|
Методическое пособие санкт-Петербург САНКТ-ПЕТЕРБУГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИЙ Неделя математики в СПб ГБПОУ ЛСИТ
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Санкт-Петербург
2014 год
Автор – составитель: Аникина Раиса Павловна, преподаватель Санкт-Петербургского Государственного профессионального общеобразовательного учреждения «ЛСИТ» В данном методическом пособии предложены рекомендации по проведению недели математики в лицее, предложены сценарные разработки внеклассных мероприятий и разработки нестандартных уроков, которые могут быть проведены во время предметной недели из опыта работы педагога.
Введение. Известно, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха является интерес к математике как к предмету. На современном этапе развития образования особое значение приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности учащихся.
Совокупной формой методической, учебной и внеклассной работы в лицее являются предметные недели, которые представляют комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков неформального общения учащихся и педагогов в ходе подготовки и проведения недели. Такая работа не только способствует повышению квалификации преподавателя, но и требует от него дополнительных усилий, проявления творчества, что не всегда получается в повседневной педагогической деятельности. Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной деятельности преподавателя-предметника, кроме того, она имеет большое воспитательное значение, так как заинтересовывает учащихся предметом, вовлекает их в серьёзную самостоятельную работу. Одной из форм организации внеклассной работы является проведение недели математики. В лицее ежегодно проходит Неделя математики, которая включает в себя различные конкурсы и состязания для учащихся разных возрастов и уроки математики, проводимые в нестандартных формах.
Девизом к Неделе математики в школе для педагога могут служить слова К.Д.Ушинского: «Сделать учебную работу настолько интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
Задачи проведения Недели математики в училище:
Учебные:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагога в процессе подготовки, организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий
2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности.
4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
2. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации Недели математики:
1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
4. Принцип соревновательности (учащимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся других групп).
Формы организации учебной деятельности, используемые педагогами:
Индивидуальные – взаимодействие преподавателя с одним учеником (консультации по содержанию и оформлению творческих работ), решение задач занимательного характера, индивидуальная деятельность ученика по выполнению конкретного задания на уроке или во время внеклассного мероприятия.
Групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию проекта сценария мероприятия, стенной газеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.
Коллективные – учащиеся класса занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Недели математики.
Ролевые и организационно – деятельностные игры.
Методы обучения, используемые педагогами:
Объяснительно - иллюстративные.
Частично – поисковые (частично - творческие).
Творческие.
Исследовательские.
Методы стимулирования и мотивации.
Коммуникативные, познавательные.
Репродуктивные.
Педагогические технологии, используемые при проведении Недели математики:
1. Объяснительно – иллюстративные (в основе – дидактические принципы Я.А.Коменского).
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение).
3. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, групповые технологии).
4. Частнопредметные технологии (технология обучения математике на основе решения задач)
Ожидаемые результаты:
1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики.
2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
4. Вовлечение мастеров, воспитателей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
5. Расширение историко –научного кругозора учащихся в области математики.
6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения участников Недели математики:
1. Награждение индивидуальных победителей конкурса творческих работ ( за лучшую презентацию, рисунки, за лучший ребус и т.д.) грамотами образовательного учреждения и призами.
2. Награждение групп за лучшие математические газеты (по содержанию и оформлению) грамотами образовательного учреждения
3. Награждение команд – победителей различных соревнований в рамках Недели математики грамотами образовательного учреждения и ценными призами.
4. Вручение благодарностей (благодарственных писем) наиболее активным участникам Недели математики из числа учащихся.
Проведение предметных недель стало традицией в нашем лицее. Мероприятия не должны быть затянуты по времени, большая часть из них должна проводиться в течение учебного дня. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание Недели математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Неделя математики должна проходить под девизом: «Успех порождает успех!»
Предлагаю следующий сценарий предметной недели. При необходимости продолжительность предметной недели может быть увеличена до 10 -14 дней. В качестве эпиграфа я взяла слова из стихотворения М. Борзаковского «Математика повсюду!»
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!
Открытие Недели математики происходит на общеучилищной линейке, где зачитывается весь план мероприятий. Затем этот же план помещается на информационный стенд. План проведения Недели математики.
Дата
| Мероприятие
| Кто участвует
| Понедельник
| 1.Торжественная линейка, посвященная открытию Недели математики.
