|
«Опытно экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»
Проект на тему:
«Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»
Выполнила:
воспитатель МБДОУ
«Высокогорский детский сад
«Солнышко»
Чиркова Р.Н.
2014 год
Содержание:
I. Введение
1. Актуальность выбранной темы
2. Проблема, цель и задачи проекта
3.Ожидаемые результаты
II. Концептуализация и пути реализации проекта:
1. Этапы реализации задач.
2.Формы работы опытно - экспериментальной деятельности дошкольников по блокам
3. Перспективный план работы с детьми
4. Дидактические игры по теме «Вода»
III. Заключение
IV. Литература
I. Введение
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.
В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка. полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно- предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента. можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
2.Проблема проекта:
«Опытно - экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»
Цель проекта:
Разработать систему работы по организации опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воды).
Задачи проекта:
1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в опытно – экспериментальную деятельность,
накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды.
2. Изучить методическую литературу по организации и проведению опытно - экспериментальной деятельности в неживой природе.
3. Разработать систему работы по организации опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.
4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода». 3.Ожидаемые результаты
Надеемся, что предложенный проект поможет нам в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы , а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества.
II. Концептуализация и пути реализации проекта:
Этапы реализации задач:
1) Изучение методической литературы по вопросу опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в из учении неживой природы.
2) Рассмотреть формы работы опытно – экспериментальной деятельности дошкольников по блокам.
3) Разработать план работы с детьми.
4) Подобрать дидактические игры на тему «Вода».
5)Провести итоговое мероприятие по теме.
2. Для более полного охвата мы выделим содержание опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников при изучении воды, доступных возрастному пониманию и изучению, которые буду использовать в планировании. Это :
1. Свойства и признаки воды.
2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое):
- свойства и качества;
- переход из одного состояния в другое;
-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
Организованная форма обучения НАБЛЮДЕНИЯ
ЗАНЯТИЯ
ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ
ОПЫТЫ. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Совместная деятельность взрослого и детей
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ | РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ | ОПЫТЫ, ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ | ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ | | НАБЛЮДЕНИЯ | ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ | ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ | БЕСЕДЫ | РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ | эксперименты |
|
|
|
|
Самостоятельная деятельность детей
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
| РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
| ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
| ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ
| РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
| РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ
|
|
3. Для плодотворного и системного претворения проекта мы включили опытно – экспериментальную деятельность во все блоки деятельности .
Месяц
| Вид деятельности
| Цель
| Действия
| январь
| 1.Организованная форма:
1) Занятие «Вода – источник жизни»
2)Занятие
«Вода вокруг нас, какая она?»
| Показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Изучить свойства и признаки воды.
Помочь понять детям, где в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с водоемами.
| 1.Поиск «Кому нужна вода?»
Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека.
Решение проблемных вопросов:
1-ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?»
2-ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?»
Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.
1.Опыт «Вода прозрачная»
Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко. Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки.
Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему?
Вывод: вода прозрачная.
2.Опыт «У воды нет вкуса»
Перед детьми ставят 2стаканчика: с водой, с соком. Предлагают поочередно попробовать жидкости из стаканчиков через индивидуальную трубочку для коктейля.
Вопрос: Есть ли вкус у воды?
Вывод: У воды нет вкуса.
| 2.Совместная деятельность:
1) Наблюдение за таянием снега и льда
2)Дидактическая игра «Волшебница вода»
3)Просмотр фильма «Круговорот воды в природе»
4) Игры с водой
5)Выставка рисунков «Вода – наше богатство»
6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа»
| Помочь детям установить зависимость агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха ( переход из одного состояния в другое)
Закрепить знания о том, кому нужна вода
Расширять знания детей об использовании ее человеком, познакомить с устройством водопровода
Закреплять умения детей
Пропаганда знаний о воде среди родителей и малышей
Изучение свойств воды
| 1.Опыт «Снег, лед –это застывшая вода»
Принести комочек снега и кусочек льда, положить их в разные емкости. Предложить детям наблюдать за состоянием снега и льда, их изменениями.
