и луче.

1

21

Число 3 и цифра 3.

1

22

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

23

Представления о ломаной линии и многоугольнике

1

24

Число 4 и цифра 4.

1

25

Представление об углах и видах углов.

1

26

Представление о числовом отрезке.

1

27

Число 5 и цифра 5.

1

28

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

29-30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.

2

31

Временные отношения: раньше, позже.

1

32

Упражнения по выбору детей.

1



второй год обучения - 32 занятия

занятия

Тема

Количество занятий

1-2

Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.

2

3-4

Число 6 и цифра 6.

2

5-8

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки

4

9-11

Число 7 и цифра 7.

3

12-14

Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки

3

15-17

Число 8 и цифра 8.

3

18-19

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2

20-22

Число 9 и цифра 9.

3

23-24

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка).

2

25-26

Число 0 и цифра 0.


2

27

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

28

Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1

29

Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

1

30

Работа с таблицами.

1

31-32

Упражнения по выбору детей.

2


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения - 32 занятия)

занятия

Тема

Количество занятий

1-6

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

6

7-10

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

11-12

Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

2

13

Пространственные отношения: на, над, под.

1

14-15

Пространственные отношения: справа, слева.

2

16-17

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)

2

18-19

Пространственные отношения: между, посередине.

2

20

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1

21

Число 1 и цифра 1.

1

22

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

23-24

Число 2 и цифра 2. Пара.

2

25

Представления о точке и линии.

1

26

Представления об отрезке и луче.

1

27-28

Число 3 и цифра 3.

2

29

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

30

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

1

31-32

Упражнения по выбору детей.

2


второй год обучения - 54 занятия

занятия

Тема

Количество занятий

1-2

Выявление математических представлений де­тей. Работа с программным материалом 1-го го­да обучения.

2

3-4

Число 4 и цифра 4.

2

5-6

Представления об углах и видах углов.

2

7-8

Представления о числовом отрезке.

2

9-10

Число 5 и цифра 5.

2

11

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

12-13

Сравнение групп предметов по количеству на на­глядной основе. Обозначение отношений: боль­ше – меньше.

2

14-15

Временные отношения: раньше, позже.

2

16-17

Число 6 и цифра 6.

2

18-21

Пространственные отношения: длиннее, короче.
Сравнение длины (непосредственное и опосредо­ванное с помощью мерки). Зависимость результа­та сравнения от величины мерки.

4

22-23

Число 7 и цифра 7.

3

24-27

Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредо­ванное с помощью мерки). Зависимость результа­та сравнения от величины мерки.

2

28-31

Число 8 и цифра 8.

4

32-35

Представления об объеме (вместимости). Сравне­ние объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравне­ния от величины мерки.

4

36-38

Число 9 и цифра 9.

4

39-40

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от ве­личины мерки.

2

41-42

Число 0 и цифра 0.

2

43-45

Число 10. Представления о сложении и вычита­нии в пределах 10 на наглядной основе.

3

46

Знакомство с пространственными фигурами -шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1

47-48

Знакомство с пространственными фигурами - пи­рамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

2

49-50

Работа с таблицами.

2

51-54

Упражнения по выбору детей.

4



Пособие «По дороге Азбуке» для детей 5-7 лет

Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Цель работы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

  • Развитие умений говорения и слушания, формирования опыта чтения слогов

  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих

  • Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка

  • Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей

  • Обучение звуко-слоговому анализу слов

  • Развитие мелкой моторики рук

Содержание работы

  1. Развитие связной речи: обучение ответам на вопросы диалогической речи; - обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок

  2. Лексическая работа: - обогащение словарного запаса детей; - создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)

  3. Развитие звуковой культуры речи: - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением

  4. Развитие фонематического слуха: - выделения звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.

  5. Обучение звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «буква» и «звук»; соотнесение букв и звуков

  6. Работа по развитию мелкой моторики рук (штриховка, обведение по контуру)


Диагностический инструментарий (по разделам)

  • Общее звучание речи

  • Фонематический слух

  • Произношение слов сложного слогового состава

  • Словарь

  • Словообразование и словоизменение

  • Грамматический строй речи

  • Употребление предлогов

  • Связная речь

Примерное тематическое планирование занятий

занятия

Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи

Кол-во часов

занятия

Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи

Кол-во часов

1

Звуки и буквы

1

32

Звук /Л/

1

2

Слова. Звуки

1




Комбинированный рассказ




3

Звук «А»

1

33

Звук /Л/

1




Рассказ по сюжетной картине **




34

Дифференциация звуков /Л/ - /Й/

1

4

Звук /О/

1

35

Звуки /В/ и /В/

1

5

Звук /Э/

1




Рассказ по сюжетной картине




6

Звук /И/

1

36

Дифференциация звуков /В/- /Ф/, /В/- /Ф/

1




Рассказ по сюжетной картине







Звонкие и глухие согласные




7

Звук /Ы/

1

37

Звук /Ч/

1

8

Дифференциация звуков /И/ - /Ы/

1

38

Звук /Щ/

1

9

Звук /У/

1




Рассказ по сюжетной картине




10

Гласные звуки и их дифференциация

1

39

Дифференциация звуков /Ч/ - /Щ/

1

11

Звук /М/. согласные звуки. Слоги.

1

40

Звуки /Б/ и /Б/

1




Рассказ по сюжетной картине




41

Дифференциация звуков /Б/ - /П/, /Б/ - /П/

1

12

Звук /М/. твердые и мягкие согласные

1

42

Звуки /Д/ и /Д/

1

13

Звук /Н/

1




Рассказ по сюжетной картине




14

Звук /Н/

1

43

Дифференциация звуков /Д/ - /Т/, /Д/ - /Т/

1

15

Звук /П/

1

44

Звук /С/

1

16

Звук /П/

1

45

Звук /С/

1




Рассказ по сюжетной картине







Рассказ по сюжетной картине




17

Звук /Т/

1

46

Звук /Ц/

1

18

Звук /Т/

1

47

Дифференциация звуков /Ц/ - /С/, /Ц/ - /Ч/

1

19

Звук /К/

1

48

Звуки /Г/ и /Г/

1

20

Звук /К/

1

49

Дифференциация звуков /Г/ - /К/, /Г/ - /К/

1

21

Звук /Х/

1

50

Звук /З/

1




Пересказ текста







Комбинированный рассказ




22

Звук /Х/

1

51

Звук /З/

1

23

Дифференциация звуков /К/ - /Х/, /К/ - /Х/

1

52

Дифференциация звуков /С/ - /З/, /С/ - /З/

1

24

Звук /Ф/

1




Свистящие согласны звуки




25

Звук /Ф/

1

53

Звук /Ш/

1




Пересказ текста




54

Дифференциация звуков /Ш/ - /С/, /Ш/ - /Щ/

1

26

Звук /Й/

1

55

Звук /Ж/

1




Комбинированный рассказ







Пересказ текста




27

Звук /Й О/. дружные звуки

1

56

Дифференциация звуков /Ж/ - /Ш/, /Ж/ - /З/

1

28

Звук /Й У/

1




Шипящие согласные звуки




29

Звук /Й А/

1

57

Звук /Р/

1




Пересказ текста

1

58

Звук /Р/

1

30

Звук /Й Э/

1

59

Дифференциация звуков /Р/ - /Л/, /Р/ - /Л/

1

31

Дифференциация звуков /Й Э/, /Й О/, /Й У/, /Й А/

1

60

Страна Азбука

1