|
Протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Мкоу «Большелеушинская сош» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Большелеушинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ШМО Директор
протокол № 1 от 30.08.2013 г. МКОУ «Большелеушинская СОШ»
Руководитель ШМО _____________ _________________
/Александрова О. В./ /Щенникова С.А./
«____» ___________ 2013 год
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
Учитель Кий В.Н.
Год составления 2013 -2014 учебный год Класс 11
Количество часов на учебный год: 70; в неделю: 2
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных школ по математике, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. / 2-е изд., стереотип. М.: Просвещение, 2010. – 67 с
Учебник: Геометрия 10-11, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк, под руководством академика А.Н. Тихонова, М: Просвещение, 2005, с. 202.
«30» августа 2013 г. ___________ /Кий В.Н./
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа базового курса по математике 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе нового федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики (автор Т.А. Бурмистрова), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010 г., а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина и др. и Л.С Атанасяна.
Структура программы соответствует структуре учебников:
1) Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин и др. «Алгебра и начала анализа» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 года.
2) Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008 года.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов универсального профиля следующих документов:
1. Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. / 2-е изд., стереотип. М.: Просвещение, 2010. – 67 с
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе.– 2004г,- № 4 ,- с.9
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 11 классе отводится 2 часа в неделю или 70 часов в год. Базовый уровень
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи учебного предмета При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Цели учебного предмета формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать, уметь
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Календарно-тематическое планирование Количество часов:
на учебный год: 70
в неделю: 2
Количество часов в 1 четверти – 18
Количество часов во 2 четверти – 14
Количество часов в 3 четверти –20
Количество часов в 4 четверти –18 Плановых контрольных уроков: 5
I четверть - 2
II четверть - 1
III четверть - 1
IV четверть – 1 Учебно-методический комплекс учителя:
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк, под руководством академика А.Н. Тихонова, Геометрия 10-11, М: Просвещение, 2009, с. 202.
Б.Г. Зив Дидактические материалы 11 класс, М: Просвещение, 2008
Учебно-методический комплекс ученика:
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк, под руководством академика А.Н. Тихонова, Геометрия 10-11, М: Просвещение, 2005, с. 202.
Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов Рабочая тетрадь Геометрия 11 класс, М: Просвещение, 2010
Состав класса:
Всего учащихся
| Количество учащихся по уровням обученности (%)
| высокого
| среднего
| низкого
| 1
| ---
| 100
| ---
|
№ п/п
| Пред пола-
гаемая дата прове- дения урока
| Факти- ческая дата проведе- ния урока
| Тема
| Целеполагание
| Формируемая компетенция
| Домашнее задание
| Корректировка програм-мы
| Метод координат в пространстве (16 ч)
Основная цель: дать учащимся систематические сведения о методе координат в пространстве, систематизировать знания по видам движения
| 1
|
|
| Прямоугольная система координат в пространстве
| Сформировать знания учащихся о декартовой системе координат (x,y,z); привить навыки задания системы, определять координаты точки (x,y,z);
| Знать и понимать:
декартовы координаты в пространстве,
формулы координат вектора,
связь между координатами векторов и координатами точек,
формулы вычисления скалярного произведения векторов, вычисления угла между прямыми, плоскостями,
понятия движения в пространстве: осевая, центральная и зеркальная симметрии; параллельный перенос, поворот,
свойства движения.
Уметь:
выполнять действия над векторами,
решать стереометрические задачи координатно-векторным методом,
строить образы геометрических фигур при симметриях, параллельном переносе, повороте.
| п.42
№ 401
|
| 2
|
|
| Координаты вектора
| Сформировать знания учащихся о координатных векторах i ,j, k, привить навык разложения вектора по координатным векторам, определения координаты вектора; действия над векторами с заданными координатами
| п.43
№ 403
|
| 3
|
|
| Координаты вектора
| п.43
№ 409
|
| 4
|
|
| Связь между координатами векторов и координатами точек
| Сформировать знания учащихся о радиус-векторе произвольной точки пространства; привить навык нахождения координаты точки, координаты вектора через координаты его конца и начала
| п.44
№ 418
|
| 5
|
|
| Простейшие задачи в координатах.
| Сформировать знания формулы координаты середины отрезка, научить определять длину вектора через его координаты, расстояние между двумя точками
| п.45
№ 431
|
| 6
|
|
| Вычисление длины вектора.
| Сформировать знания формулы для определения координаты середины отрезка, научить учащихся определять длину вектора и расстояние между двумя точками через координаты вектора
| п.45
№ 410
|
| 7
|
|
| Расстояние между двумя точками.
