|
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «абвгдейка» для детей 5-7 лет
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Детский сад «Сказка» Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе
«АБВГДейка» для детей 5-7 лет
г. Заводоуковск 2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курсе математики для дошкольников, начальной и основной школы, который разрабатывается в настоящее время в Ассоциации "Школа-2000..." с позиций комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Дошкольная ступень программы "Школа 2000..." состоит из двух частей "Игралочка" - для детей 3 - 4 и 4 - 6 лет, и "Раз - ступенька, два - ступенька..." - для детей 5 - 6 и 6 - 7 лет. Однако работать по программе "Раз - ступенька, два - ступенька"можно и с теми детьми, которые не прошли программу "Игралочка" и которые начинают свою дошкольную подготовку по математике в 5-6 лет.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действий.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу.
В учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим , темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." может использоваться в старшей и подготовительной группах детских садов, образовательных учреждениях типа «Детский сад - школа», в прогимназических классах школ. Кроме того, по нему могут заниматься и дети, не посещающие детские дошкольные учреждения. В этом случае руководство занятиями малышей будут осуществлять папы и мамы, бабушки я дедушки.
Продолжительность одного занятия в старшей группе не более 15 - 20 минут, в подготовительной - не более 25 - 30 минут. Занятия обычно проводятся 1 раз в неделю, всего 32 занятия в год. Однако варианты использования пособий "Игралочка", ч. 1 - 2 и "Раз - ступенька, два -ступенька...", ч. I - 2 могут быть различными.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... -меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин. Диагностический инструментарий: К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения: Уровень А
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3) Умение находить части целого и целое по известным частям.
4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты,
11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Уровень Б
1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
3) Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков
+, -, =•
5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.
7) Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения - 32 занятия)
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
| 1-5
| Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству
| 5
| 6-8
| Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства
| 3
| 9
| Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
| 1
| 10
| Пространственные отношения: на, над, под.
| 1
| 11-12
| Пространственные отношения: справа, слева.
| 2
| 13
| Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
| 1
| 14
| Пространственные отношения: между, посередине.
| 1
| 15
| Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
| 1
| 16
| Число 1 и цифра 1.
| 1
| 17
| Пространственные отношения: внутри, снаружи.
| 1
| 18
| Число 2 и цифра 2. Пара.
| 1
| 19
| Представление о точке и линии.
| 1
| 20
| Представление об отрезке и луче.
| 1
| 21
| Число 3 и цифра 3.
| 1
| 22
| Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.
| 1
| 23
| Представления о ломаной линии и многоугольнике
| 1
| 24
| Число 4 и цифра 4.
| 1
| 25
| Представление об углах и видах углов.
| 1
| 26
| Представление о числовом отрезке.
| 1
| 27
| Число 5 и цифра 5.
| 1
| 28
| Пространственные отношения: впереди, сзади.
| 1
| 29-30
| Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.
| 2
| 31
| Временные отношения: раньше, позже.
| 1
| 32
| Упражнения по выбору детей.
| 1
|
второй год обучения - 32 занятия
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
| 1-2
| Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.
| 2
| 3-4
| Число 6 и цифра 6.
| 2
| 5-8
| Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки
| 4
| 9-11
| Число 7 и цифра 7.
| 3
| 12-14
| Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки
| 3
| 15-17
| Число 8 и цифра 8.
| 3
| 18-19
| Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
| 2
| 20-22
| Число 9 и цифра 9.
| 3
| 23-24
| Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка).
| 2
| 25-26
| Число 0 и цифра 0.
| 2
| 27
| Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
| 1
| 28
| Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
| 1
| 29
| Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
| 1
| 30
| Работа с таблицами.
| 1
| 31-32
| Упражнения по выбору детей.
| 2
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения - 32 занятия)
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
| 1-6
| Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
| 6
| 7-10
| Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
| 3
| 11-12
| Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).
| 2
| 13
| Пространственные отношения: на, над, под.
| 1
| 14-15
| Пространственные отношения: справа, слева.
| 2
| 16-17
| Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)
| 2
| 18-19
| Пространственные отношения: между, посередине.
| 2
| 20
| Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
| 1
| 21
| Число 1 и цифра 1.
| 1
| 22
| Пространственные отношения: внутри, снаружи.
| 1
| 23-24
| Число 2 и цифра 2. Пара.
| 2
| 25
| Представления о точке и линии.
| 1
| 26
| Представления об отрезке и луче.
| 1
| 27-28
| Число 3 и цифра 3.
| 2
| 29
| Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
| 1
| 30
| Представления о ломаной линии и многоугольнике.
| 1
| 31-32
| Упражнения по выбору детей.
| 2
|
второй год обучения - 54 занятия
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
| 1-2
| Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.
| 2
| 3-4
| Число 4 и цифра 4.
| 2
| 5-6
| Представления об углах и видах углов.
| 2
| 7-8
| Представления о числовом отрезке.
| 2
| 9-10
| Число 5 и цифра 5.
| 2
| 11
| Пространственные отношения: впереди, сзади.
| 1
| 12-13
| Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.
| 2
| 14-15
| Временные отношения: раньше, позже.
| 2
| 16-17
| Число 6 и цифра 6.
| 2
| 18-21
| Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
| 4
| 22-23
| Число 7 и цифра 7.
| 3
| 24-27
| Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
| 2
| 28-31
| Число 8 и цифра 8.
