|
«Решение планиметрических задач на стереометрических чертежах» Тема урока: «Решение планиметрических задач на стереометрических чертежах».
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический (частично-поисковый, метод самостоятельной работы).
Средства обучения: наглядный материал (карточки, плакаты, учебное пособие «Банк открытых заданий ЕГЭ»).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Триединая цель урока:
Образовательная:
систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Решение треугольников».
Развивающая: Воспитательная:
содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.
Задачи урока:
выявить уровень подготовки учащихся по геометрии по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема «Кластер»;
помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности;
обучить приемам организации интеллектуального труда;
научить учащихся находить главное;
продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности.
План урока: Содержание этапов урока
| Виды и формы работы
| 1. Организационный момент.
| 1. Приветствие учащихся. 2. Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока.
| 2. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Решение треугольников»
| Составление первой части кластера
| 3. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач
| Решение задач (работа устно)
| 4. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач
| Решение задач из сборника ЕГЭ (работа в тетрадях)
| 5. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач практического содержания
| Решение практической задачи (работа с карточкой)
| 6. Подведение итогов урока.
| 1. Домашнее задание 2. Рефлексия урока учащимися и учителем 3. Выставление оценок
| ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Приветствие учащихся. – Психологический настрой для вовлечения в работу по теме. – Объяснение учащимся правил работы на уроке. – Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися значимости изучаемого материала. – Сообщение темы, цели и задачи урока, этапов урока.
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Решение треугольников»
Учащимся предлагается составить кластер по теме «Решение треугольников». На столах у каждого находится лист (формат А4). На листе делается посередине надпись «Треугольники». Затем учащимся предлагается слева записать виды треугольников и их площадей. Одному обучающемуся можно предложить это задание выполнить на доске. Затем групповое обсуждение полученного кластера. Корректировка кластера.
III. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач. Работа устно.
Учащимся предлагается устно решить несколько задач:
В треугольнике АВС АС =8; .
C
A H B
В треугольнике АВС АВ=6, АС=7, ВС=5. Найти SАВС
В треугольнике АВС АВ=6, АС=10, ВС=8. Найти R.
IV. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Решение треугольников»
Решение задач на стереометрических чертежах: А…D1 – параллелепипед, АА1=4; АС=3; А1С=5; АВ=1;АD=. Определить вид параллелепипеда.
В1 С1
А1
D1 В С А D
S SАВС – пирамида, BC=6. Найти площадь грани SBC В
А С
А1 В1 Цилиндр, <В1АВ=300, АВ1=20.
Найти высоту и радиус цилиндра.
А В
S
Конус, О – центр основания, О – середина АС,
<СSА=1200, SA=12.
Найти высоту цилиндра, радиус основания. В А
С
D DABC – пирамида, ВТ- биссектриса <РВС,
РТ=РВ, Р – середина ВD, К – середина DA,
К площадь АВС равна 40.
Найти площадь сечения РТК.
Т А
Р
В С
Треугольник АВС – правильный, Rсф=15, ОО1=9
A O1 C Найти площадь треугольника АВС.
B O
Треугольник АВС, АВ=ВС=10, АС=12,
B ОО1=4. Найти радиус сферы.
A O1 C O Предлагается групповое обсуждение, при котором учитель записывает все варианты, которые предлагают учащиеся
VI. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач практического содержания.
Учащимся предлагается решить практическую задачу.
Задача: Определить площадь поверхности тетрапакета для молока (или сока)
Закрепить практические навыки вычисления площади поверхности многогранников, формирование умений у учащихся вести исследовательскую работу;
Определить количество картона, необходимое для изготовления тетрапакетов различной формы.
Выяснить экономическую выгоду.
Ход работы:
Определить основные формулы для работы
Измерить размеры тетрапакетов
Сделать необходимые вычисления и заполнить таблицу
Таблица 1. Определение площади поверхности тетрапакета, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда (вместимость 0,2 литра) Кол-во пакетов
| Длина (а)
| Ширина (b)
| Высота (h)
| S основания (2аb)
| S боковой Поверхности (2аh + 2аh)
| S полной поверхности 2(ав + аh + bh)
| 1
| 4,6
| 3,8
| 12
| 34,96
| 201,6
| 236,56
| 3000
|
|
|
|
|
| 709680
| Таблица 2. Определение площади поверхности тетрапакета, имеющего форму правильного тетраэдра (вместимость 0,2 литра) Кол-во пакетов
| Сторона грани (а, b, с)
| Полупериметр Грани Р/2 (3a/2)
| S1 одной грани (по ф-ле Геррона)
| S полной поверхности (S1 ?4)
| 1
| 10, 13,13
| 18
| 60
| 240
| 3000
|
|
|
| 720000
| Определим экономически выгодную упаковку. Найдем, сколько завод будет экономить картона в день, если будет выпускать 3000 пакетов молока. Экономия на одном пакете составляет: 3,44 (см2) Экономия на выпуске 3000 пакетов по 0,2 литра : 3000 х 3,44 = 10320(см2) Экономия на выпуске 3000 пакетов по 1 литру: 3000 х 9,06 = 27180 (см2) Для сравнения: площадь одного листа картона 5246 см2 Вывод: экономически более выгоден пакет, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда.
VII. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы с вами обобщили тему «Решение треугольников» и систематизировали основные формулы с помощью приема «Кластер», увидели практическое применение данной темы для решения задач |
|
|