| Сформировать знания формулы для определения координаты середины отрезка, научить учащихся определять длину вектора и расстояние между двумя точками через координаты вектора
| п.45
№ 439
|
| 8
|
|
| Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора
| Проверить ЗУН учащихся по данной теме
|
|
| 9
|
|
| Скалярное произведение векторов
| Сформировать знания учащихся об угле между векторами, скалярном произведение векторов, основных свойствах скалярного произведения; научить определять угол между векторами
| п.46, 47
№ 442
|
| 10
|
|
| Скалярное произведение векторов
| п.46, 47
№ 446
|
| 11
|
|
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
| Сформировать знания учащихся об угле между прямыми и плоскостями; научить учащихся определять угол между прямыми и плоскостями
| п.48
№ 474
|
| 12
|
|
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
| п.48
№ 476
|
| 13
|
|
| Уравнение плоскости
| Сформировать знания учащихся об уравнении плоскости, научить учащихся писать уравнение плоскости
| п.48
№ 477
|
| 14
|
|
| Движения
| Сформировать знания учащихся о движении пространства, видах движений: центральная, осевая и зеркальная симметрии, параллельный перенос, научить учащихся различать виды симметрии
| п.49, 50, 51
|
| 15
|
|
| Решение задач «Движения»
| Формировать знания учащихся о движении пространства, видах движений: центральная, осевая и зеркальная симметрии, параллельный перенос, научить учащихся различать виды симметрии, выполнять построение параллельного переноса.
| п.49, 50, 51
№ 481
|
| 16
|
|
| Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов»
| Проверить ЗУН учащихся по данной теме
|
|
|
| Цилиндр, конус и шар (16 ч)
Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения
| 17
|
|
| Понятие цилиндра.
| Сформировать знания учащихся о понятии цилиндрическая поверхность, цилиндр и его элементы, знания формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра, научить учащихся вычислять площадь боковой и полной поверхности цилиндра
| Знать и понимать:
- понятие о телах вращения и поверхностях вращения,
- прямой круговой цилиндр, его элементы,
-осевые сечения, перпендикулярные оси;
- сечения, параллельные оси,
прямой круговой конус, его элементы,
- осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину,
- шар, сфера,
- сечение шара плоскостью,
- касательная плоскость к сфере,
- комбинация многогранников и тел вращения.
Уметь:
- выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями, чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении,
- решать задачи на вычисление площадей поверхностей круглых тел, решать задачи, требующие распознавания различных тел вращения и их сечений, построения соответствующих чертежей.
| п.53
№ 522
|
| 18
|
|
| Площадь поверхности цилиндра
| Сформировать знания учащихся о понятии цилиндрическая поверхность, цилиндр и его элементы, знания формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра, научить учащихся вычислять площадь боковой и полной поверхности цилиндра
| п.54
№ 525
|
| 19
|
|
| Площадь поверхности цилиндра
| п.54
№ 529
|
| 20
|
|
| Площадь поверхности конуса
| Сформировать знания учащихся о понятии конус и его элементов, о формулах для вычисления площади боковой и полной поверхности конуса, научить учащихся вычислять площади боковой и полной поверхности конуса
| п.55, 56
№ 553
|
| 21
|
|
| Усеченный конус
| Сформировать знания учащихся о понятии усеченный конус, о формулах для вычисления площади боковой и полной поверхности усеченного конуса, научить учащихся вычислять площади боковой и полной поверхности усеченного конуса
| п.56
№ 555
|
| 22
|
|
| Усеченный конус
| п.56
№ 563
|
| 23
|
|
| Сфера и шар.
| Сформировать знания учащихся о понятии сфера, шар и их элементы, об уравнении сферы в заданной прямоугольной системе координат, научить учащихся писать уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат
| п.58, 59
№ 576
|
| 24
|
|
| Взаимное расположение сферы и плоскости.
| Сформировать знания учащихся о возможных случаях взаимного расположения сферы и плоскости,
| п.60
№ 578
|
| 25
|
|
| Касательная плоскость к сфере.
| Сформировать знания учащихся о касательной плоскости к сфере, свойствах касательной плоскости
| п.61
№ 618
|
| 26
|
|
| Площадь сферы.
| Сформировать знания учащихся о формуле площади сферы, научить учащихся находить с помощью формулы площадь сферы в заданной прямоугольной системе координат
| п.62
№ 593
|
| 27
|
|
| Площадь сферы.
| п.62
№ 598
|
| 28
|
|
| Взаимное расположение сферы и прямой
| Сформировать знания учащихся о возможных случаях взаимного расположения сферы и прямой
| п.58-62
№ 628, 631
|
| 29
|
|
| Решение задач на объём многогранников, цилиндра, конуса и шара.
