Главная страница


Конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе



Скачать 57.37 Kb.
НазваниеКонспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе
Дата27.02.2016
Размер57.37 Kb.
ТипКонспект


МОУ «ШЕМОРДАНСКИЙ ЛИЦЕЙ» САБИНСКОГО РАЙОНА РТ

План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе

«История родного края в цифрах и задачах».
Составили и провели:

учитель математики I категории Закирова И.И

учитель истории I категории Гумерова Р.Р.

АПРЕЛЬ 2009

Тема: История родного края в цифрах и задачах.
Цели:

- на примере истории родного края показать ученикам взаимосвязь истории и математики; обобщить результаты проектно-исследовательских работ учащихся по изучению истории родного края; закрепить и систематизировать знания учащихся по курсу математики 5 класса;

-расширение кругозора учащихся, развитие мышления, памяти, привитие навыков работы в группе;

-воспитание чувства патриотизма и любви к малой родине, активной жизненной позиции, ответственности и стремления к успеху.
форма: групповая работа

тип: урок- обобщение

оборудование: презентация « История родного края», интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбуки, выставка книг и рисунков по теме, блок- схемы и уравнения на доске;
Ход урока
Учитель математики: Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся узнать историю нашего поселка и Сабинского района. А для этого нам будет нужно решить примеры, задачи и уравнения. Ребята, а как вы думаете, нужна ли была математика в древности, приходилось ли решать математические задачи древним мастерам, зодчим, строителям?

( учащиеся отвечают, демонстрируются слайды№2-5)

Учитель истории: Ребята, в 5 классе мы с вами начали учиться исследовательской работе. Темой ваших первых исследований стала история родного края. Ваши исследования вы проводили на основе школьного краеведческого музея. Сегодня на уроке вы представите первые результаты. и ответите на вопрос- помогла ли вам математика в ваших исследованиях? Населенные пункты как люди: каждый из них имеют свою судьбу, свою историю, свои отличительные черты. На территории нашего района располагались древнейшие поселения. Одно из них располагалось на месте нашего административного центра – Б.Сабы. Это поселение упоминается даже в историческом народном дастане «Идегей».

( ученик читает фрагмент из дастана «Идегей», демонстрируются слайды №6-8)

…Наш священный город Булгар,

И ему подчиненный Сувар,

И высоковоротная Казань,

Джуке-Тау над гладью речной

И Сабы в глубине лесной.

Учитель математики: Сабинский район сегодня- развитая административная единица нашей республики, и трудно представить, что в древние времена на ее территории располагались крепости, поселения древних жителей. Ну, а теперь, с помощью математики мы постараемся найти некоторые важнейшие даты, связанные с историей района.

(задания даны на ноутбуках, ребята работают в группах, ответы, а при необходимости, и решения учащиеся записывают и на интерактивной доске).

-Итак, первое задание- решить уравнение: (х+47):100+124=140 (ответ:1553)

Следующее задание: дан отрезок АВ длиной 2 м и отрезок ВС=0,668м (точка С находится на отрезке АВ). Найти длину отрезка АС и выразить ее в мм.


3.Найти длину ломанной АВСД, если АВ=650 мм, ВС на 20 мм короче АВ, а СД на 8 мм короче АВ.


4. Вычислить:



- А теперь запишем полученные ответы в порядке возрастания.

Учитель истории: Ребята, вы расположили ответы в порядке возрастания. Как называется в истории такое расположение дат? (Ответ- хронология).А сейчас попробуем разговорить эти числа. Первое число-1332.(Слайд №10-13) Ответ первой группы: «В 10 км от районного центра Богатые Сабы расположено село Измя .В 2 км. от этого села одиноко возвышается посреди поля старинный надгробный камень. На нем сохранились надписи на древнебулгарском языке. Историки прочитали их и установили точную дату погребения-1332г.» Учитель истории: Эта находка доказывает, что села в нашем районе были основаны ещё в XVIвеке. Ученик : «Этот человек принадлежал к знатному сословию,т.к.каменные надгробия ставились на могилах богатых людей. Кроме того, он был местным жителем ,так как татары не хоронили пришлых на сельском кладбище.»

Учитель: -как видите сколько интересного может рассказать это число-1332.Что скажет нам следующее число?

