|
Протокол от. 13 № Елисеева В. И. Согласовано. 09. 2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от .13 № __
Руководитель:
Елисеева В.И. _________
| Согласовано.
«___» 09. 2013
Зам. директора по УВР
Букина Н.С._________
| Утверждаю.
Приказ от ____2013 №
Директор МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска
Сафенкова Е.Н. _______
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСА БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС, 2 СТУПЕНЬ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК. 8 КЛАСС». АВТОР Н. И. СОНИН УЧИТЕЛЬ: ЕЛИСЕЕВА В.И.
Поронайск,
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по биологии в 8 классе разработана на основе Программы основного общего образования по биологии автор Н. И. Сонин, с учётом Примерной образовательной программы для основного общего образования по биологии, стандарта основного общего образования по биологии.
Преподавание биологии в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.2012, закон СО «Об образовании»
2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
https://edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
https://school.edu.ru/dok_edu.asp
https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
https://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
https://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/.
3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).
https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
4. Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
https://mon.gov.ru/work/obr/dok/.
5. Приказ Министерства образования № 703 от 09.09.2008 г. «О дополнительных критериях при лицензировании ОУ»
6. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Сахалинской области на 2013-2014 учебный год
7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.
https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.
8. https://ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.
9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).
https://edu.ru
https://mon.gov.ru.
10. Материалы VI съезда Всероссийского педагогического собрания, 31.05.11. Выступление В.В. Путина.
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
12. Учебного плана МБОУ СОШ № 8 г. Поронайскана 2013 – 2014 уч. г.
В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Цели изучения биологии:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе
о роли науки в практической жизни человека.
Задачи изучения биологии:
научить приобретать биологические знания, работать с учебником, цифровыми образовательными ресурсами, проводить наблюдения за состоянием своего здоровья;
научить применять биологические знания и умения для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
развивать познавательный интерес к объектам живой природы;
способствовать воспитанию позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
способствовать формированию общеучебных умений и навыков.
Срок реализации программы: 1 год. Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 8 классе на изучение биологии на базовом уровне 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часа, уменьшена на 2 часа за счет резервного времени на основании устава школы и графика учебного процесса на 2013-2014 учебный год. При изучении биологии в 8 классе проводится 16 лабораторных работ, которые являются составными частями комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя; проводится 4 контрольные работы.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Формы (типы )уроков:
комбинированный урок – КУ
урок усвоения нового материала - УУНМ
Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
Урок повторения изученного материала – УПИМ
Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ
Виды уроков:
традиционные,
самостоятельная работа
экскурсии
наблюдения
защита докладов, конспектов, планов
интерактивные уроки.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Технологии обучения: традиционная, ИКТ-технология, технология проблемного обучения, технология критического мышления, игровые технологии.
Формы (способы, средства проверки) оценки учебных результатов: устный опрос, тестирование, лабораторной работы, самостоятельной письменной и контрольной работы.
Преподавание данного курса осуществляется с использованием учебно-методический комплекта под редакцией Сонина Н.И., так как содержание учебника и методических материалов соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, примерной образовательной программе основного общего образования по биологии, учебник включен в Федеральный перечень учебников на 2012 – 2013 учебный год.
Учебник адресован учащимся 8 класса общеобразовательных учреждений. Современное оформление учебника, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с электронным учебным изданием способствует эффективному усвоению учебного материала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В тематическое планирование внесены следующие изменения:
На изучение Раздела 5 «Координация и регуляция» вместо 10 час. планируется 13 час за счёт резервного времени. Причина изменения: сложность, большой объём теоретической информации раздела.
На изучение Раздела 6 «Опора и движение» вместо 8 час. планируется 7 час. и 2 часа из Раздела 16 «Человек и здоровье». Итого 9 час. Темы разделов связаны логически.
На изучение Раздела 11 «Обмен веществ и энергии» планируется вместо 2 час. 4 часа. 2 часа добавляется из резервного времени, так как теоретический материал биохимического содержания сложен для обучающихся 8 класса.
