|
Протокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утверждена приказом МБОУ СОШ №4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска
№ 83 от «31» 08 2012г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании МО естественно-математического цикла
Протокол № 1
от «__31__» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
ПРОГРАММА ТИПОВАЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
АВТОР: А.И.АЛЕКСЕЕВ
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
ЕГОРКИНА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПЕД. СТАЖ – 19 ЛЕТ
г. Пролетарск
2012-2013 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы Алексеева А.И. Программа курса «География. Страны и континенты», с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Как подчеркивает академик РАН В.М.Котляков, важная функция географии – выработка представлений о единстве человечества, о разнообразии стран и населяющих их народов. Этот подход является ведущим в содержании курса «География. Страны и континеты». Особую актуальность ему придает то, что в профильной средней школе (10 и 11 классы) география не входит в число обязательных для изучения предметов, а значит, познакомиться с разнообразием современного мира в 7 классе для учеников – единственный шанс.
В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении истории Древнего мира сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.
Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7 классов изучают физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках используются в объяснениях учителя и в самостоятельной работе обучающихся. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.
В ходе изучения курса «География. Страны и континенты» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» - страны.
Изучение географии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII классе —70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Рабочая программа составлена на основе программы «География. Страны и континенты» под редакцией А.И. Алексеева.
Количество часов, отводимых на изучение курса по Федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ, программе, учрежденной Министерством образования и рабочей программе – 70 часов, 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, что делает его довольно насыщенным.
Специфика программы, содержание учебника, психофизиологические особенности обучающихся способствуют реализации педагогической технологии личностно ориентированного образования, обеспечивающего синтез двух типов опыта - предметного, обусловленного наукой географией, моделью учебного курса, и личностного, существующего в деятельностно-процессуальной «переживательной» форме. В этой связи инвариантом данной технологии становится учебная личностно ориентированная ситуация, реализуемая в игре, диалоге, практикуме, проекте и т.д. и формирующая географическую культуру.
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
В программу внесены следующие изменения:
- раздел «Введение» включает 2 часа вместо трех. Уменьшение часов необходимо, чтобы более подробно рассмотреть тему 3 «Природные комплексы и регионы», а именно, каждый океан отдельно. Количество часов сокращено за счет уплотнения материала первого урока «Как мы будем изучать географию в 7 классе» и введения практической работы «Получение географической информации, с помощью анализа фотографий, рисунков, картин», которая должна проводиться на втором уроке. Данное уплотнение целесообразно, так как практическая работа является продолжением разговора о получении географической информации для более успешного изучения предмета.
- раздел «Население Земли» включает 4 часа вместо пяти. Количество часов уменьшено за счет объединения тем «Страны мира» и «Экономически развитые страны мира». Т.к. в теме «Страны мира» рассматривается многообразие стран, группировка по площади, численности населения, то типология стран по уровню социально-экономического развития (экономически развитые и развивающиеся страны) является продолжением данной темы. Уменьшение часов необходимо для более подробного изучения темы 3 «Природные комплексы и регионы».
- раздел «Природные комплексы и регионы» включает 7 часов вместо четырех. Увеличение часов необходимо для того, чтобы успешно освоить насыщенный новой информацией теоретический материал (подробно рассмотреть особенности природы и влияния на влияние на хозяйственную деятельность человека каждого океана, выполнить требования практической части программы. Количество часов в этом разделе увеличено за счет сокращения учебного времени, отводимого на изучение «Введения», раздела «Населения Земли» и одного часа резерва.
- в разделе материки и страны изменен порядок рассмотрения регионов и стран (вместо изучения южные материки и северные материки – «Старый и Новый свет»). Такой порядок учитывает характер освоения земной поверхности человеком, а также значимость знаний об этих материках и странах для жителей России. Первостепенное значение уделяется странам Евразии как «родному» материку россиян.
Основной материал данного раздела подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира. Поэтому в данном разделе уроки-путешествия по материкам заменены на изучение природных, культурных и социально-экономических особенностей отдельных регионов, что позволяет наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов) формировать целостный образ материка во всем его природном и культурном многообразии.
Маршрут Амстердам – Стокгольм на Северная Европа
Германия. Франция. Великобритания на Средняя Европа. Германия. Франция. Великобритания
Маршрут Стокгольм — Севастополь на Восточная Европа
Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Маршрут Лиссабон — Мадрид на Южная Европа
Маршрут Мессина — Стамбул. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Маршрут Мертвое море — Персидский залив на Юго-Западная Азия
Маршрут Персидский залив — Ташкент. Маршрут Ташкент — Катманду на Центральная Азия
Маршрут Катманду — Бангкок на Юго-Восточная и Восточная Азия
Маршрут Касабланка — Триполи на Северная Африка
Маршрут Томбукту — Лагос. Маршрут Лагос — озеро Виктория на Западная и Центральная Африка
Маршрут озеро Виктория – Индийский океан на Восточная Африка
Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды на Южная Африка
Маршрут Вест-Индия — Мехико на Центральная Америка и Вест-Индия
Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк на США
Канада. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия на Канада и Гренландия
Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес на Ла-Платские страны
Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Амазония на Бразилия
Маршрут Лима — Каракас. Маршрут Манаус — Анды на Андские страны
Путешествие по Австралии на Австралия. Природные особенности страны. Население. На изучение каждого региона отводится один урок. После изучения стран и регионов одного материка проводится обобщающий урок.
- раздел «Заключение» включает 2 часа, взятых из времени резерва.
Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).
Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.
Основными функциями самооценки являются:
констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
проектированная (что мне еще необходимо изучить).