Ответ второй группы. «В 16 веке, после взятия Казани войском Ивана Грозного, часть казанских татар, не желая подчиняться русскому царю ,уходит в леса, некогда густо покрывавших территорию нынешнего Сабинского района. Казанцы решили соорудить крепость, и место для неё было выбрано в верхнем течении реки Мёша ,в 70 верстах от Казани. Здесь, на высоком холме в 1553 году возводится укреплённая крепость»

2 ученик «Эта крепость называлась Кала-Тау что в переводе значит-столица. Сейчас это место называют Утерняським городищем- от имени села ,где его нашли.»

3 ученик: «Зимой 1553-1554 года крепость была разрушена русскими карательными отрядами. Остатки крепости были обнаружены во время археологических исследований в нашем районе в 2001году. Сейчас на этом месте стоит памятник защитникам крепости». (Слайды№13-18)

Учитель показывает литературу по вопросу, затем следует театральная физкультминутка под музыку «Апипэ.»

Работа 3 группы: «Число 1914-оно связано с основанием нашего посёлка-Шемордан. На территории современного Шемордана был густой лес. В 1914 году началось строительство Московско-Свердловской ж/д.и с ней связана история нашего села»

2 ученик: «В работе помогали крестьяне из соседних деревень. Лесорубы жили в палатках, тут же кипятили чай и готовили еду на костре. Затем они и стали первыми жителями посёлка.- это Грибовы из Мурома, Гарифуллины из Мичанбаша.» (слайды№19-24)

Работа 4 группы. «Число 1922 связано с образованием в Шемордане.В1922 году открылась первая школа поселка. Она была начальной, помещалась в индивидуально домике. В школе были 1-2 классы. Первый заведующий школы, он же первый учитель-Яковлев Константин Александрович».

2 ученик. «С 1 января 1924 года школа была закрыта из-за малочисленности учащихся.Вновь школа открывается в 1928 году. С 1930 года она размещается в другом здании(современная котельная). С 1934 года школа становится семилетней.»

3ученик «В 1941 году начинается Великая Отечественная война. В Шемордан было эвакуировано много детей и женщин. В поселке открылась средняя школа.»(Слайды № 22-24). Учитель математики: Жители нашего поселка, как и вся страна, делали все для победы. Через нашу железнодорожную станцию каждый день войны проходили в среднем 40 эшелонов с бойцами, военной техникой, питанием, раненными.Давайте посчитаем, сколько тонн груза прошло через нашу станцию за все дни этой страшной войны, если грузоподъемность каждого эшелона в среднем была 40 тонн.

Учитель истории: А для этого нам нужно вспомнить, сколько дней продолжалась эта проклятая война.

Ученики: Война продолжалась дней. Из нашего Района на войну ушло 12 тысяч человек, из них не вернулось 6330.Из Шемордана ушли на фронт более 500 человек, не вернулось 263 человека.

( учащиеся решают задачу, кто-то- на интерактивной доске, демонстрируется слайд № 28)

Учитель математики: Вот какой большой вклад внесли наши железнодорожники в победу! (слайд № 29)

Учитель истории: Вклад жителей Шемордана в победу над врагом был отмечен правительством СССР. У меня в руках благодарственная телеграмма тов.Сталина железнодорожникам станции Шемордан. Она хранится в краеведческом музее нашего лицея. Музей основан в 1976 году. Его первый руководитель-директор нашего лицея- Хамзин Ш.А.Наш музей богат экспонатами- их более 500.

(демонстрация слайдов №30-31)

Учитель математики: Итак, мы узнали, что в нашем школьном музее хранится более 500 экспонатов. Как вы думаете, сколько дней вам понадобится, чтобы изучить все экспонаты, если на изучение 1 экспоната нужно 2 минуты, а музей работает 1 час в день?

( учащиеся решают задачу) Учитель истории: Сегодня на уроке мы сделали интересные открытия по истории нашего края. Учитель математики: -и увидели, что оказывается математика и история взаимосвязаны (Оценки).

Учитель истории: Наша исследовательская работа продолжается. Впереди много интересного. Следующий этап работы- домашнее задание: попробуйте составить генеалогическое дерево своей семьи и связать эту работу с математикой..