2. Объявление конкурса творческих работ по математике (презентации, ребусы и т.д.).
3. Объявляется конкурс математических газет.
| Учащиеся 1 и 2 курсов
Индивидуальное участие учащихся(по желанию)
| Вторник
Вторник
|
«Математика вокруг нас»
Представление презентаций группами «Математика в моей профессии».
| Учащиеся 1 и 2 курсов
| Среда
| Экономическая игра «Математическое казино «Что? Где? Сколько?»»
Открытый бинарный урок математика + кулинария по теме «Проценты»
| Команды учащихся
первого курса
на площадке Учительская 21
| Четверг
|
Экономическая игра «Математическое казино «Что? Где? Сколько?»»
| Команды первого, второго курса на площадке Пионерская 22
| Пятница
| Математическая игра «Математика без границ»
| Команды учащихся с площадки Пионерская 22, и Учительская 21, команда преподавателей и мастеров производственного обучения
| Понедельник
| Конференция среди сиротских центров по теме «Математика вокруг нас»
| Учащиеся сиротских центров города Санкт-Петербурга
| Вторник
| Подведение итогов:
вручение грамот образовательного учреждения,
индивидуальное награждение учащихся, принимавших активное участие в проведении недели математики
| Учащиеся, преподаватели, мастера производственного обучения
|
Понедельник: объявляется конкурс творческих работ (презентаций, стенгазет, ребусов и т.д.). Готовые работы представляются к пятнице. Конференция среди сиротских центров по теме «Математика вокруг нас»
Вторник: «Математика вокруг нас»
Представление презентаций группами «Математика в моей профессии»
Среда: Экономическая игра «Математическое казино «Что? Где? Сколько?»»
Открытый бинарный урок математика + кулинария по теме «Проценты» Четверг: Экономическая игра «Математическое казино «Что? Где? Сколько?»»
Пятница: Математическая игра «Математика без границ»
Подведение итогов:
вручение грамот образовательного учреждения,
индивидуальное награждение учащихся, принимавших активное участие в проведении недели математики
Перед проведением Недели математики каждому группе предлагается выпустить математическую газету (обычно задание даётся за 2 недели до начала декады, чтобы уже в первый день недели в фойе училища были помещены стенгазеты). Они могут быть посвящены какой-нибудь одной общей теме, например: «Математика вокруг нас», а может каждая газета отражать какой – либо вопрос. Чаще прикидываю тематику газет и предлагаю тему выпуска каждой группе. Например:
«Старинные русские меры»;
«Математика и космос»;
«Архимед»;
«Этот удивительно симметричный мир»;
«Математика – царица наук»;
«Математические фокусы и оптические обманы»;
«Знаешь ли ты, что…»
Материал для газет подбирается из дополнительной литературы по математике или из Интернета. Всё это благотворно влияет на развитие кругозора обучающихся, на их интерес к предмету, развивает творческие способности и способствует сплочению коллектива. Уже само название газеты привлекает внимание учащихся, возникает желание прочесть написанное. Ни одна газета не остаётся без внимания. Педагоги школы утверждают номинации и награждают лучшие газеты. Номинации могут быть самыми различными. Например: «Самая познавательная газета», «Самая интересная по содержанию», «Самые интересные факты» и т.д.
Объявляется конкурс на лучший кроссворд на заданную тему. Вот пример такого кроссворда.
Некоторое число
То, что надо знать наизусть.
Геометрическая фигура.
Арифметическое действие.
Единица измерения длины.
Равенство, содержащее неизвестную величину.
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
Математический инструмент.
Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
Деления на измерительных приборах.
КРОССВОРД « МАТЕМАТИКА»
| М
| И
| Л
| Л
| И
| О
| Н
|
|
| П
| Р
| А
| В
| И
| Л
| О
|
|
|
| Т
| Р
| Е
| У
| Г
| О
| Л
| Ь
| Н
| И
| К
| Д
| Е
| Л
| Е
| Н
| И
| Е
|
|
|
| М
| Е
| Т
| Р
|
| У
| Р
| А
| В
| Н
| Е
| Н
| И
| Е
|
|
|
|
| Т
| О
| Ч
| К
| А
|
|
| Ц
| И
| Р
| К
| У
| Л
| Ь
|
| К
| В
| А
| Д
| Р
| А
| Т
|
| Ш
| К
| А
| Л
| А
|
|
Предлагаю сценарий проведения недели математики, игр, конференции, открытого урока.
