Главная страница

«Опытно экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»



Скачать 151.5 Kb.
Название«Опытно экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»
Чиркова Р.Н
Дата17.08.2016
Размер151.5 Kb.
ТипРеферат







Проект на тему:

«Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»

Выполнила:

воспитатель МБДОУ

«Высокогорский детский сад

«Солнышко»

Чиркова Р.Н.

2014 год

Содержание:

I.                  Введение

1.     Актуальность выбранной темы

2. Проблема, цель и задачи проекта

3.Ожидаемые результаты

II.               Концептуализация и пути реализации проекта:

 

1. Этапы реализации задач.

2.Формы работы опытно - экспериментальной деятельности дошкольников по блокам

3. Перспективный план работы с детьми

4. Дидактические игры по теме «Вода»

III.           Заключение

IV.            Литература

 

I.                  Введение

 

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка. полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно- предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента. можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

 

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.  

2.Проблема проекта:

 

«Опытно - экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»

 

Цель проекта:

 

Разработать систему работы по организации опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воды).

 

Задачи проекта:

 

1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в опытно – экспериментальную деятельность,

накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды.

2. Изучить методическую литературу по организации и проведению опытно - экспериментальной деятельности в неживой природе.

3.     Разработать систему работы по организации опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.

4.     Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода».
3.Ожидаемые результаты

 

Надеемся, что предложенный проект поможет нам в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы , а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества.

 

 

II.               Концептуализация и пути реализации проекта:

 

Этапы реализации задач:

1)     Изучение методической литературы по вопросу опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в из учении неживой природы.

2)     Рассмотреть формы работы опытно – экспериментальной деятельности дошкольников по блокам.

3)     Разработать план работы с детьми.

4)     Подобрать дидактические игры на тему «Вода».

5)Провести итоговое мероприятие по теме.

 

2. Для более полного охвата мы выделим содержание опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников при изучении воды, доступных возрастному пониманию и изучению, которые буду использовать в планировании. Это :

1. Свойства и признаки воды.

2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое):

- свойства и качества;

- переход из одного состояния в другое;

-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

 
Организованная форма обучения  
НАБЛЮДЕНИЯ

ЗАНЯТИЯ

ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ

ОПЫТЫ. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Совместная деятельность взрослого и детей

 

 

 

 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ

ОПЫТЫ, ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ

ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

БЕСЕДЫ

РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

эксперименты














 

Самостоятельная деятельность детей

 

 

  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ

РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ




 

3. Для плодотворного и системного претворения проекта мы включили опытно – экспериментальную деятельность во все блоки деятельности .

 

 

Месяц

Вид деятельности

Цель

Действия

январь

1.Организованная форма:

1) Занятие «Вода – источник жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2)Занятие

«Вода вокруг нас, какая она?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Изучить свойства и признаки воды. 

Помочь понять детям, где в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с водоемами.

1.Поиск «Кому нужна вода?»

Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека.

Решение проблемных вопросов:

1-ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?»

2-ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?»

Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.

 

1.Опыт «Вода прозрачная»

Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко. Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки.

Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему?

Вывод: вода прозрачная.

2.Опыт «У воды нет вкуса»

Перед детьми ставят 2стаканчика: с водой, с соком. Предлагают поочередно попробовать жидкости из стаканчиков через индивидуальную трубочку для коктейля.

Вопрос: Есть ли вкус у воды?

Вывод: У воды нет вкуса.

 


2.Совместная деятельность:

1) Наблюдение за таянием снега и льда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Дидактическая игра «Волшебница вода»

 
3)Просмотр фильма «Круговорот воды в природе»

 

 

 

 

4) Игры с водой

 

 

5)Выставка рисунков «Вода – наше богатство»

 
6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа»

 

Помочь детям установить зависимость агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха ( переход из одного состояния в другое)

 

 

 

 

 

Закрепить знания о том, кому нужна вода

 

 

 

Расширять знания детей об использовании ее человеком, познакомить с устройством водопровода

 

Закреплять умения детей 

 

Пропаганда знаний о воде среди родителей и малышей

 

Изучение свойств воды

1.Опыт «Снег, лед –это застывшая вода»

Принести комочек снега и кусочек льда, положить их в разные емкости. Предложить детям наблюдать за состоянием снега и льда, их изменениями.

