|
Разработка урока «круговые и столбчатые диаграммы» Разработка урока «круговые и столбчатые диаграммы»
(путешествие в мир продуктов питания)
разработка учителя математики ГБОУ СОШ № 2082
К числу важнейших направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" отнесено здоровье школьников. А здоровье неотделимо от правильного и рационального питания, отвечающего всем потребностям нашего организма.
Цель: обучение навыкам построения, чтения и работы с круговыми и столбчатыми диаграммами.
Задачи:
образовательные: отработка умений и навыков построения, чтения и работы с круговыми и столбчатыми диаграммами; формирование умений анализировать диаграммы, делать выводы
развивающие: развитие логического мышления, памяти, аккуратности, совершенствование основных мыслительных операций: анализ, синтез, наблюдение развитие представлений о здоровом образе жизни и рационе питания школьника, потребности организма в витаминах
воспитательные: воспитание культуры труда, продолжить формирование познавательного интереса к предмету
Тип урока: комбинированный
Этапы урока:
1. Организационный момент - 1 мин
2. Проверка выполнения домашнего задания - 2 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений - 5 мин.
4. Работа по теме урока. Изучение нового материала - 8 мин.
5. Физкультминутка - 2 мин.
6. Закрепление - 12 мин.
7. Практическая работа (чтение диаграмм) - 10 мин.
8. Итог урока, выставление отметок за практическую работу - 3 мин
9. Домашнее задание с комментариями учителя - 2 мин.
Оборудование: мультимедиа проектор, транспортир, линейка, раздаточный материал - вопросы для практической работы на каждую парту (приложение 1), алгоритм построения диаграммы с помощью программы Microsoft Excel (приложение 2)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
2. Контроль выполнения домашней работы
Консультант докладывает о выполнении домашнего задания. Учащиеся задают вопросы. Учитель отвечает на вопросы.
Актуализация опорных знаний
Устный счет (СЛАЙД 3)
1) Найдите: а) 15% от 100; б) 20% от 500; в)50% от 700; г) 110% от 200
2) Найдите какой процент составляет а) число 40 от 120; б) число 50 т 450
в) число 30 от 180; г) число 6 от 12.
2. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают (СЛАЙД 4)
Что такое диаграмма?
Какие виды диаграмм вам известны?
Что такое круговая диаграмма? Для чего и где она используется?
Расскажите как построить круговую диаграмму?
3. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Ребята! Вам известно, что самое ценное, что у нас есть - здоровье. Не дар ом гласит народная мудрость: здоровье не купишь, здоровье дороже богатства, здоровье надо беречь смолоду. Вам школьникам очень важно заботится о своем здоровье.
По данным таблицы 1 построить круговую диаграмму
Таблица 1. Данные об участии учащихся 6 "А" класса в празднике "День здоровья" (СЛАЙД 5) Приняли активное участие
| 12 человек
| 18 * 12 = 216о
| Участвовали только в одном конкурсе
| 6 человек
| 18 * 6 = 108о
| Не принимали участие
| 2 человека
| 18 * 2 = 36о
| ВСЕГО
| 20 человек
| 360о
| Расчеты:
360 : 20 = 18о - 1 человек
12 * 100 : 20 = 60% - приняли активное участие
6 * 100 : 20 = 30% - участвовали только в одном конкурсе
2 * 100 : 20 = 10% - не принимали участие
Диаграмма 1 Круговая диаграмма (СЛАЙД 6)
Сделайте выводы: активно ли учащиеся 6 "А" класса участвуют в общешкольном празднике "День здоровья"? Сколько процентов учащихся участвовали в дне здоровья (не участвовали в празднике "День здоровья")? Для чего нужны диаграммы?
4. Работа по теме урока. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся со столбчатыми диаграммами. Для того, чтобы по данным таблицы 1 нарисовать столбчатую диаграмму, надо нарисовать в тетради три столбика, высоты которых соответствуют количеству учащихся (1 учащийся =1 клетка тетради)
Пусть высота первого столбика 12 клеток тетради (6 см); второго столбика 6 клеток тетради (3 см); третьего столбика 2 клетки (1 см). Можно вместо клеток, было брать сантиметры, миллиметры, по своему усмотрению. Диаграмма 2 - пример столбчатой диаграммы.
Диаграмма 2. Участие учащихся 6 "А" класса в празднике "День здоровья" (СЛАЙД 7)
5. Физкультминутка (СЛАЙД 8)
Упражнение для глаз: посмотрели прямо, начертить глазами прямоугольник по периметру стены класса почасовой стрелке - 10 раз, против часовой стрелки - 10 раз; чертим глазами диагонали прямоугольника (периметра стены) по 10 раз каждую диагональ
6. Закрепление
Для того, чтобы всем учащимися нашего класса быть здоровыми, сильными, успевающими в учебной деятельности, мы должны знать основные принципы рационального питания школьника. В рационе питания школьника должно быть оптимальное количество белков, жиров, углеводов, воды, а также минеральных солей и витаминов.