Процедура самооценки по курсу «География. Страны и континенты» включает в себя ряд элементов:
создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;
сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
создание учителем эталонов для самооценивания. Этому служит рубрика «Шаг за шагом» учебника, понятийный и фактический материал «Легкий экзамен», рубрика «Запомните», позволяющая проверить усвоение географического содержания, рубрика «Откройте атлас», позволяющая усвоить географическую номенклатуру.
Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урокас выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (52) 13 оценочных.
На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски. В связи с тем, что уроки в 7а классе приходятся на 09.05., по плану будет проведено уроков – 69 часов. Часы сокращены за счет уплотнения материала итогового повторения (1 час вместо 2).
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
| НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
| 1
| Закон Российской Федерации «Об образовании».
| 2
| Областной закон «Об образовании» в Ростовской области.
| 3
| Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по географии.
| 4
| Региональный компонент стандарта общего образования по географии. Образовательный стандарт по региональной географии.
| 5
| Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9кл. «Просвещение». Москва. 2009.
| 6.
| Федеральный перечень учебников на 2012-2013 уч.год
|
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
КОМПЕТЕНЦИИ
| Общеучебные
| Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей.
| Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
| Раскрыть закономерности землеведческого характера, единство в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности.
| Воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
| Предметно
ориентированные
| Оценивать и прогнозировать: изменения очертаний материков и океанов, климатов земли в целом и на отдельных материках; оценивать природные условия, природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков.
| Объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли; особенности компонентов материков; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, орудиях труда, видах хозяйственной деятельности, возникающие как результат адаптации человека к окружающей среде; основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке.
| Применять понятия: платформа, рельеф, воздушная масса, водная масса, природная зона, климатообразующие факторы, режим реки, природный комплекс, географическая оболочка, зональность, высотная поясность.
| Описывать: географическое положение объектов, круговороты вещества и энергии, природные зоны, страны мира, особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
|
| Определять: географическую информацию по картам различного содержания.
| 3. СТРУКТУРА КУРСА
№
| МОДУЛЬ (ГЛАВА)
| Примерное количество часов
| 1
|
Введение
| 2
| 2
| Население Земли
| 4
| 3
| Природа Земли
| 12
| 4
| Природные комплексы и регионы
| 7
| 5
| Материки и страны
Евразия.
Африка;
Северная Америка;
Южная Америка;
Австралия и Океания;
Антарктида.
| 43
14
9
7
7
3
3
| 6
| Обобщение знаний
| 1
|
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Модуль (глава)
| №
| Тема
|
Введение
| 1
| Получение географической информации, с помощью анализа фотографий, рисунков, картин
| 2
| Анализ карт географического атласа
|
Население земли
| 3
| Анализ карты «Языки и народы мира»
| 4
| Определение на карте крупнейших городов мира
| 5
| Анализ размещения населения с использованием карты «Плотность населения мира»
| 6
| Составление с использованием карт атласа таблицы “Крупнейшие по численности населения страны мира”
|
Природа Земли
| 7
| Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем*
| 8
| Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых
| 9
| Анализ карты «Среднегодовое количество осадков»
| 10
| Составление картосхемы «Самое удивительное на Земле»
| 11
| Обозначение на к/к климатических поясов и областей Земли*
| 12
| Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану
| 13
| Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли*
| Природные комплексы и регионы
| 14
| Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли»
| 15
| Составление краткой характеристики Северного Ледовитого океана
| 16
| Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры Атлантического океана*
| 17
| Сравнение географического положения, границ и природы Атлантического и Индийского океанов
| 18
| Описание материка по плану
| Материки
и страны
| 19
| Определение географического положения материка Евразия
| 20
| Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)*
| 21
| Чтение климатических диаграмм
Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных рек и озер)*- продолжение
| 22
| Границы и состав субрегионов Европы
| 23
| Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки с нанесением на карту основных проливов, заливов, островов и полуостровов
| 24
| Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы*)
| 25
| Характеристика речной системы Дуная
| 26
| Обозначение на контурной карте природных зон Азии*
| 27
| Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых (на примере стран Юго- Западной Азии)
| 28
| Описание географического положения страны по политической карте (на примере Афганистана)
| 29
| Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)
| 30
| Составление характеристики одного из типов климата (на примере муссонного климата и полуострова Индостан)
|
| 31
| Географическое положение и особенности природы Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток
|
| 32
| Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)*
|
| 33
| Описание по климатической карте Африки климата отдельных пунктов
Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных рек и озер)*- продолжение
|
| 34
| Описание Египта по типовому плану*
|
| 35
| Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат.
|
| 36
| Описание одной из природных зон по плану
|
| 37
| Географическое положение и особенности природы Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток
|
| 38
| Нанесение на к/к элементов номенклатуры Северной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)*
|
| 39
| Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на к/к крупных рек и озер (продолжение).
|
| 40
| Влияние древнего оледенения на природные условия, население и хозяйственную деятельность Канады
|
| 41
| Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США)
|
| 42
| Географическое положение и особенности природы Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток
|
| 43
| Нанесение на к/к элементов номенклатуры Южной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)*
|
| 44
| Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на к/к крупных рек и озер (продолжение).
|
| 45
| Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)*
|
| 46
| Составление схемы высотной поясности (на примере Экваториальных Анд)
|
| 47
| Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран
|
| 48
| Географическое положение и особенности природы Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток
|
| 49
| Выявление влияния рельефа на климат материка (на примере Большого Водораздельного хребта и Центральной Австралии)
|
| 50
| Составление географического описания острова (на примере одного из островов Новой Зеландии)
|
| 51
| Географическое положение и особенности природы Определение крайних точек материка
|
| 52
| Нанесение на к/к маршрутов экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупных международных станций.*
| |
|
|