Открытие недели математики: «Выступление преподавателя и учащихся на линейке»
Преподаватель математики
«Мысль выражать числа десятью знаками настолько простая, что трудно понять, насколько она удивительна».
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в училище, добросовестно учись!
Математика со времени её зарождения как науки и много раньше была тесно связана не только с цивилизацией, с практикой, но и со всей общечеловеческой культурой – со всем миром. И математические теории, и методы открывались, создавались конкретными личностями, математиками. Поэтому математика неотделима от исторической эпохи, в которую они творили
«Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного»
Что же такое математика? Математика это красота, вдохновение творцов, восхищение тех, кто способен оценить их достижение. Что же дала математика человечеству? Многие крупнейшие ученые видели ее задачу в содействии объяснению законов природы. Галилею принадлежат замечательные слова «Великая книга Природы написана языком математики».
Современная математика сформировалась примерно 400 лет тому назад в трудах Галилея, Кеплера, Гюйгенса, Ньютона, Лейбница, одним из основных стимулов для которых было постичь законы движения тел. они говорили, что математика – это часть физики. Математика так же служит базой для инженерных наук. Все крупные технические достижения – от строительства зданий, мостов до раскрепощения атомной энергии, сверхзвуковой авиации и космических полетов – были невозможны без математики. потребность решать эти грандиозные задачи привела к созданию компьютеров, и на наших глазах происходит новая техническая и информационная революция. Наше время – период невиданного расцвета математики. достижения ХХ века по меньшей мере сопоставимы с результатами предшествующего периода ее развития – от Фалеса до начала ХХI столетия. А число ее не раскрытых тайн неисчерпаемо.
На сегодняшний день уже не осталось ни одной области человеческой деятельности, куда в той или иной степени не проникла бы математика.Математика – «наука наук». Математика – удобный (если не сказать универсальный) инструмент описания мира. А прикладная математика, т.е. математика практическая, ориентированная на конкретные актуальные цели и нужды, является не только средством познания, но также и средством воздействия на окружающий мир.Главная миссия математики в том, чтобы решать. Если возникает проблема (не важно, в какой области) – математика ищет её решение: анализирует проблему и пытается предложить методы её устранения или смягчения. Если появляется какая-то необходимость, ставится какая-то задача (не важно, где: в экономике или в оборонной сфере, в социологии или в компьютерной графике, в медицине или в конструкторском деле, в международных переговорах или в освоении космоса) – то математика, опять же, берётся за решение данной задачи: как получить то, что требуется.И именно специалисты по математике, оказываются порой единственными, кому под силу ту или иную задачу решить. История знает немало примеров, когда решения задач биологических, астрономических, экономических, технических – находились именно математиками, а не биологами, астрономами, экономистами или технарями. Именно математический аппарат позволил совершить революционные открытия в физике. Именно развитая математическая теория обеспечила проектирование всех потрясающих творений современной техники. Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.
Когда мы еще сидим за школьной скамьей, самым нелюбимым уроком у большинства учеников была естественно математика. Бесконечные формулы, уравнения, задачи... И мы всегда задаемся вопросом: зачем нужна математика в жизни? Как она нам может пригодиться? Но, вырастая, понимаем, что в принципе, не все так было страшно на самом деле, как казалось. Но этот вопрос, все же, оставался открытым. Можно попробовать расставить все точки над «и». Так вот, зачем нужна математика в жизни? Потому что если обратится к мнению специалистов данной области, то они скажут, что не было бы математики, не было бы жизни. Очень веский аргумент. Ну, а если рассматривать с позиции нас, учащихся, то математика нужна. Во-первых, для сдачи школьных выпускных и вступительных экзаменов в ВУЗ (для определенных специальностей). Во-вторых, кому-то эта наука может просто очень нравится, в особенности, если это человек с аналитическим типом мышления. В-третьих, и это немаловажно, если бы математика как наука не развивалась, и она не была бы обязательным предметом, то доброй половины научных открытий, да и современных технологий просто не существовало бы сегодня, а это ну очень жизненная сторона вопроса, зачем нужна математика в жизни. Поскольку точные науки все взаимосвязаны между собой, и если не работает одна, то другая от этого очень страдает. На сегодняшний день мы знаем множество сфер жизнедеятельности человека, Где нужна математика. Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, Где нужна математика, достаточно широк. Когда мы приступаем в школе к изучению такой дисциплины, как математика, мы пока не знаем, сделаем ли мы большое открытие в физике, информатике, астрономии, а возможно будем известным инженером или архитектором, авиаконструктором или фармацевтом, Где нужна математика будет именно нам. Не исключено также, что мы будем домохозяйкой или известным портным, а вдруг судьба испытает нас в профессии капитана океанского судна или руководителя геологической экспедиции, поскольку это все это сферы, Где нужна математика просто в обязательном порядке.Поэтому каждый из нас должен знать эту величайшую из вех наук, без которой мы не можем представить своей жизни, где нужна математика, Поскольку в жизни математика является своеобразным проездным билетом, без которого нельзя будет отправиться в путь. И еще хотелось бы добавить в этом слегка каламбурном рассказе, что там, Где нужна математика всегда позаботятся о надежном, уверенном и стабильном будущем всего человечества.
