|
29.11
| 24
| 1
| Материки
| Практикум
| Материки и части света. Географическое положение материков. Сходства и различия материков
| Анализируют картосхему «Материки и части света». Сравнивают размеры и положение материков. Описывают географическое положение одного из материков по плану.
| Работа с картами атласа, практика
| 18. Описание материка по плану
| § 23
|
4.12
| 25
| 1
| Как мир делится на части и как объединяется
| Урок-исследование. Слайд- лекция
| Современное хозяйство мира: секторы (сферы), отрасли. Взаимосвязь хозяйств отдельных стран мира. Географический регион. ООН. Евросоюз
| Объясняют и приводят примеры взаимосвязи экономик разных стран
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу
|
| § 24
|
Тема 4. Материки и страны (43ч)
|
Евразия (14ч)
|
6.12
| 26
| 1
| Евразия. Особенности ГП
| Урок-исследование. Урок новых знаний
| Географическое положение, его влияние на особенности природы материка. Крайние точки. Размеры материка.
| Знают имена путешественников и исследователей континента, географические рекорды Евразии. Составляют характеристику географического положения материка. Анализируют карты атласа. Показывают географические объекты и называют их особенности.
| Работа с текстом учебника, атласом. Практическая работа.
| 19. Определение географического положения материка Евразия
| § 45, с.186-187, к/к
|
11.12
| 27
| 1
| Строение земной коры и рельеф
| Урок-исследование. Урок новых знаний
| Строение земной коры и рельефа Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф материка. Минеральные ресурсы и их приуроченность к различным структурам земной коры.
| Знают основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Евразии.
Показывают на карте географические объекты на карте.
Объясняют особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины их вызывающие; зависимость размещения полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры.
| Работа с текстом учебника, атласом. Практическая работа.
| 20. Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)*
| § 45, с.187-189, вопр.9
|
13.12
| 28
| 1
| Евразия. Особенности климата
| Урок-исследование. Урок актуализации знаний и умений
| Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка
| Объясняют причины разнообразия природных условий и влияние географического положения на особенности природы. Анализируют карты атласа. Показывают географические объекты и называют их особенности. Выделяют и объясняют районы материка, наиболее пригодные для жизни людей и хозяйственной деятельности
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу
| 21. Чтение климатических диаграмм
Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных рек и озер)*- продолжение
| § 46
|
18.12
| 29
| 1
| Европа в мире
| Урок новых знаний
| Европа - самая старая, заселенная и освоенная часть света. Общие особенности европейских стран. Субрегионы Европы. Европейский союз
| Показывают по карте государства и субрегионы Европы. Объясняют причины выделения субрегионов. Называют особенности природы и экономики европейских стран
| Эвристическая беседа. Работа с картами атласа, ИК - «Физическая карта Европы»
| 22. Границы и состав субрегионов Европы
| § 47
|
20.12
| 30
| 1
| Северная
Европа
| Комбинированный урок открытий. Слайд-лекция. Практикум
| Островное и полуостровное положение стран и их относительная изолированность. Древнее оледенение, океанические течения и их влияние на природу и хозяйство. Фьорды. Шхеры. Вулканизм и ледники Исландии. Использование геотермальной энергии. Основные черты природы Фенноскандии, Швеции, Финляндии. Скандинавы - потомки викингов. Особенности хозяйства: рыболовство, лесная промышленность, добыча железной руды и нефти. Обрабатывающая промышленность Швеции. Молочное животноводство
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики стран. Определяют географические координаты. Составляют маршрут путешествия, пользуясь разными источниками географической информации. Объясняют воздействие оледенения и приморского положения на природу и хозяйство. Называют знаменитых людей и объекты культуры
| Работа с картами атласа, с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу. Составление схемы отраслей хозяйства Северной Европы. Работа на контурной карте.
| 23. Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки с нанесением на карту основных проливов, заливов, островов и полуостровов
| § 48, 201
|
25.12
| 31
| 1
| Средняя Европа. Германия. Франция. Великобритания
| Комбинированный урок открытий. Слайд-лекция
| Географическое положение и единство стран региона. Великобритания - «туманный Альбион», ее бывшие колониальные владения. Зависимость природы и хозяйства от особенностей климата. Индустриальная мощь Англии. Лондон и его достопримечательности. Разнообразие природы и хозяйства регионов Франции. Культурное наследие Франции. Германия - самая большая по численности населения страна Европы. Природа страны: от приморских низин Балтийского и Северного морей до альпийских высокогорий. Области древней складчатости и характерные для них полезные ископаемые. Рейн и Эльба - срединные оси Европы. Региональные различия в хозяйстве и населении страны. Разнообразие немецких городов. Берлин, Гамбург, Мюнхен.
