Конспект урока по математике. 5 класс.
Тема: Десятичные дроби. Природа Мегиона.
Цель - обобщение и систематизация знаний по теме «Десятичные дроби».
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями;
- прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетради и на доске.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления учащихся, внимания, интереса к предмету;
- способствовать установлению межпредметных связей;
- способствовать развитию познавательной деятельности;
- содействовать развитию инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах.
Воспитывающие:
- способствовать развитию математической культуры речи;
- способствовать формированию эстетического наслаждения от выполненной работы;
- содействовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- содействовать формированию коммуникативной и социальной компетентности учащихся.
Оборудование и дополнительный материал: презентация, проектор, карточки с заданиями ( * отмечены трудные задания, без * - полегче).
Ход урока.
Организационный момент. Готовность учеников к уроку.
Мотивационный момент. Отрывок из стихотворения про Мегион.(слайд 1)
«…Мегион - это слово похоже На название далекой звезды. Этот край смотрит кротко и нежно Зеркалами озерной воды…» А. Юсубова
Сегодня мы отправляемся на экскурсию по городу Мегиону. Совершить экскурсию нам помогут наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость.
? Какое математическое понятие мы с вами изучили?
? Что вы знаете о десятичных дробях? Запись в тетрадях числа и темы урока. В Мегионе много красивых и интересных мест. О чем пойдет речь на нашем уроке, мы узнаем, выполнив следующее задание (слайд 2)
Выберите из данных чисел десятичные дроби (фронтальная работа):
Ф 2 У 36,002 Е
0,4 П 3,04 О 8,14 Г
28 К 62 Т 3 Х
Я 300 Б 12,0012 И
2,58 Р 1,1 Д Э
0,09 И 9,841 А 0,25 О
655 С 3 Ж 20,7 Н
74,3 Р 10,01 М 5,934 А
Ученики получают: Природа Мегиона.
Вы узнаете много нового и интересного о природе Мегиона. 2) Город Мегион окружает смешанная тайга, где преобладают хвойные породы деревьев. Как называется темнохвойный лес на заболоченных участках равнин и вдоль рек? (слайды 3,4)
Округлите дроби (работа в парах):
1) 5,4677 до сотых к) 5,5 у) 5,47 т) 5,46
2) 10,92 до единиц я) 10 о) 10,3 р) 11
3) 0,5436 до десятых и) 0,6 м) 0,5 е) 0,54
4) 12,6139 до сотых а) 12,61 э) 12,62 ы) 12,6
5) 6,4912 до десятых п) 6,4 с) 6,49 н) 6,5
Ученики получают слово «урман» 3) Тайга богата флорой и фауной. В лесах много пушного зверя: белка, ондатра, лисица, бурундук, заяц, а также главный символ Мегиона, название которого зашифровано. (слайды 5-8 )
Вычислите устно:
1* слово. 2 слово.
1) 0,3 ∙ 4 1) 3,5 + 0
2) 3,4 + 2 2) 0,7 – 0,2
3) 0,48 : 4 3) 4,2 ∙ 1
4) 8,2 – 2,2 4) 0,1 + 0,4
5) 2 : 5 5) 0 : 2,1
6) 3 – 1,4 6) 5,3 : 1
1* слово 12
| 1,2
| 1,6
| 3,6
| 0,12
| 0,4
| 10,4
| 4
| 6
| 5,4
| 4,4
| П
| Ч
| Й
| А
| Р
| Ы
| К
| Д
| Н
| Е
| О
|
2 слово 5,3
| 1
| 4,5
| 0,5
| 0
| 0,9
| 4,2
| 4,3
| 2,1
| 3,5
| 5,2
| Ь
| А
| М
| О
| Л
| К
| Б
| Т
| У
| С
| Я
|
Ученики получают «черный соболь»
? Где можно встретить изображение черного соболя? ( На флаге и гербе города Мегиона) 4) Практически рядом с городом встречаются медвежьи берлоги. Медведь – хозяин тайги. На зиму медведь залегает в берлогу и впадает в зимнюю спячку, которая длится от а до в месяцев. Длина тела до с м, вес до d кг. Выполните вычисления и вставьте в текст недостающие данные. (слайды 9,10) 1) 3,2+5,8 = ☺ : 3 = ☺ ∙ 4,2 = ☺ - 8,1 = а
2) 7,5 – 1,5 = ☺ ∙ 1,2 = ☺ : 2 = ☺ + 2,9 = в
3)* 4,8 ∙ 1,5 = ☺ + 10,8 = ☺ : 1,8 = ☺ - 7,5 = с
4)* 9,45 : 1,5 = ☺ - 5,1 = ☺ + 98,8 = ☺ ∙ 4,5 = d
Ученики получают: а=4,5; в=6,5; с=2,5; d=450 Физкультминутка (слайд 11) 5) В реках и озерах нашего края обитает большое количество рыб. Наиболее распространены чебаки, язи, окуни, караси, щуки. Определите, сколько видов рыб обитает в наших реках и озерах. (слайд 12)
Задание:
Из первой строки выберите наибольшее число
Из второй строки выберите наименьшее число
Из третьей строки выберите число, которое меньше 1.
Из четвертой строки выберите число, которое больше 10.
Найдите сумму всех чисел.
*
5,7
| 13,7
| 9,7
| 2,53
| 2,59
| 2,52
| 0,18
| 18
| 1,8
| 3,61
| 6,31
| 13,6
|
1,3
| 5,1
| 9,2
| 3,5
| 3,9
| 3,6
| 0,4
| 5,4
| 8,4
| 5,9
| 16,9
| 1,8
|
Ученики получают 30. 6) В лесу и на болотах растут вкусные и полезные ягоды: клюква, брусника, черника, смородина, шиповник, черемуха, голубика. (слайд 13)
Решите задачу (работа в парах):
Семья Ивановых поехала собирать клюкву. Миша собрал 2,7 кг ягод, мама Света собрала в 2 раза больше клюквы, чем Миша. Папа Коля собрал на 0,5 кг меньше, чем мама Света. Сколько килограммов клюквы собрали Ивановы?
Ученики получают 13. 7) (слайд 14). Из птиц в Мегионе наиболее часто встречаются воробьи, синицы, голуби, сороки. Решите задачу:
1)* Голубь в первый час пролетел 78,8 км, во второй час – 67,4 км и в третий час – 71,3 км. Найдите среднюю скорость полета голубя. 2) Воробей в первый час летел со скоростью 38,3 км/ч, а во второй час – со скоростью 31,7 км/ч. Найдите среднюю скорость полета воробья.
Ученики получают: 72,5 км/ч; 35 км/ч.
Итог урока, рефлексия, самооценка за урок (слайд 15,16) Домашнее задание (слайд 17)
1) № 1464(б), 1451
2) (дополнительно) Составить или подобрать задание, которое содержит действия с десятичными дробями по теме «Полезные ископаемые нашего края». |