Математика в профессиях Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать
Подготовили учащиеся: Шабунина Надежда, гр.371, Заверуха Анастасия гр. 191, Смирнов Антон гр. 141.
Многие люди думают , что математика и изобразительное искусство очень далёкие друг от друга дисциплины. Однако, это не так. Много общего - в области графики - с геометрией: прямые и плоскости, точки, геометрические фигуры, объемная графика. Эта связь отчётливо проявилась в модернистских течениях кубизм, конструктивизм и футуризм. СЛАЙД 1
Математические законы используются при изображении трёхмерных объектов на двухмерной плоскости в виде законов перспективного построения СЛАЙД 2
Математические законы проявляются как в мире природы, так и в мире искусства в законах подобия. симметрии и ритма и выражаются в искусстве в узорах и орнаментах СЛАЙД 3,4
Мерой соотношения симметричного и асимметричного выступает пропорция, некоторая "золотая середина" , которая определяет идеальную структуру эстетического образа. Такая пропорция называлось Пифагором "золотой пропорцией". Впрочем, золотая пропорция была заимствована Пифагором у древних египтян. СЛАЙД 5
Древние египтяне изображали богов, фараонов, животных и священный цветок лотоса. по особым правилам. Эти правила (каноны) были разработаны путём изучения и измерения природных форм. Поэтому египетские скульпторы могли лепить фигуры больших размеров по частям, т. е. каждую часть выполняли несколько мастеров порознь, порой даже в разных местах. Но когда готовые части складывались вместе, то точно сходились без нарушения пропорций. СЛАЙД 6
Леонардо да Винчи называл идеальные пропорции «золотым сечением», а математик и астроном Иоганн Кеплер «божественным сечением».
Будучи мерой, законом природы, золотое сечение становится и мерой человеческого творчества, "законом красоты": Мы находим золотое сечение всюду: в изобразительном и прикладном искусстве, в скульптуре и архитектуре. СЛАЙД 7
Так, выбирая размеры картины, художники старались, чтобы отношение ее сторон равнялось Ф. Такой прямоугольник стали называть «золотым» СЛАЙД 8
Золотое сечение обозначается буквой φ, первой буквой имени Фидий, афинского скульптора пятого века, который считал золотое сечение самой гармоничной пропорцией. φ=0,618. СЛАЙД 9
Внимание людей издавна привлекала совершенство формы пятиконечной звезды, которой уже около 3000 лет. Ее первые изображения донесли до нас вавилонские глиняные таблички. Пифагор сделал это изображение символом жизни и здоровья. Сегодня пятиконечная звезда реет на флагах едва ли не половины стран мира. Чем же объясняется такая популярность? Тем, что совершенная форма этой фигуры радует глаз. Звездчатый пятиугольник буквально соткан из пропорций, и прежде всего золотой пропорции. . СЛАЙД 10
В эпоху Возрождения художники определили, что фигура человека и его части также состоят из золотой пропорции. СЛАЙД 11
В эпоху Возрождения “золотое сечение» было очень популярным среди художников, скульпторов , архитекторов. СЛАЙД 12
Спасибо за внимание СЛАЙД 12
Автослесарь - это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов СЛАЙД 1 Область машины где пригодятся знания по математике: СЛАЙД 2
Регулировка клапанов СЛАЙД 3
Расчет силы тока генератора и мощности стартера СЛАЙД 4
Расчет передаточных отношений в коробке передач и главной передачи СЛАЙД 5
Для того чтобы вычислить скорость автомобиля при первой и пятой главной передачи надо знать:
Обороты двигателя
Передаточные числа первой и пятой передач (таблица)
Главную передачу
Диаметр колеса СЛАЙД 6
Например
N = 2000 об/мин
I1 = 3,636
I5 = 0,784
Iгл = 3,9
D =0,7
Найти V1 =18 км\ч V5=75км\ч СЛАЙД 7
Форма шестеренки СЛАЙД 8
Чтобы изготовить шестеренку надо окружность разделить на n-равных частей.