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Определяют географические координаты. Называют знаменитых людей и объекты культуры. Составляют характеристику природы и экономики стран. Объясняют выгодность центрального географического положения стран
| Работа по картам атласа. Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу
Сообщения обучающихся
| 24. Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы*)
| § 48, 200, 206;
§ 50-52
|
27.12
| 32
| 1
| Восточная
Европа
| Урок-экскурсия. Слайд-лекция
| Страны западных славян: Польша, Чехия и Словакия; территориальная и культурная связь с Россией. Широколиственные и смешанные леса. Интенсивное и давнее освоение территории и современное состояние природы. Национальные парки. Особенности переходной экономики
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Определяют географические координаты. Называют известных людей и объекты культуры. Объясняют культурные и хозяйственные связи с Россией. Сравнивают природу и хозяйство Германии и Польши
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу; по картам атласа.
Сообщения обучающихся
|
| § 49
|
15.01
| 33
| 1
| Южная Европа
| Урок открытий. Слайд-лекция
| Географическое положение стран в субтропическом климате и его следствия. Барьерный эффект гор на окраинах и континентальность климата в центре. Разнообразие природы и хозяйства регионов Испании. «Итальянский сапог» на карте Европы. Альпийская складчатость и ее современные проявления. Промышленное могущество Севера и отсталость Юга. Субтропические культуры, рекреация. Венеция, Рим, Флоренция - «классическая Италия». Ватикан - город- государство. Дунай - международная река Европы, особенности ее режима. Венгрия: финно- угорский народ в центре Европы. Будапешт - город на берегах Дуная. Предгорный прогиб Карпат и румынская нефть. Сады Болгарии. Югославия: лоскутное одеяло. Культурное наследие Греции
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности средиземноморского типа климата, природы и экономики. Называют известных людей и объекты культуры
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу; по картам атласа.
Сообщения обучающихся
| 25. Характеристика речной системы Дуная
| § 48, 198-199
§ 49, 207
|
17.01
| 34
| 1
| Азия. Особенности природных комплексов
| Комбинированный урок открытий. Слайд-лекция. Практикум
| Своеобразие географического положения Азии и его влияние на особенности природы. Минеральные ресурсы и их приуроченность к различным структурам земной коры. Этнокультурная специфика региона.
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют известных людей и объекты культуры. Составляют схему высотной поясности
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу; по картам атласа.
| 26. Обозначение на контурной карте природных зон Азии*
| § 53
|
22.01
| 35
| 1
| Юго-Западная Азия
| Комбинированный поисковый урок. Слайд-лекция
| Турция, Восточное Средиземноморье, страны Персидского залива, Аравийский полуостров. Географическое положение региона: на перекрестке цивилизаций и культур - мост между континентами. Жаркий и сухой климат Аравии, субтропики Турции и восточного Средиземноморья. Горы, нагорья и пустыни Ирана. Нефтяные богатства стран Персидского залива. Пустыни Аравии и зарождение ислама. Иерусалим - центр трех религий. Византия - Константинополь - Стамбул. Исторически обусловленные и новые отрасли хозяйства стран региона. Различия в доходах стран и их следствия
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют знаменитых людей и объекты культуры. Анализируют размещение полезных ископаемых и перспективы развития хозяйства. Составляют характеристику географического положения Турции, пользуясь разными источниками географической информации
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу; по картам атласа.
