|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре и началам анализа1. Оценка письменных контрольных работ. Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(204 ч) Алгебра и начала анализа
(136ч)
1. Многочлены
Арифметические операции над многочленами от одной переменной. Деление многочлена на многочлен.
Разложение многочлена на множители Арифметические операции над многочленами от одной переменной.
Деление многочлена на многочлен.Разложение многочлена на множители Способы решения уравнений степени выше второй.
Знать:
- алгоритм действий с многочленами;
- способы разложения многочлена на множители;
Уметь:
- выполнять действия с многочленами;
- находить корни многочлена с одной переменной;
- раскладывать многочлены на множители. 2. Степени и корни. Степенные функции
Понятие корня n-ой степени из действительного числа. Функции , их свойства и графики. Свойства корня n-ой степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Понятие степени с любым рациональным показателем. Степенные функции, их свойства и графики.
Знать:
- свойства корня n-ой степени;
- свойства функции .
Уметь:
- находить значение корня натуральной степени;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, содержащих радикалы;
- пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- строить графики функции , выполнять преобразования графиков;
- решать уравнения и неравенства, используя свойства функции и ее графическое представление
3. Показательная и логарифмическая функции
Определение показательной функции. Свойства показательной функции в зависимости от основания. Решение показательных уравнений и неравенств, используя график. Методы решения показательных уравнений. Способы решения показательных неравенств. Определение логарифма. Нахождение значений логарифмов по определению.
Определение логарифмической функции. Зависимость свойств логарифмической функции от основания логарифма. Построение графиков логарифмической функции, решение логарифмических уравнений и неравенств с помощью графиков. Производная показательной функции. Число e. Производная логарифмической функции. Степенная функция
Знать:
- определение показательной функции;
- свойства показательной функции;
- способы решения показательных уравнений и неравенств;
- определение логарифма;
-свойства логарифмической функции;
- способы решения логарифмических уравнений и неравенств;
- определение натурального логарифма;
- формулы производных показательной и логарифмической функций.
- определение степени с рациональным показателем.
- формулы производных показательной и логарифмической функций, степенной функции. Уметь:
- находить значение логарифмов;
- строить графики логарифмической и показательной функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и формуле свойства логарифмической и показательной функций;
- решать уравнения и неравенства, используя свойства показательных и логарифмических функции и их графическое представление;
- решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства и их системы.
- проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;
- вычислять производные показательной и логарифмической функций, степенной функции.
- находить значение степени с рациональным показателем;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, содержащих степени; - строить графики степенных функций, выполнять преобразования графиков; 4.Первообразная и интеграл
Первообразная. Первообразные степенных функций с целым показателем (n-1), тригонометрических функций. Простейшие правила нахождения первообразных.
Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Неопределенный интеграл. Понятие определенного интеграла. Применение интеграла в геометрии. Применение интеграла в физике.
Знать:
- определение первообразной;
- правила отыскания первообразных;
- формулы первообразных элементарных функций;
- определение криволинейной трапеции.
Уметь:
- вычислять первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления первообразных;
- вычислять площадь криволинейной трапеции. 5. Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и математической статистики.
Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы. Выбор нескольких элементов. Биноминальные коэффициенты. Случайные события и их вероятности. Вероятность и геометрия. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Статистические методы обработки информации. Гауссова кривая. Закон больших чисел.
Знать:
- основные формулы комбинаторики;
- комбинаторные принципы сложения и умножения.
Уметь:
-решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
-вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
-анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера. 6.Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств.
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений. Равносильность неравенств. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства со знаком радикала. Доказательство неравенств. Уравнения и неравенства с двумя переменными. Системы уравнений.
Знать:
- определение равносильности уравнений и неравенств;
- способы решения уравнений и систем уравнений;
- понятия системы и совокупности неравенств.
Уметь:
-решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений и свойств функций;
- доказывать несложные неравенства;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
7.Повторение
Преобразование тригонометрических, логарифмических, выражений, выражений, содержащих степень. Решение всех видов уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств. Производная. Функции и графики.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения задач разного уровня сложности на основе изученного материала.
ГЕОМЕТРИЯ (68ч) 1.Метод координат в пространстве.
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос.
Знать:
-алгоритмы: разложения векторов по координатным векторам; сложения двух и более векторов; произведения вектора на число; разности двух векторов;
- признаки коллинеарности и компланарности векторов;
- формулы: координат середины отрезка; длины вектора; расстояния между двумя точками;
- формулу нахождения скалярного произведения векторов.
Иметь представление: об угле между векторами, скалярном квадрате вектора; о каждом из видов движения.
Уметь:
- строить точки по их координатам, находить координаты векторов;
-находить сумму и разность векторов,
- применять формулы: координат середины отрезка; длины вектора; расстояния между двумя точками для решения задач координатно-векторным способом;
- находить угол между прямой и плоскостью;
- уметь выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра симметрии, плоскости, при параллельном переносе. 2. Цилиндр. Конус. Шар.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Знать:
- определение сферы и шара;
- свойства касательной к сфере;
- уравнение сферы;
-формулу площади сферы.