С этой задачей мы встречались на уроках геометрии: научились при помощи циркуля , линейки и транспортира делить окружность на любое количество равных частей СЛАЙД 9
Проверка рулевого управления СЛАЙД 10Подбора поршней по цилиндрам СЛАЙД 11
Расчет литража двигателя ( полный объем всех цилиндров ) СЛАЙД 12
Умение математически грамотно прочитать таблицу СЛ АЙД 13
Преподаватель: А как вы думаете, по специальности повар учить математику надо?Конечно надо! И об этом нам расскажет Настя, учащаяся на профессию «Повар и кондитер»
Повар Повар у плиты творит, Как на крыльях он парит. Все бурлит вокруг него, Кухня – кузница его.
Каждое его творенье - Просто сказка, объеденье, Мысли, творчества полет. Тот, кто пробовал, поймет.
КТО ТАКОЙ ПОВАР? Повар – вкусная профессия!Качества, необходимые для овладения профессией повара:
Фантазия. Грош цена мастеру, который не умеет сочинять новые блюда и не хранит тайны своих рецептов.
Изобретательность. Нередко приходится выкручиваться, имея лишь скудный набор продуктов, из которых необходимо приготовить шикарный обед.
Творческое воображение. Помогает конкурировать с признанными мастерами.
Знание математики. Помогает правильно просчитать количество продуктов для приготовления блюд
Математика в поварском деле
Деление плоскости на части
Оформление блюда
Разделили тарелку на 6 равных частей и уложили компоненты
Пропорции воды и крупы для приготовления каши
Объемы геометрических фигур
Почему каравай круглый
Умение математически грамотно прочитать таблицу
Повар должен знать суточные энергетические потребности разных групп населения
Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель... И тогда Ждёт вас вкусная еда.
Преподаватель: Вот мы сейчас убедились с вами, что математику надо изучать, что она нужна нам при получении профессии, чтобы стать хорошим специалистом в своем деле, ну и математика ум в порядок приводит, об этом тоже не надо забывать.
Игра: Математическое казино «Что? Где? Сколько?»
Цели игры:
расширение кругозора учащихся о применении математики в жизни;
развитие логического мышления;
развитие наблюдательности, смекалки, внимания.
Подготовительный этап:
из числа желающих участвовать в игре создаются три команды по 5 человек;
в каждой команде назначается КАССИР, который во время игры ведет учет заработанных и потраченных денег;
заранее выбираются члены (3 человека) “Бюро учета и контроля”, которые в течение игры будут проверять решения задач, сданных командами, а также члены жюри – “банк”, в том числе – “Главный банкир”. “Банк” осуществляет выдачу и сбор денег, заработанных или проигранных командой.
Оборудование:
компьютер с видеопроектором для показа презентации;
ручки, фломастеры;
бумага для записи ответов (каждой команде);
таблички – “БАНК”, “БЮРО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ”, “ГЛАВНЫЙ БАНКИР”;
деньги – “экономка”, “тугрик”, “рубль”;
карточки с вопросами для начального капитала .
набор призов.
ХОД ИГРЫ
Игра проводится в 41 кабинете. Для начала игры каждой команде необходимо иметь начальный капитал, для этого все участники игры при входе в актовый зал получают карточки с вопросами, ответив на которые могут получить деньги определенного номинала. Также любой зритель может взять карточку, ответить на вопрос и, получив деньги, отдать их той команде, за которую он более.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые знатоки математики! Мы рады вас приветствовать в нашем математическом казино, которое называется “Что? Где? Сколько?” (Слайд № 1). Сегодня у вас имеется возможность заработать собственный капитал своим интеллектуальным трудом. Дорогие предприниматели, вы уже образовали свои компании. У вашего кассира находится первоначальный капитал в рублях, который в течение вечера будет изменяться. Контроль за вашим пакетом акций ведет Банк (Представление членов жюри).