Вопрос: Что произошло со снежным комочком и кусочком льда? Почему?

Вывод: Снег, лед – это вода.

 

 


Побуждать детей делать выводы, обосновывая их.

 

 

 
 

 Побуждать интерес к экспериментальной деятельности.

 Оформление выставки

 

 

 

1.Опыт «Как растянуть воду?»

В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз.

После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным.

Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды

 

3.Самостоятельная деятельность детей.

1)Изготовление цветных льдинок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Сюжетно-ролевая игра «В прачечной»

 

 

 

 

 

3)Рисование для выставки по темам: «Кому нужна вода», «Давайте беречь воду!»

 

Закрепить знания детей о зависимости состояния воды от температуры окружающего воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности -учить ставить эксперименты с водой самостоятельно.

 

Закреплять знания о свойствах воды.

 


Закрепить знания о том, кому нужна вода и почему ее нужно беречь.

 

Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось.

 

 

 

Стирают кукольное белье, учатся смешивать воду разной температуры до получения желаемого результата, наблюдают свойства смачивания ткани водой.

 

Рисуют сюжеты о воде, об использовании ее человеком.

 

февраль

1.Организованная форма:

 1)Занятие «Кто живет в реке?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2)Конструирование из бумаги «Кораблик»

 




Познакомить детей с обитателями водоемов. Выяснить могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учить детей делать кораблик для игр с водой

 


 

 

 1.Опыт. «Очистка грязной воды»

Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная.

Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет?

Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут.

Вопрос: Как можно очистить воду?

Воспитатель предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах.

Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров.

 

 Детям предлагают запускать в тазик бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.

 


 

3)Дидактическая игра «Маленькие человечки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Продолжать знакомить детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.

 


  

На примере «маленьких человечков» смоделировать агрегатное состояние снега и воды (твердого и жидкого вещества)

 

 

 

 

 

 

 


3.Самостоятельная деятельность детей:

1) Конструирование из бумаги корабликов

 

 

  

Закреплять умение мастерить, развивать желание подарить поделку малышам

 

 

 

 

Самостоятельные игры с водой.




2. Совместная деятельность:

1) Наблюдение в группе, как моют пол

 

 

Закрепить знания детей о том, что вода испаряется.

 

 


 

 

Наблюдение за высыханием пола.

 

 


3.Самостоятельная деятельность детей:

1) Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на дне океанов», набора открыток «Мир аквариумов»

 

2)Раскрашивание в альбомах – раскрасках

 

3) Рисование на тему «Вода – наша помощница»

 

 

 

Расширять знания детей о жизни в воде.

 

 

 

 

Расширять знания детей о водных обитателях.

  

Закреплять знания детей о роли и значимости воды в жизни человека

 

 

 

 

Сравнение обитателей водоемов – океанов и аквариумов.

 

 

 

 

Выявление и передача отличительных особенностей обитателей аквариумов

Рисование сюжетов о воде.










 

 

 

 

 

    Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде мы буем использовать следующие игры

  

Дидактическая игра

Цель

Игровые действия

«Маленькие человечки»

Знакомство детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.

 

На примере «маленьких человечков» моделируют агрегатное состояние воды (твердого, жидкого, пара)

 

«Волшебница вода»

Изучение и закрепление знаний о свойствах воды и значении ее для всего живого

Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.

«Хорошо – плохо»

Учить находить противоречия

Поиск противоречий в свойствах и явлениях природы

«Береги живое»

(экологическая игра)

Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

 

Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты.




























III.           Заключение.

 

Для внедрения проекта в педагогический процесс мы разработали план работы с детьми, включив опытно – экспериментальную деятельность во все формы работы с детьми. Были подобраны дидактические игры по теме «Вода».

Считаем, что реализация представленного проекта поможет нам в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а наши воспитанники приобретут прочные знания о воде, научатся вести поиск и находить ответы на проблемные вопросы, научатся самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, т.е. научатся учиться, у них будут сформированы основы экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе.

 

VI.            Литература

  

1.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006

2.     Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006

3. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005

5. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005








https://ds17-nowch.edu.cap.ru/images/spacer.gif

https://ds17-nowch.edu.cap.ru/images/spacer.gif

Конец формы