Вопрос: Что произошло со снежным комочком и кусочком льда? Почему?
Вывод: Снег, лед – это вода.
Побуждать детей делать выводы, обосновывая их.
Побуждать интерес к экспериментальной деятельности.
Оформление выставки
1.Опыт «Как растянуть воду?»
В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз.
После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным.
Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды
| 3.Самостоятельная деятельность детей.
1)Изготовление цветных льдинок.
2)Сюжетно-ролевая игра «В прачечной»
3)Рисование для выставки по темам: «Кому нужна вода», «Давайте беречь воду!»
| Закрепить знания детей о зависимости состояния воды от температуры окружающего воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности -учить ставить эксперименты с водой самостоятельно.
Закреплять знания о свойствах воды.
Закрепить знания о том, кому нужна вода и почему ее нужно беречь.
| Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось.
Стирают кукольное белье, учатся смешивать воду разной температуры до получения желаемого результата, наблюдают свойства смачивания ткани водой.
Рисуют сюжеты о воде, об использовании ее человеком.
| февраль
| 1.Организованная форма:
1)Занятие «Кто живет в реке?»
2)Конструирование из бумаги «Кораблик»
|
Познакомить детей с обитателями водоемов. Выяснить могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде?
Учить детей делать кораблик для игр с водой
|
1.Опыт. «Очистка грязной воды»
Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная.
Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет?
Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут.
Вопрос: Как можно очистить воду?
Воспитатель предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах.
Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров.
Детям предлагают запускать в тазик бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.
|
3)Дидактическая игра «Маленькие человечки»
|
Продолжать знакомить детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.
|
На примере «маленьких человечков» смоделировать агрегатное состояние снега и воды (твердого и жидкого вещества)
| 3.Самостоятельная деятельность детей:
1) Конструирование из бумаги корабликов
|
Закреплять умение мастерить, развивать желание подарить поделку малышам
|
Самостоятельные игры с водой.
|
| 2. Совместная деятельность:
1) Наблюдение в группе, как моют пол
|
Закрепить знания детей о том, что вода испаряется.
|
Наблюдение за высыханием пола.
| 3.Самостоятельная деятельность детей:
1) Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на дне океанов», набора открыток «Мир аквариумов»
2)Раскрашивание в альбомах – раскрасках
3) Рисование на тему «Вода – наша помощница»
|
Расширять знания детей о жизни в воде.
Расширять знания детей о водных обитателях.
Закреплять знания детей о роли и значимости воды в жизни человека
|
Сравнение обитателей водоемов – океанов и аквариумов.
Выявление и передача отличительных особенностей обитателей аквариумов
Рисование сюжетов о воде.
|
|
|
|
Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде мы буем использовать следующие игры
Дидактическая игра
| Цель
| Игровые действия
| «Маленькие человечки»
| Знакомство детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.
| На примере «маленьких человечков» моделируют агрегатное состояние воды (твердого, жидкого, пара)
| «Волшебница вода»
| Изучение и закрепление знаний о свойствах воды и значении ее для всего живого
| Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.
| «Хорошо – плохо»
| Учить находить противоречия
| Поиск противоречий в свойствах и явлениях природы
| «Береги живое»
(экологическая игра)
| Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
| Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| III. Заключение.
Для внедрения проекта в педагогический процесс мы разработали план работы с детьми, включив опытно – экспериментальную деятельность во все формы работы с детьми. Были подобраны дидактические игры по теме «Вода».
Считаем, что реализация представленного проекта поможет нам в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а наши воспитанники приобретут прочные знания о воде, научатся вести поиск и находить ответы на проблемные вопросы, научатся самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, т.е. научатся учиться, у них будут сформированы основы экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе.
VI. Литература
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006
2. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006
3. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005
5. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005
|
|
|
|
| Конец формы
| |
|
|