Сообщения обучающихся
| 27. Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых (на примере стран Юго- Западной Азии)
| § 54, 224-226
|
24.01
| 36
| 1
| Центральная
Азия
| Поисковый урок. Слайд- лекция
| Казахстан, Средняя Азия и Афганистан. Специфика континентального положения в центре Азии. Горы и равнины региона и их связь. Бассейн внутреннего стока: реки, пропадающие в пустыне. Пустыни и оазисы. Древняя история и памятники архитектуры: Хорезм, Бухара, Самарканд. Котел кочевых народов. Монокультурное хозяйство и его экологические последствия. Арал - исчезающее море пустыни. Афганистан - страна без железных дорог
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют объекты культуры. Объясняют изменение отраслей хозяйства от предгорий к высокогорьям. Составляют характеристику озера Иссык-Куль, пользуясь разными источниками информации. Объясняют различия в природе стран Центральной Азии и государств Европы, расположенных на той же широте
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу; по картам атласа.
Сообщения обучающихся
| 28. Описание географического положения страны по политической карте (на примере Афганистана)
| § 54, 226-227
§ 55, 230
|
29.01
| 37
| 1
| Юго-Восточная и Восточная Азия
|
| Особенности географического положения региона. Сибирский антициклон и континентальность климата. Муссонная циркуляция атмосферы. Огромные размеры Китая и разнообразие природы. Хуанхэ - «желтая река». Лессовые плато и ветровая эрозия. Катастрофические наводнения. Современное экономическое развитие Китая. Холодные высокогорья Тибета и их изоляция. Монголия - страна «потомков Чингисхана»
Географическое положение Японии: от тропиков до умеренных широт. Высокая сейсмичность и ее проявления; цунами. Островная изоляция страны. Культ природы и особенности национального сознания. Высокая плотность населения и урбанизация.
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют знаменитых людей и объекты культуры. Анализируют размещение населения по территории. Составляют комплексную характеристику страны (Монголии), используя разные источники информации
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу, по картам атласа.
Сообщения обучающихся
| 29. Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)
| § 55, 231-233
§ 56
|
31.01
| 38
| 1
| Южная. Азия. Индия
| Комбинированный урок- открытие. Слайд- лекция
| Географическое положение региона: от высочайших гор в мире до берегов Индийского океана. Муссоны и их влияние на природу и хозяйство Индии. Гималаи и их образование. Горные королевства Непала и Бутана. Инд и Ганг - две главные реки Южной Азии. Древняя культура Индии и ее связь с природой. Бангладеш - государство- дельта
| Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют известных людей и объекты культуры
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу; по картам атласа.
| 30. Составление характеристики одного из типов климата (на примере муссонного климата и полуострова Индостан)
| § 57
|
5.02
| 39
| 1
| Обобщение знаний по теме «Евразия»
| Урок проверки знаний.
|
|
| Тестирование и выполнение творческих заданий.
|
| § 45-57
|
Африка (9ч)
|
7.02
| 40
| 1
| Африка: образ материка
| Комбинированный урок
открытий.
Слайд-лекция. Практикум
| Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Модель географической зональности и симметрия относительно экватора. Колониальное прошлое и современная политическая карта Африки
| Называют и показывают географические объекты. Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют
особенности природы материка.
Составляют характеристику ФГП материка по плану.
| Эвристическая беседа с использованием
карт атласа. ИК «Физическая карта Африки».
Практика
| 31. Географическое положение и особенности природы Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток
| § 25, 96, к/к
|
12.02
| 41
| 1
| Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые
| Урок актуализации знаний и умений
| Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые.
| Называют и показывают крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Объясняют зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу; сопоставление карт атласа.
Практическая работа в контурных картах
| 32. Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)*
| § 25, 97-98
|
14.02
| 42
| 1
| Особенности климата и внутренних вод Африки
| Комбинированный
| Особенности климата. Крупнейшие реки и озера Африки. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Обеспеченность материка водными ресурсами.
| Называют и показывают территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек. Определяют температуру и количество осадков по климатической карте. Описывают «образ» одной из рек континента по картам и тексту учебника. Объясняют причины формирования типов климата на континенте.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями к параграфу;
Эвристическая беседа с использованием карт атласа
| 33. Описание по климатической карте Африки климата отдельных пунктов
Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных рек и
озер)*- продолжение
|
|