Главная страница

Правописание имен существительных с шипящей на конце



НазваниеПравописание имен существительных с шипящей на конце
Дата07.03.2016
Размер74.8 Kb.
ТипДокументы

Тема: Правописание имен существительных с шипящей на конце.

Цель: Формирование понятий основного элементарного курса грамматики: имя существительное, род, число, имя существительное с шипящей на конце. Формирование ЗУН правописания имен существительных с шипящей на конце.

Задачи:

  1. Формирование и актуализация ЗУН выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём применения на практике полученных знаний.

Совершенствование умения распознавать существительные по родам;

Углубление и обобщение знаний о грамматических функциях мягкого знака.

  1. Коррекция и развитие ВПФ ( умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму). Развитие орфографической зоркости, коммуникативной функции речи. Активизация и обогащение словаря.

  2. Воспитание положительной мотивации к обучению, культуры общения.


Ход урока:

I. Организационный момент: 1. Приветствие учителя. (правила поведения)

2. К а л е н д а р ь ( для 4гр.-сигнальные цветовые карточки)

3. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).

4. Упражнения для мелкой моторики рук.

5. Упражнение на дыхание:

- глубокий вдох через нос;

- медленный выдох через рот.

II. Д.З.- проверка ( сигнал. Карточки о выполнении: Кто думает, что ему было все понятно и он правильно выполнил - поднимает красного цвета круг. Кто сомневается, что понял правильно задание и выполнил с ошибками - поднимает треугольник желтого цвета. А кто не выполнил по каким-либо причинам - поднимает квадрат синего цвета) Все, кто сомневается в выполнении домашнего задания и те, кто не выполнил, подойдите ко мне после уроков.

На каких уроках вы изучаете геометрические фигуры?

III. Актуализация знаний:

-Как называется эта буква? (мягкий знак)

- Какой звук она обозначает? ( мягкий знак звука не обозначает) - Какую работу может выполнять мягкий знак?

( выступать как показатель мягкости, служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной)

-обучающиеся 3,4 группы прописать букву Ь

- Какая часть речи чаще всего встречается в нашей речи? (имя существительное)

-Что такое имя существительное? (Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

-Приведите примеры имени существительного ? (кровать , стол, книга и т. д.)

-Как изменяется имя существительное? (По родам, числам, падежам)

-Как узнать род существительного? (подставить к слову вспомогательные слова – он мой, она моя, оно моё)

Оценивание: Те, кто верно ответил на поставленные мною вопросы, поставьте + на полях

-Мы с вами изучали имя существительные на предыдущих уроках и будем изучать и систематизировать ЗУН на последующих.
-Сегодня на уроке вы сможете получить и закрепить знания об именах существительных, учиться распознавать существительные по родам;

углубить и обобщить знания о функциях мягкого знака; получите ЗУН о правописании имен существительных ед.ч. с шипящей на конце.
Работаем на уроке по следующему плану:

Словарно-орфографическая работа;

Изучение нового материала;

Закрепление;

Самостоятельная работа;

Домашнее задание;

Оценивание вашей работы на уроке;

Подведение итога урока.

Девизом урока будет выражение: Ученье- путь к умению. Как вы понимаете это выражение?

-Записываем дату, т.у в тетрадь

IV.Словарно-орфографическая работа: дифференцированно

1,2гр.: пал…то, сем…я, руч…ка, морков…, кон…ки, кроват…, сосул…ка, мебел…, поч…товый, варен…е. –подумать, записать, где надо вставить ь
3гр.: пал(ь)то, сем(ь)я, руч(ь)ка, морков(ь), кон(ь)ки, кроват(ь), сосул(ь)ка, мебел(ь), поч(ь)та, варен(ь)е.-подумать, правильно записать, используя подсказки.
4гр.: пальто, семья, ручка, морковь, коньки, кровать, сосулька, мебель, почтовый, варенье.-Записать, подчеркнуть выделенные орфограммы.

Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

Проверка со ссылкой на орфограммы.

Оценивание. У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях
Готовы работать дальше?

V.Изучение нового материала.

А)На доске записаны слова. Прочитайте:- мяч, ключ, лещ, карандаш, уж, дочь, ночь, вещь, молодёжь, мышь, пейзаж. (про себя, вслух по цепочке)

-Все ли слова вам понятны? (пейзаж)

- Посмотрите в окно. Что вы видите?

- Проезжая в автобусе, поезде что вы видите в окно? (лес, деревья, природу). Вы видите пейзаж.

Пейзаж – вид какой-нибудь местности; рисунок, картина, изображающая природу, Словарь Ожегова, стр. 439)

В повседневной жизни вы можете наблюдать разный пейзаж, благодаря смене времен года, погоды, а также на картинах великих художников.
-Что объединяет все эти слова? ( все слова с шипящей на конце)

- Почему в некоторых словах стоит на конце мягкий знак, а в других словах его нет? (есть правило о написании ь знака после шипящих на конце имён существительных)

- Можете ли вы сформулировать правило о написании ь знака после шипящих на конце имён существительных? –

Вывод:

На конце имён существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется мягкий знак.