Уметь:
- определять взаимное расположение сфер и плоскости;
- составлять уравнение сферы по координатам точек;
- уметь решать типовые задачи на нахождение площади сферы.
3. Объемы тел.
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы. Объем цилиндра. Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. Объем наклонной призмы. Объем пирамиды. Объем конуса
Объем шара. Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы.
Знать:
- формулы объемов прямоугольного параллелепипеда, прямой и наклонной призм, цилиндра, конуса, шара;
- знать метод вычисления объема через определенный интеграл;
- формулу площади сферы.
Иметь представление шаровом сегменте, шаровом секторе, слое.
Уметь:
- решать задачи на нахождение объемов;
- решать задачи на вычисление площади сферы.
4. Повторение
Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Многогранники. Тела вращения.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения задач на основе изученных формул и свойств фигур.
Источник информации для учителя
А.Г. Мордкович,П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа профильный уровень: учебник и задачник для 11 кл общеобразовательных учреждений / М. : Мнемозина, 2011.
В.И. Глизбург Алгебра и начала анализа. Контрольные работы для 11 кл общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / М.: Мнемозина, 2008.
Л.А. Александрова Алгебра и начала анализа. 11 кл. : Самостоятельные работы : Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. : Мнемозина, 2009(электронный ресурс).
А.П. Ершова, В.В. Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 кл. (разноуровневые дидактические материалы) / М.: Илекса, 2003.
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Геометрия: учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2010.
Б.Г. Зив Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. / М.: Просвещение, 2008(электронный ресурс).
С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 10 – 11 кл.: методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / М.: Просвещение, 2010(электронный ресурс).
Б.Г. Зив и др. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов / М.: Просвещение, 1991.
Е.М. Рабинович Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия / М.: Илекса, 2001.
Источники информации для учащихся
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Часть 1.: учебник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2е изд. - М.: Мнемозина , 2011.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Часть 2.: задачник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2-е изд. - М.:, Мнемозина 2011.
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов Геометрия: учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2010.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 кл. (разноуровневые дидактические материалы) / М.: Илекса, 2003.
Б.Г. Зив Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. / М.: Просвещение, 2008.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 кл. (разноуровневые дидактические материалы) / М.: Илекса, 2003.
Учебно-тематическое планирование уроков математики в 11 классе №
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Дата
проведения
| План
| Факт
|
| Повторение материала 10-го класса
| 4
|
|
|
|
|
| 1
| Формулы тригонометрии
|
| УПИО
| ФО, ИРД, ПР
| Применение формул тригонометрии при упрощении и вычислении значений выражений.
|
|
| 2
| Формулы тригонометрии
|
| УПИО
| ФО, ИРД, ПР
|
|
| 3
| Решение тригонометрических уравнений
|
| УПИО
| ФО, ИРД, ПР
| Решение всех видов тригонометрических уравнений
|
|
| 4
| Производная и ее применения.
|
| УПИО
| ФО, ИРД, ПР
| Правила вычисления производных и применение производной при исследовании функий.
|
|
|
| Многочлены
| 10
|
|
|
|
|
| 5
| Многочлены от одной переменной.
| 3
| УОНМ
| ФО
| Арифметические операции над многочленами от одной переменной.
Деление многочлена на многочлен.
Разложение многочлена на множители.
|
|
| 6
| Многочлены от одной переменной.
|
| УЗИМ
| ФО, ИРД, ПР
|
|
| 7
| Многочлены от одной переменной.
|
| УЗИМ
| ФО
|
|
| 8
| Многочлены от нескольких переменных
| 3
| УОНМ
| ФО
| Действия с многочленами.
Разложение многочленов на множители.
Однородная и симметрическая системы.
|
|
| 9
| Многочлены от нескольких переменных
|
| УЗИМ
| ФО, ИРД
|
|
| 10
| Многочлены от нескольких переменных
|
| УЗИМ
| ФО, ИРД
|
|
| 11
| Уравнения высших степеней.
| 3
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Способы решения уравнений степени выше второй.
|
|
| 12
| Уравнения высших степеней.
|
| УЗИМ
| ФО,ИРД,
|
|
| 13
| Уравнения высших степеней.
|
| УЗИМ
| ФО,ИРД,
|
|
| 14
| Контрольная работа №1 по теме «Многочлены»
| 1
| КЗУ
| Самоконтроль
| Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы
|
|
|
| Степени и корни. Степенные функции
| 24
|
|
|
|
|
| 15
| Понятие корня n-ой степени из действительного числа.
| 2
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Знать определение корня n-ой степени
Уметь находить значения корня n-ой степени, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах
|
|
| 16
| Понятие корня n-ой степени из действительного числа.
|
| УЗИМ
| ФО, ИРД, МД
|
|
| 17
| Функции , их свойства и графики.
| 3
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Знать свойства функции
уметь строить графики функции , выполнять преобразования графиков, решать уравнения и неравенства, используя свойства функции
|
|
| 18
| Функции , их свойства и графики.