| 4
| 32-35
| Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
| 4
| 36-38
| Число 9 и цифра 9.
| 4
| 39-40
| Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
| 2
| 41-42
| Число 0 и цифра 0.
| 2
| 43-45
| Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
| 3
| 46
| Знакомство с пространственными фигурами -шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
| 1
| 47-48
| Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
| 2
| 49-50
| Работа с таблицами.
| 2
| 51-54
| Упражнения по выбору детей.
| 4
|
Пособие «По дороге Азбуке» для детей 5-7 лет
Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Цель работы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
Развитие умений говорения и слушания, формирования опыта чтения слогов
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих
Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей
Обучение звуко-слоговому анализу слов
Развитие мелкой моторики рук
Содержание работы
Развитие связной речи: обучение ответам на вопросы диалогической речи; - обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок
Лексическая работа: - обогащение словарного запаса детей; - создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)
Развитие звуковой культуры речи: - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением
Развитие фонематического слуха: - выделения звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
Обучение звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «буква» и «звук»; соотнесение букв и звуков
Работа по развитию мелкой моторики рук (штриховка, обведение по контуру)
Диагностический инструментарий (по разделам)
Общее звучание речи
Фонематический слух
Произношение слов сложного слогового состава
Словарь
Словообразование и словоизменение
Грамматический строй речи
Употребление предлогов
Связная речь
Примерное тематическое планирование занятий
-
№ занятия
| Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи
| Кол-во часов
| № занятия
| Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи
| Кол-во часов
| 1
| Звуки и буквы
| 1
| 32
| Звук /Л/
| 1
| 2
| Слова. Звуки
| 1
|
| Комбинированный рассказ
|
| 3
| Звук «А»
| 1
| 33
| Звук /Л/
| 1
|
| Рассказ по сюжетной картине **
|
| 34
| Дифференциация звуков /Л/ - /Й/
| 1
| 4
| Звук /О/
| 1
| 35
| Звуки /В/ и /В/
| 1
| 5
| Звук /Э/
| 1
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
| 6
| Звук /И/
| 1
| 36
| Дифференциация звуков /В/- /Ф/, /В/- /Ф/
| 1
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Звонкие и глухие согласные
|
| 7
| Звук /Ы/
| 1
| 37
| Звук /Ч/
| 1
| 8
| Дифференциация звуков /И/ - /Ы/
| 1
| 38
| Звук /Щ/
| 1
| 9
| Звук /У/
| 1
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
| 10
| Гласные звуки и их дифференциация
| 1
| 39
| Дифференциация звуков /Ч/ - /Щ/
| 1
| 11
| Звук /М/. согласные звуки. Слоги.
| 1
| 40
| Звуки /Б/ и /Б/
| 1
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
| 41
| Дифференциация звуков /Б/ - /П/, /Б/ - /П/
| 1
| 12
| Звук /М/. твердые и мягкие согласные
| 1
| 42
| Звуки /Д/ и /Д/
| 1
| 13
| Звук /Н/
| 1
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
| 14
| Звук /Н/
| 1
| 43
| Дифференциация звуков /Д/ - /Т/, /Д/ - /Т/
| 1
| 15
| Звук /П/
| 1
| 44
| Звук /С/
| 1
| 16
| Звук /П/
| 1
| 45
| Звук /С/
| 1
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
| 17
| Звук /Т/
| 1
| 46
| Звук /Ц/
| 1
| 18
| Звук /Т/
| 1
| 47
| Дифференциация звуков /Ц/ - /С/, /Ц/ - /Ч/
| 1
| 19
| Звук /К/
| 1
| 48
| Звуки /Г/ и /Г/
| 1
| 20
| Звук /К/
| 1
| 49
| Дифференциация звуков /Г/ - /К/, /Г/ - /К/
| 1
| 21
| Звук /Х/
| 1
| 50
| Звук /З/
| 1
|
| Пересказ текста
|
|
| Комбинированный рассказ
|
| 22
| Звук /Х/
| 1
| 51
| Звук /З/
| 1
| 23
| Дифференциация звуков /К/ - /Х/, /К/ - /Х/
| 1
| 52
| Дифференциация звуков /С/ - /З/, /С/ - /З/
| 1
| 24
| Звук /Ф/
| 1
|
| Свистящие согласны звуки
|
| 25
| Звук /Ф/
| 1
| 53
| Звук /Ш/
| 1
|
| Пересказ текста
|
| 54
| Дифференциация звуков /Ш/ - /С/, /Ш/ - /Щ/
| 1
| 26
| Звук /Й/
| 1
| 55
| Звук /Ж/
| 1
|
| Комбинированный рассказ
|
|
| Пересказ текста
|
| 27
| Звук /Й О/. дружные звуки
| 1
| 56
| Дифференциация звуков /Ж/ - /Ш/, /Ж/ - /З/
| 1
| 28
| Звук /Й У/
| 1
|
| Шипящие согласные звуки
|
| 29
| Звук /Й А/
| 1
| 57
| Звук /Р/
| 1
|
| Пересказ текста
| 1
| 58
| Звук /Р/
| 1
| 30
| Звук /Й Э/
| 1
| 59
| Дифференциация звуков /Р/ - /Л/, /Р/ - /Л/
| 1
| 31
| Дифференциация звуков /Й Э/, /Й О/, /Й У/, /Й А/
| 1
| 60
| Страна Азбука
| 1
| |
|
|