Б)Чтобы определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце нужно следовать алгоритму:

Внимание на доску, на карточки (на каждой парте):

1. Определи, является ли слово именем существительным.

2.Поставь слово в начальную форму.

3. Определи род имени существительного:

4. Если существительное м.р., писать мягкий знак не нужно.

5. Если существительное ж.р. и стоит в ед.числе, нужно писать мягкий знак.

Оценивание: Кто активно работал на данном этапе урока, поставьте + на полях
В) Работа по учебнику: -упр.128 на стр.81. (зад., образец учителя, работа у доски, самостоятельная работа)

Вывод: Давайте проверим как вы усвоили правило - учебник стр.82 (чт.учеником)

Оценивание: Кто работал у доски, поставьте + на полях.

Ф ИЗ М И Н У Т К А

Коррекция зрения: Следим за моими движениями и сигнальными картами только глазами, не поворачивая головы.

Упражнение на дыхание:

- глубокий вдох через нос;

- медленный выдох через рот.
Готовы работать дальше?

VI. Закрепление.

А) Игра: поднимаем руку: если в слове нужен Ь, не поднимаем: если не нужен Ь, проговаривая каждое слово:

Ноч..-она, моя-ж.р., шалаш.., мыш.., луч.., рож…, меч…, доч…

4гр.-на карточках

Оценивание. У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях
Б) А сейчас работаем в тетради. Отгадайте загадки, запишите отгадки в тетрадях, используя полученные знания, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки.

Если хорошо заточен он, В небе – изба, на избе – труба.

Всё легко он режет очень – Зашумело в избе, Загудело в трубе.

Хлеб, картошку, свёклу, мясо, Видит пламя народ,

Рыбу, яблоки и масло. А тушить не идёт.

(Нож) (Печь)

Признаётся он ножу: Эта маленькая крошка

- Без работы я лежу. Рада даже хлебной крошке,

Потрогай меня, дружок, Потому что дотемна

Чтобы я работать мог. В норке прячется она.

(Карандаш) (Мышь)

3,4гр. на карточках

Проверяем. У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях
Готовы работать дальше?

В) Самостоятельная работа: – Как вы думаете, зачем нужна самостоятельная работа?

-Прочитайте слова: Ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи

-К какой части речи относятся?

-В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).

- Образуйте от них имена существительные в единственном числе. Давайте потренируемся. ключи – ключ, шалаши-?, ножи-?, врачи-?, ежи-?...

Задание:

1,2гр.:Запишите слова, изменяя их и распределяя их в два столбика.

М. р. Ж. р.
3гр на карточках.: ландыши-ландыш…, вещи-вещ…, малыши- малыш…, мыши-мыш…, камыши-камыш…, куличи-кулич…, ночи –ноч…
4гр.на карточках: ландыши-ландыш(ь), вещи-вещ(ь), малыши- малыш(ь), мыши-мыш(ь), камыши-камыш(ь), куличи-кулич(ь), ночи –ноч(ь)

Проверка.

Оценивание: У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях

Готовы работать дальше?

–В) Послушайте сказку про мягкий знак. Ваша задача: услышать имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук и каждый раз, когда вы слышите такое слово, хлопать в ладоши.

Однажды Мягкий знак захотел путешествовать. Он сел в автомобиль и отправился в путь.

Под вечер Мягкий знак оказался в лесу. Он увидел шалаш. У входа стоял сторож.

- Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

- Существительные мужского рода с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач и лесной врач. А ты кто? – спросил сторож.

- Я - Мягкий знак, давайте дружить! – сказал Мягкий знак и направился к ландышу, возле которого бил ключ.

- Нет, ни в коем случае, - закричали все хором. Сторож даже поднял меч, а грач держал в клюве нож. Беспокойно забегал вдали луч.

- Уходи отсюда, не хотим с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки!

Вдруг громко прошипел ёж, замахал крыльями грач. Мягкий знак испугался, заплакал и пошёл дальше.
VII. Дом.задание: 1,2гр.: Придумайте продолжение сказки, используя слова на орфограмму “ь знак в именах существительных в конце слова после букв шипящих”, подчеркнуть его, определить род в этих именах существительных.

3гр.: Выписать из сказки слова -имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук, подчеркнуть его, определить род в этих именах существительных.

4гр.: Списать эпизод сказки, отмеченный в тексте, попытаться найти слова с шипящими на конце, подчеркнуть шипящие на конце этих слов. Обратить внимание на форму построения текста-диалог. Мы знакомы с написанием такой формы с 5 класса.

VIII.Оценивание. Давайте узнаем каких результатов вы сегодня достигли на уроке.

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? -У вас на столе геометрические фигуры. Выскажите цветом свою работу на уроке.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрался- выбери любую фигуру зеленого цвета. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –фигуру синего цвета. Если не разобрались в теме, было не очень интересно -красного цвета.

- Посмотрите: Сколько много зеленого цвета

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
О: Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”. …

IX. Итог урока. Рефлексия

-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

- В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих? ( когда существительное женского рода)

- У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, стоящих в начальной форме?

- Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?

- Спасибо всем за работу! На следующем уроке мы продолжим узнавать много нового о такой интересной части речи, как имя существительное.


.