Прослушайте, пожалуйста, внимательно правила игры (Слайд № 2):
Вопросы задаются одновременно всем командам. Вопрос зачитывается только один раз.
Все ответы записываются на бумаге и сдаются в Бюро учета и контроля на проверку (Представление членов бюро).
Прежде чем будет задан очередной вопрос, каждая команда должна сделать на него ставку. Ставки принимаются в тугриках, экономках и рублях от 10 до 30. Ответственность за капитал несет ваш личный кассир.
Если команда правильно отвечает на вопрос, то она получает прибыль – сделанную ставку.
Если ответ не верный – ваша ставка выплачивается банку, вы теряете деньги.
Компания, которая заработает больший капитал, получает главный приз.
При несоблюдении правил с команды снимается штраф в размере 50 рублей.
КОНКУРС “ЭТИКЕТ”
Ведущий. Наше казино начинает работу. Царство математики — это весь мир, люди, общество. А в обществе, среди людей нужно уметь себя вести. Давайте вспомним некоторые правила этикета, то есть правила поведения в обществе. (Слайд № 3)
1. Что стоит дешево, а ценится очень дорого? [Вежливость.]
2. Вежливость королей, имеющая самое непосредственное отношение к хозяйке вечера. [Точность.]
3. Воспитанный человек не тот, кто не пролил соус на стол, а тот, кто... [Не заметил, как это сделал другой.]
4. Если хочешь, чтобы никто не узнал о твоих плохих поступках... [Не совершай их.]
5. Где чистота, там и... [Красота.]
6. Задача. Длина крышки стола 110 см, ширина —50 см. Сколько пронзенных стрелами сердец можно вырезать на крышке стола, если на каждое отдельно взятое сердце требуется 20 см2? [Нельзя ни одного]
Ведущий. Очень приятно, что в нашем казино собрались воспитанные и вежливые люди. Итак, приступаем к игре. Казино проводит беспрецедентную акцию “Щедрость”, которая позволит вам увеличить ваш первоначальный капитал за минимальное время и без особых усилий. Вам будут предложены 10 вопросов, за ответ на каждый из которых казино выдает по 10 рублей. (Слайд № 4)
АКЦИЯ ЩЕДРОСТИ
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? [Вторую.]
У отца Мери пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь? [Мери.]
В году сколько месяцев содержат 30 дней? [11]
Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? [Две.]
На потолке сидели три мухи. Вдруг они все одновременно полетели. Какова вероятность того, что в какой-то момент времени мухи снова окажутся в одной плоскости? [Всегда.]
Сколько концов у 4 палок? У 4,5? [8 и 10]
Петя держит в кулаке две монеты на общую сумму 15 копеек, причем одна из монет не пятак. Какие монеты держит Петя? [10 коп. и 5 коп.]
Сколько столбов понадобится на забор длиной 300 метров, если длина каждого пролета 10 метров? [31]
У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? [50 пальцев.]
Как называется сотая часть числа? [Процент.]
Ведущий. Просим вас ответы сдать в Бюро учета и контроля. Внимание на экран: правильные ответы. Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира. Наше казино продолжает работу. Следующая тема “Экономика и национальный вопрос”. Делайте ваши ставки. Ставки сделаны. (Слайд № 5)
ЭКОНОМИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Математик, оказавшись случайно в небольшом городе и желая как-то убить время, решил постричься. В городе имелось лишь два мастера. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и небрежно пострижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и пострижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, поведения математика?
[Поскольку в городе только два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, который лучше постриг своего конкурента.]
Ведущий. Делаем ставки.
Как известно, в Швейцарии три государственных языка: немецкий, французский и ретороманский. Люди живут дружно. Однако… почему в Женеве парикмахер скорее предпочтет постричь двух французов, чем одного немца? [2 француза заплатят в два раза больше, чем один немец.]
Ведущий. Делаем ставки.
Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. В левом столбике названы книги, знакомые с детства. В правом столбике – наименование валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упоминаются.
|
| Верный ответ
| “Малыш и Карлсон”
| грош
| эре
| “Три мушкетера”
| пиастр
| пистоль
| “Тим Талер, или проданный смех”
| сольдо
| грош
| “Приключения Пиноккио”
| динар
| сольдо
| “Остров сокровищ”
| пистоль
| пиастр
| “Али-Баба и сорок разбойников”
| фертинг
| динар
| “Незнайка на Луне”
| эре
| фертинг
| Ведущий. Делаем ставки.
Можно ли заплатить 16 коп. с помощью пяти монет по 1к., 3к., 5к.?
[Нет, так как сумма пяти нечетных чисел не может быть равна четному числу.]
Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание на экран: правильные ответы (Слайд № 6). Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира.
Следующая тема “Жилищно-коммунальное хозяйство”. (Слайд № 7) Делайте ваши ставки.
ЖКХ
Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными?
[Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.]
Ведущий. Делаем ставки.
Как называлась в старину на Руси мера объема, составляющая 10 долю ведра?
А. Штоф.
Б. Чарка.
В. Кадь.
Ведущий. Делаем ставки.
Муж весит шесть пудов. Сколько весит вся семья?
Решение: Жена – его половина, дети – их произведение. Ответ: 27 пудов.
Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание на экран: правильные ответы. Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира. Наше казино продолжает работу.
Следующая тема “Архитектура и строительство”. Делайте ваши ставки. (Слайд № 8)
АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
Сколько колон у Большого театра?
А. 6.
Б. 8.
В.10.
Ведущий. Делаем ставки.
Кто из великих математиков завещал построить над своей могилой памятник в виде шара и цилиндра в память о том, что он нашел отношение объема цилиндра и вписанного в него шара – 3 : 2?
[Архимед.]
Ведущий. Делаем ставки. “Черный ящик” (Слайд № 9)
Что за предмет, который незаменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Ю. Олеша, автор “Трех толстяков”, писал: “В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку”. Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (I век), был изобретен в Древней Греции.
[Циркуль]
Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание: открываем черный ящик. (Слайд № 10) Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира.
Наше казино продолжает работу. Следующая тема “Бизнес”. Делайте ваши ставки. (Слайд № 11)
БИЗНЕС
На рисунке изображено глубокое круглое озеро диаметром 200 метров, посередине которого находится остров. Два черных кружка – это два дерева. Человек хочет попасть с берега на остров, плавать он не умеет, но у него есть веревка длинной 210 метров. Как ему попасть на остров с помощью этой веревки?
[Надо привязать один конец веревки к дереву на берегу; держа другой конец веревки в руках, обойти вокруг озера и привязать к нему второй конец веревки. Ведь расстояние между деревьями чуть более 100 метров! Держась за веревку, можно переправиться через остров.]
Ведущий. Делаем ставки.
Что нужно иметь, чтобы получить дивиденд?
А. Акцию.
Б. Заем.
В. Облигацию.
Ведущий. Делаем ставки.
Бизнесмен положил в банк 1000 рублей. Через год он забрал из банка 1500 рублей. Какая процентная ставка в этом банке?
А. 50%.
Б. 100%.
В. 150%.
Ведущий. Делаем ставки. А. Ваучер.
Б. Дивиденд.
В. Процент.
Ведущий. Делаем ставки. (Слайд № 12)
У вашего банка есть несколько вариантов использования денег. Какой вариант вы выберете?
А. Вложить 40 тыс. руб. и получить 50 тыс. р.
Б. Вложить 10 тыс. р. и получить 15 тыс. р.
В. Вложить 50 тыс. р. и получить 70 тыс. р.
Ведущий. Делаем ставки.
Слово банк произошло от слова…
А. Бланк.
Б. Банка. (Банка – скамья, лавка менялы.)
В. Банкнота.
Ведущий. Делаем ставки.
Два молодых человека решили заработать. Они купили 500 газет по 5 руб. за газету и стали продавать их за 7 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
А. 200 р.
Б.500 р.
В. 1000 р.
Ведущий. Делаем ставки.
Один человек купил трех коз и заплатил 100 р. Спрашивается, по чему пошла каждая коза?
[По земле.]
Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание на экран – правильные ответы. (Слайд № 13) Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира. Просьба кассиров, с заработанным капиталом, подойти в Банк.