На изучение Раздела 15 «Высшая нервная деятельность» вместо 5 час планируется 7 час. Добавляется 1 час из Раздела 6 и 1 час из резерва учебного времени, так как материал сложен в теоретическом плане.
На изучение Раздела 16 «Человек и его здоровье» вместо 4 час. 2 час изучается в Разделе 6.
Проводится 3 контрольные работы.
Лабораторные и практические работы являются составными частями комбинированных уроков.
Лабораторные и практические работы являются составной частью комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности.
№
| Название разделов, тем
| Количество часов
| В том числе практические, контрольные работы
|
| Раздел 1. Место человека в системе органического мира
| 2
| 1
|
| Раздел 2. Происхождение человека
| 2
|
|
| Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
| 1
|
|
| Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека
| 4
| 2
|
| Раздел 5. Координация и регуляция
| 13
| 2
|
| Раздел 6. Опора и движение
| 9
| 2 +1 К.р.
|
| Раздел 7. Внутренняя среда организма
| 3
| 3
|
| Раздел 8. Транспорт веществ
| 4
| 2
|
| Раздел 9. Дыхание
| 5
| 1
|
| Раздел 10. Пищеварение
| 6
| 2
|
| Раздел 11. Обмен веществ и энергии
| 4
| 1 К.Р.
|
| Раздел 12. Выделение
| 2
|
|
| Раздел 13. Покровы тела
| 3
|
|
| Раздел 14. Размножение и развитие
| 3
|
|
| Раздел 15. Высшая нервная деятельность
| 6
| 1
|
| Раздел 16. Человек и его здоровье
| 1
| 2
|
| Итого:
| 68
| | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования, появление которого привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования; в содержание курса интегрированы сведения из биологии, географии, химии и экологии. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация
Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация
Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация
Схемы строения систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация
Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация
Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Демонстрация
Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация
Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация
Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.
Раздел 9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация
Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания.
Раздел 10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация
Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Раздел 12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация
Модель почек.
Раздел 13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Резервное время — 7 часов. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Измерение кровяного давления
Подсчёт ударов пульса в покое и физической нагрузке
Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечения
Измерение массы тела и роста своего организма
Определение норм рационального питания
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Изучение микроскопического строения тканей
Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
Изучение изменения размера зрачка
Изучение внешнего строения некоторых костей
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
Изучение микроскопического строения крови
Определение частоты дыхания
Действие ферментов слюны на крахмал
Изучение действия желудочного сока на белки
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа по разделам 1 – 6
Контрольная работа по разделам 7 – 11
Входящая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения предмета обучающиеся 8 класса должны знать/понимать:
особенности жизни как формы существования материи,
фундаментальные понятия биологии,
о существовании эволюционной теории,
основные группы прокариот, грибов, растений, животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную значимость
Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, промышленности, медицине, при охране окружающей среды и здоровья человека.
В результате изучения предмета обучающиеся 8 класса должны уметь:
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций происхождение жизни;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, ЦОР. ресурсами Интернета;
составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценивание устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
Учебная программа Биология. 8 класс. Человек. / Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5кл. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005
Учебное пособие для ученика, дидактический материал Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005 г.
Сонин Н.И., Сапин М. Р. Биология: Человек. 8 кл. Дидактические карточки задания к учебнику – М.: Дрофа, 2008 Дмитриева Т.А.
Суматохин С.В. и др. Биология. Человек. Общая биология 8-11 классы. – М.: Дрофа,
Учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология: Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2008
Инструмент по отслеживанию результатов Иванова Т. В. Тесты. Биология. (6-11 кл.) – М.: АСТ, 2001
Биология. Конструктор уроков. [Электронный ресурс] М.: Просвещение 2012 г.
Биология. Человек. [Электронный ресурс] Серия «1С-Школа»
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология: Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина, М.: Дрофа, 2010 г.
Биология. Человек. [Электронный ресурс] Серия «1С-Школа»
Интернет ресурсы. Ссылки в учебнике, например, с. 30 и т.д.
|
|
|