| Сформировать знания учащихся о формулах площади и объема объемных фигур, привить навык нахождения объема многогранников
| № 632
|
| 30
|
|
| Решение задач на объём многогранников, цилиндра, конуса и шара.
| № 635
|
| 31
|
|
| Решение задач на объём многогранников, цилиндра, конуса и шара.
| № 641
|
| 32
|
|
| Контрольная работа №3
«Цилиндр, конус, шар»
| Проверить ЗУН учащихся по данной теме
|
|
|
| Объемы тел (17 ч)
Основная цель: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов
| 33
|
|
| Понятие объема.
| Сформировать знания учащихся о понятии объем, привить навык нахождения объема прямоугольного параллелепипеда
| Знать и понимать:
- понятие об объеме,
- основные свойства объемов,
- формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды,
- формулы для вычисления объемов тел вращения: цилиндра, конуса, шара.
Уметь:
- уметь решать задачи вычислительного характера на непосредственное применение формул объемов многогранников и круглых тел, в том числе в ходе решения несложных практических задач.
| п.63,64
№ 648
|
| 34
|
|
| Объем прямоугольного параллелепипеда.
| п.63,64
№ 649
|
| 35
|
|
| Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник
| Сформировать знания учащихся о понятии объем прямой призмы, привить навык нахождения объема прямой призмы.
| п.65
№ 660
|
| 36
|
|
| Теоремы об объеме прямой призмы и цилиндра
| Сформировать знания учащихся о понятии объем тел, привить навык нахождения объема тел с помощью формулы.
| п.66
№ 666
|
| 37
|
|
| Теоремы об объеме прямой призмы и цилиндра
| Сформировать знания учащихся о понятии объем призмы и цилиндра, привить навык нахождения объема тел с помощью формулы.
| п.66
№ 670
|
| 38
|
|
| Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.
| Сформировать знания учащихся о понятии объем наклонной призмы, привить навык нахождения объема наклонной с помощью определенного интеграла.
| п.67
№ 673
|
| 39
|
|
| Объем наклонной призмы.
| п.67,68
№ 691,681
|
| 40
|
|
| Объем пирамиды.
| Сформировать знания учащихся о понятии объем пирамиды, привить навык нахождения объема пирамиды с помощью формулы.
| п.69
№ 690
|
| 41
|
|
| Объем пирамиды.
| п.69 № 694
|
| 42
|
|
| Объем конуса.
| Сформировать знания учащихся о понятии объем конуса, привить навык нахождения объема прямого и усеченного конуса с помощью формул.
| п.70 № 706
|
| 43
|
|
| Объем конуса.
| п.70 № 707
|
| 44
|
|
| Объем шара.
| Сформировать знания учащихся о понятии объем шара, привить навык нахождения объема шара с помощью формул.
| п.71 № 710
|
| 45
|
|
| Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
| Сформировать знания учащихся о понятии шаровой сегмент, шаровой слой и шаровой сектор, привить навык нахождения объема шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора с помощью формул.
| п.72№ 718
|
| 46
|
|
| Площадь сферы.
| Сформировать знания учащихся о понятии сфера, привить навык нахождения площади сферы
| п.73
№ 721
|
| 47
|
|
| Решение задач «Объемы тел»
| Привить навык нахождения объемов тел с помощью формул.
| № 720,713
|
| 48
|
|
| Решение задач «Объемы тел»
| № 715, 722
|
| 49
|
|
| Контрольная работа № 4 «Объемы тел»
| Проверить ЗУН учащихся по теме
|
|
|
| 50, 51, 52, 53, 54, 55
|
|
| Повторение темы Векторы в пространстве»
| Повторить основные вопросы курса геометрии 11 класса
| Уметь:
выполнять действия над векторами,
решать стереометрические задачи координатно-векторным методом,
строить образы геометрических фигур при симметриях, параллельном переносе, повороте.
| Задания разной степени сложности
|
| 56,
57,
58,
59,
60
|
|
| Повторение темы «Метод координат в пространстве»
| Задания разной степени сложности
|
| 61,
62,
63,
64
|
|
| Повторение темы «Тела вращения»
| Уметь:
- выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями, чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении,
- решать задачи на вычисление площадей поверхностей круглых тел,
- решать задачи, требующие распознавания различных тел вращения и их сечений, построения соответствующих чертежей.
| Задания разной степени сложности
|
| 65,
66,
67,
68
|
|
| Повторение темы «Объемы тел»
| Уметь:
- уметь решать задачи вычислительного характера на непосредственное применение формул объемов многогранников и круглых тел в ходе решения несложных практических задач.
| Задания разной степени сложности
|
| 69
|
|
| Итоговая контрольная работа №5
|
|
|
|
| 70
|
|
| Анализ контрольной работы
|
|
|
|
|
|
|
|