Слово предоставляется Главному банкиру
Главный банкир: Сегодня в нашем банке курс (Слайд № 14) иностранных валют составляет: тугрик – 1: 2; экономка – 1: 3; рубль – 1: 1”.
Ведущий. Пока в банке идет обмен валюты, вашему вниманию предлагается блок свежих математических новостей.
Ведущий. Слово предоставляется Главному банкиру (объявляет заработанную сумму и команду-победительницу).
Ведущий. (Слайд № 15) Перед вами на экране список призов, которые вы можете приобрести за выигранные деньги. Проводится аукцион призов. Список призов
| Стоимость (в рублях)
| Реальный приз
| Набор писчей бумаги
| 25
| Тетрадь
| Нож самозатачивающий безопасный
| 100
| Точилка
| Вентилятор
| 125
| Мятные конфеты
| Фен
| 150
| Расческа
| Набор полотенец
| 50
| Бумажные салфетки
| Графопроектор
| 200
| Карандаш
| Летательный аппарат
| 300
| Воздушный шарик
| Зарядное устройство
| 175
| Шоколадка
| Пылесос
| 225
| Носовой платок
| Экскурсия поНеве на теплоходе
| 250
| Набор открыток
| Строящаяся дача
| 275
| Набор цветного картона
| Пятновыводитель
| 75
| Ластик
| Ведущая. Наше математическое казино “Что? Где? Сколько?” заканчивает свою работу. Всем большое спасибо за внимание.
| ВОПРОСЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО КАПИТАЛА
КРАСНЫЕ – «ЭКОНОМКИ» СИНИЕ – «ТУГРИКИ» ЗЕЛЕНЫЕ – «РУБЛИ» 1. Как называется равенство, верное при определенных значениях неизвестных? [Уравнение.]
2. Кто впервые систематизировал геометрические сведения? [Евклид.]
3. Какой русский математик нашел математический способ, как лучше всего кроить одежду? [Чебышев.]
4. Сколько останется у ромба углов, если один из них отрезать? [Пять.]
5. Какую часть числа составляют 25%? [Четвертую.]
6. Число, которое делится на все числа без остатка. [Нуль.]
7. Кто впервые предложил использовать запятую, как математический знак? [Непер - шотландский математик.]
8. Луч, делящий угол пополам. [Биссектриса.]
9. Русский математик, кораблестроитель. [Крылов.]
10. Сколько граней у шестигранного карандаша? [Восемь.]
11. Непересекающиеся прямые на плоскости. [Параллельные. ]
12. Счетный прибор, которым пользовались греки. [Абак.]
13. Наименьшее семизначное число. [Миллион.]
14. Автор школьных математических таблиц. [Брадис]
15. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? [7.]
16. Сколько различных биссектрис можно провести в треугольнике? [Три.]
17. Прибор для измерения углов на местности. [Астролябия.]
18. Математическое предложение, не требующее доказательства. [Аксиома.]
19. Сумма длин многоугольника. [Периметр.]
20. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? [Сто.]
21. Дробь, меньшая единицы. [Правильная.]
22. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? [30°]
23. Сколько килограммов в половине тонны? [500 кг.]
24. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. [Перпендикуляр.]
25. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр. [Диаметр.]
26. Значение переменной при решении уравнений. [Корень.]
27. Географическая координата на земной поверхности. [Долгота.]
28. Петербургский знаменитый математик, академик, выходец из Швейцарии. [Эйлер.]
29. Латинское слово, означающее «исполнение», «осуществление», которое употребил в XVII в. Г.В. Лейбниц для обозначения зависимости между величинами? [Функция.]
30. Угол в 1° рассматривают в лупу, дающую трех кратное увеличение. Какой величины окажется угол? [1°]
31. Тысячная часть числа. [Промилле.]
32. Инструмент для измерения углов на плоскости. [Транспортир.]
33. Кто предложил обозначать отношение длины окружности С к ее диаметру D буквой (пи)? [Лейбниц, немецкий математик.]
34. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало. [Угол.]
35. Фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной вершины. [Угол.]
36. Утверждение, принимаемое в математике без доказательства. [Аксиома.]
37. Луч, делящий угол пополам. [Биссектриса.]
38. Треугольник, у которого две стороны равны. [Равнобедренный. ]
39. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. [Медиана.]
|
|
|