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД
|
|
| 19
| Функции , их свойства и графики.
|
| УЗИМ
| ФО, ИРД, ПР
|
|
| 20
| Свойства корня n-ой степени.
| 3
| УОНМ
| ФО
| Знать свойства корня n-ой степени
Уметь находить значение корня натуральной степени
|
|
| 21
| Свойства корня n-ой степени.
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД
|
|
| 22
| Свойства корня n-ой степени.
|
| УЗИМ
| ФО, ИРД, МД
|
|
| 23
| Преобразование выражений, содержащих радикалы.
| 4
| УПЗУ
| ФО, ИРД
| Уметь проводить преобразования числовых и буквенных выражений, содержащих радикалы
|
|
| 24
| Преобразование выражений, содержащих радикалы
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД
|
|
| 25
| Преобразование выражений, содержащих радикалы
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД, ПР
|
|
| 26
| Преобразование выражений, содержащих радикалы
|
| УОСЗ
| ФО, ИРД,
|
|
| 27
| Контрольная работа по теме «Степени и корни.»
| 2
| КЗУ
| самоконтроль
| Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы
|
|
| 28
| Контрольная работа по теме «Степени и корни.»
|
| КЗУ
| самоконтроль
|
|
| 29
| Понятие степени с любым рациональным показателем.
| 3
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Знать определение степени с рациональным показателем.
Уметь находить значение степени с рациональным показателем,
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, содержащих степени, строить графики степенных функций, выполнять преобразования графиков
|
|
| 30
| Понятие степени с любым рациональным показателем.
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД, ПР
|
|
| 31
| Понятие степени с любым рациональным показателем.
|
| КУ
| ФО, ИРД
|
|
| 32
| Степенные функции, их свойства и графики.
| 4
| УОНМ
| ФО
| Знать свойства степенных функций.
Уметь описывать по графику и формуле свойства степенной функции, решать уравнения и неравенства, используя свойства степенных функции и их графическое представление.
|
|
| 33
| Степенные функции, их свойства и графики
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД
|
|
| 34
| Степенные функции, их свойства и графики
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД, ПР
|
|
| 35
| Степенные функции, их свойства и графики
|
| УЗИМ
| ФО, ИРД
|
|
| 36
| Извлечение корней из комплексных чисел
| 2
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Иметь представление о формуле для извлечения корня n-ой степени из комплексного числа
|
|
| 37
| Извлечение корней из комплексных чисел
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД
|
|
| 38
| Контрольная работа по теме «Степенные функции»
| 1
| КЗУ
| самоконтроль
| Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы
|
|
|
| 3. Метод координат в пространстве.
| 15
|
|
|
|
|
|
| §1. Координаты точки и координаты вектора
| 6
|
|
|
|
|
| 39
| Прямоугольная система координат в пространстве
| 1
| УОНМ
| ФО
| Знать алгоритм разложения векторов по координатным векторам, уметь строить точки по их координатам, находить координаты векторов
|
|
| 40
| Координаты вектора
| 1
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Знать алгоритмы сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разности двух векторов, уметь применять их при выполнении упражнений.
|
|
| 41
| Связь между координатами вектора и координатами точек
| 1
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Знать признаки коллинеарных и компланарных векторов, уметь доказывать их коллинеарность и компланарность, а также использовать при выполнении упражнений.
|
|
| 42
| Простейшие задачи в координатах.
| 3
| УПЗУ
| ФО, ИРД, МД
| Знать формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками: уметь применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом
|
|
| 43
| Простейшие задачи в координатах
|
| УПЗУ
| ФО, ИРД
| Знать алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам: уметь применять алгоритмы вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам при решении задач.
Знать формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками: уметь применять указанные формулы для решения стереометрических задач.
|
|
| 44
| Простейшие задачи в координатах
|
| УОЗУ
| ФО, ИРД, ПР
|
|
|
| §2 Скалярное произведение векторов
| 5
|
|
|
|
|
| 45
| Угол между векторами.
Скалярное произведение векторов
| 1
| УОНМ
| ФО, ИРД
| Иметь представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора: знать формулы скалярного произведения векторов, свойства скалярного произведения векторов
Уметь вычислять скалярное произведение в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними: находить угол между векторами по их координатам
|
|
| 46
| Угол между векторами.
Скалярное произведение векторов
| 1
| УЗИМ
| ФО, ИРД, ПР
|
|
| 47
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
| 2
| УПЗУ
| ФО, ИРД,
| Применять формулы вычисления угла между двумя прямыми, а также между прямой и плоскостью
|
|
| |
|
|