Задание 1: по данным таблицы 2 построить круговую и столбчатую диаграммы для вашего возраста (11-15 лет) (учащиеся у доски по цепочке - каждый по 1 вычислению)
Таблица 2. Суточные нормы белков, жиров и углеводов в питании школьника (в граммах) (СЛАЙД 9) Возраст (в годах)
| белки (в граммах)
| жиры (в граммах)
| углеводы (в граммах)
| всего (грамм)
| 7-11
| 80
| 70
| 300
| 450
| 11-15
| 110
| 100
| 390
| 600
| 15-18
| 120
| 100
| 450
| 670
| Расчеты для построения круговой диаграммы:
110 + 100 + 390 = 600 (г) - суммарная потребность в белках, жирах и углеводах школьника 11-15 лет
360 : 600 = 0,60- 1 грамм
110 * 0,6 = 660 - потребность в белках
100 * 0,6 = 600 - потребность в жирах
390 * 0,6 = 2340 - потребность в углеводах
110 : 600 * 100 = 18,(3) > 18% - потребность в белках
100 : 600 * 100 = 16,(6) > 17% - потребность в жирах
390 : 600 * 100 = 65% - потребность в углеводах
Откладывает в тетради с помощью транспортира соответствующее число градусов, получаем круговую диаграмму
Диаграмма 3. Круговая диаграмма (СЛАЙД 10)
Диаграмма 4. Столбчатая диаграмма (СЛАЙД 11)
Анализ диаграмм:
- потребность в каких веществах у школьника самая высокая?
- по данным какой из диаграмм можно увидеть динамику изменения потребности в связи с возрастом?
- по данным какой диаграммы можно сделать вывод о процентном соотношении белков, жиров, углеводов в возрасте 11-15 лет?
Делайте вывод: чем диаграммы (круговая и столбчатая) различаются между собой?
Задание 2. Для школьников наиболее важен пятиразовый режим питания: первый завтрак -20%, второй завтрак -15%; обед - 40%; полдник - 10%; ужин -15% дневного рациона. Если нет возможности организовать в питании школьника второй завтрак, можно: обед 45%, полдник 15%.
Чтобы построить круговую диаграмму данные заносим в таблицу. Дневная норма питания
| утренний завтрак
| 20%
| 7:00
| второй завтрак
| 15%
| 10:00
| обед
| 40%
| 13:00
| полдник
| 10%
| 16:00
| ужин
| 15%
| 19:30
| ВСЕГО
| 100%
|
| Вычисления:
1) 360:100 * 20 = 720 - утренний завтрак
2) 360 : 100 * 15 = 540 - второй завтрак
3) 360 : 100 * 40 = 1440 - обед
4) 360 : 100 * 10 = 360 - полдник
5) 360 : 100 * 15 = 540 - ужин
Диаграмма 5. Круговая диаграмма (СЛАЙД 12)
Анализ диаграммы: как должен распределяться рацион питания школьника? когда наибольший прием пищи? когда наименьший? удобно ли использовать диаграмму для представления табличных данных?
7. Практическая работа
- Работа в парах
Справка (витамины в продуктах питания)
В поддержании здоровья школьника важную роль играют витамины пищи. У школьников, в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, С, D. Учитель демонстрирует диаграммы (СЛАЙДЫ 13-16).
Вопросы для анализа диаграмм:
укажите тип диаграммы?
где содержание витамина наибольшее (наименьшее) количество?
определите приблизительно сколько витамина содержится в каждом продукте питания.
вычислите во сколько раз больше витамина в продукте, где его наибольшее количество, по отношению к продукту, в котором этого витамина наименьшее количество.
Сделайте вывод: какие продукты питания обязательно надо включать в свой рацион
Изучите алгоритм построения диаграммы с помощью компьютерyой программы (Microsoft Excel) (Приложение 1 - распечатка у каждого на столе и демонстрация СЛАЙД 17-19)
8. Итог урока (СЛАЙД 20):
1. Какие виды диаграмм вам известны?
2. Для чего используются круговые (столбчатые) диаграммы?
3. Каждый учащийся говорит: сегодня на уроке я узнал (понял)::
9. Домашнее задание
Каждый учащийся получил распечатку - алгоритм построения диаграмм с помощью программы Microsoft Excel.
Посмотрите на этикетки 2 любых продуктов и составьте диаграмму соотношение
Белков, жиров, углеводов, воды, витаминов и минеральных веществ в каждом из этих продуктов (по возможности : на компьютере (см. алгоритм) или в тетради)
На следующем уроке мы с Вами пойдем в компьютерный класс и каждый из вас попробует построить свою диаграмму на компьютере.
Спасибо! Урок окончен!
Список литературы.
Виленкин Н.Я. Математика 5 класс. М.: Мнемозина, 2010
Виленкин Н.Я. Математика 6 класс. М.: МНЕМОЗИНА, 2011
Ресурсы сети Интернет (содержание витаминов в продуктах питания): https://inmoment.ru/beauty/health-body/vitamin-c2.html
https://e-mama.ru/feeding/537.html
https://beautyfamily.ru
|
|
|