|
Протокол №1 от 27. 08. 2014г. Е. А. Матвиенкова Принята на заседании педагогического совета Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 97 г. Ельца»
Согласована на заседании
МО учителей естественно-математического цикла
(протокол № 1 от 27.08.2014г.)
________ Е.А.Матвиенкова
| Принята на заседании
педагогического совета
(протокол № 1 от 28.08.2014г.)
| Утверждена
приказом директора МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца»
от 29.08.2014г. № 294
___________ В.А.Пирогова
|
Рабочая программа по предмету «Биология»
для 6В класса
на 2014-2015 учебный год Учитель
Куликов Алексей Борисович
Елец, 2014г.
I. Пояснительная записка
Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Федеральный уровень
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011, №19993
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.200 №1312 (изменения приказ МОиНРФ от 01.02.2012 №74)
Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от05.03.2004 №1089
Приказ МОиНРФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03. 2004 №1089» от 10.11.2011 №2643
Приказ МОиНРФ "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 г. N 1089" от 24. 01. 2012 г. N 39
Приказ МОиНРФ “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” от 31 марта 2014 г. № 253
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиНРФ от 29.04. 2014 №08-548 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо МОиНРФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005г.
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования(сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)
Региональный уровень
Письмо УО и Н Липецкой области «О примерном положении, о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 №3499
Приказ УО и Н Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год» от 23.04.2014 №385
Уровень Образовательного учреждения
Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении списка учебников, приобретаемых гимназией за счет средств регионального бюджета на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 №193
Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе, на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 № 194
Учебный план на 2014-2015 учебный год МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014, утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014)
Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» на 2014-2015 учебный год (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014г., утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014г.)
Локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №1 от 28.08.2014, утвержден приказом директора №294 от 29.08.2014).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи
Обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки:
через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок,
-определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, внеурочную деятельность.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии основного общего образования, программы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н.Пономаревой, В.С. Кумченко //Биология в основной школе: Программы. М. : Вентана-Граф, 2005. – 72с.//
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.
Программа построена на основе полицентризма, раскрытия свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры, что позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о внесенных изменениях
В ходе работы над рабочей программой были произведены следующие изменения:
сокращение на 3 часа изучение темы «Органы цветковых растений» и увеличение на 3 часа изучение темы «Основные отделы царства растений» по той причине, что вопросы, связанные с систематикой и многообразием растений являются достаточно сложными и, как правило, вызывают трудности при выполнении заданий ЕГЭ и ОГЭ;
включено изучение многообразия живой природы с использованием наиболее типичных представителей растений и грибов Липецкой области;
добавление двух заключительных уроков с целью обобщения и подведения итогов по всему курсу биологии 6 класса.
Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 70 часов учебного времени. Включает в себя 23 лабораторных работы, 6 экскурсий, 5 самостоятельных работ.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и базисным учебным планом, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, из них 1 час из федерального компонента учебного плана и 1 час из регионального компонента.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Мною используются такие образовательные технологии как: системный подход , информационные технологии, тренинговые технологии, технология проблемного обучения, технология проектных методов обучения, здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.
Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.
Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, различные формы самостоятельных работ.
Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Для формирования компетенции личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Виды и формы контроля: фронтальный, тематическое тестирование, зачёты, лабораторный контроль, индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания), индивидуальные домашние задания (письменные и устные), промежуточная аттестация в форме тестовых заданий, подготовка проектов.
Информация об используемом учебнике.
Учебник, допущенный Министерством образования Российской Федерации И.Н. Пономарева,, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология "/М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г./.
II.Содержание программы.
В каждом разделе курса присутствует краеведческий компонент, в котором говорится о многообразии, роли и значении флоры Липецкой области.
Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Биология как наука. Методы биологии.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы.
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. III.Учебно-тематический план
№
| Название темы
| Общее количество часов
|
|
| теория
| практика
|
|
|
| С/р
| Л/р
| 1
| Введение. Общее знакомство с растениями
| 5 ч
| 1
| 1
| 2
| Клеточное строение растений
| 4 ч
|
| 2
| 3
| Органы цветковых растений
| 16 ч
| 1
| 8
| 4
| Основные процессы жизнедеятельности растений
| 10 ч
| 1
| 2
| 5
| Основные отделы царства Растений
| 12 ч
| 1
| 7
| 6
| Историческое развитие органического мира на Земле
| 4 ч
|
| 1
| 7
| Царство бактерий
| 4 ч
|
|
| 8
| Царство Грибы. Лишайники
| 3 ч
|
| 2
| 9
| Природные сообщества
| 7 ч
| 1
|
|
| Резерв
| 1ч
|
|
|
| Всего
| 70ч
|
|
|
IV.Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; при простудных заболеваниях;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
V.Литература и средства обучения
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники - М.: "Вентана-Граф", 2011.
Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005
Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007
Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вента – Граф» 2008.
Электронные издания:
DVD – диски:
Общая биология. Цитология.
Общая биология. Экологические факторы (3 ч)
Общая биология. Систематика растений (4ч)
Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004.
https://fcior.edu.ru/
https://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематический план
№ п/п
| Дата проведения урока
| Тема, раздел
| № урока в разде ле
| Тема урока
| Форма контроля
| план
| факт
|
|
|
| Введение. Общее знакомство с растениями.
| 1
| Наука о растениях – ботаника. Мир растений.
| Экскурсия « Мир растений вокруг нас»
|
|
|
|
| 2
| Разнообразие растений Липецкой области. Особенности внешнего строения растений.
| Лабораторная работа №1 «Изучение органов цветкового растения»
|
|
|
|
| 3
| Растение - живой организм.
| Экскурсия « Осенние явления в жизни растений».
|
|
|
|
| 4
| Условия жизни растений на территории Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 5
| Четыре среды жизни растений. Экологические группы растений Липецкой области. Обобщение знаний по теме «Введение. Общее знакомство с растениями».
|
|
|
|
|
| 6
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Введение. Общее знакомство с растениями».
| тестовая работа
|
|
|
|
Клеточное строение растений
|
1
| Анализ результатов проверки знаний по теме «Введение. Общее знакомство с растениями».
Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений.
|
Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»
|
|
|
|
| 2
| Особенности растительной клетки.
|
|
|
|
|
| 3
| Жизнедеятельность клетки.
|
|
|
|
|
| 4
| Ткани растений и их виды
| Лабораторная работа № 3 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание»
|
|
|
| Органы цветковых растений
| 1
| Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.
| Лабораторная работа № 4 « Изучение строения семени фасоли»
|
|
|
|
| 2
| Условия прорастания семян.
|
|
|
|
|
| 3
| Значение семян.
|
|
|
|
|
| 4
| Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.
| Лабораторная работа №5 « Строение корня у проростка»
|
|
|
|
| 5
| Рост корня
|
|
|
|
|
| 6
| Значение корней и их разнообразие.
|
|
|
|
|
| 7
| Побег. Строение и значение побега.
| Лабораторная работа № 6 « Строение вегетативных и генеративных почек»
|
|
|
|
| 8
| Развитие побегов из почек растения
|
|
|
|
|
| 9
| Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
| Лабораторная работа №7 « Внешнее строение листа»
|
|
|
|
| 10
| Значение листа в жизни растений на примере растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 11
| Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение.
| Лабораторная работа № 8 « Внешнее и внутреннее строение стебля»
|
|
|
|
| 12
| Видоизменения побегов и их значение в хозяйстве человека на примере растений Липецкой области.
| Лабораторная работа №9 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
|
|
|
|
| 13
| Цветок - генеративный орган, его строение и значение.
| Лабораторная работа №10 «Типы соцветий»
|
|
|
|
| 14
| Цветение и опыление растений.
|
|
|
|
|
| 15
| Плод. Разнообразие и значение плодов растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 16
| Растительный организм как живая система. Обобщение знаний по теме «Органы цветковых растений»
| Лабораторная работа №11: «Распознавание органов у растений»
Экскурсия « Мир растений на подоконнике: « Путешествие с домашними растениями»
|
|
|
|
| 17
| Контрольно-обобщающий урок. по теме «Органы цветковых растений»
| Тестовая работа
|
|
|
| Основные процессы жизнедеятельности растений.
| 1
| Анализ результатов проверки знаний по теме «Органы цветковых растений». Минеральное ( почвенное) питание растений в условиях центрального черноземья..
|
|
|
|
|
| 2
| Воздушное питание растений - фотосинтез.
|
|
|
|
|
| 3
| Космическая роль зелёных растений.
|
|
|
|
|
| 4
| Дыхание и обмен веществ у растений
|
|
|
|
|
| 5
| Значение воды в жизнедеятельности растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 6
| Размножение и оплодотворение у растений
|
|
|
|
|
| 7
| Вегетативное размножение растений
|
|
|
|
|
| 8
| Использование вегетативного размножения человеком на примере растений Липецкой области.
| Лабораторная работа №12: «Размножение комнатных растений».
|
|
|
|
| 9
| Рост и развитие растительного растительного организма на примере растений Липецкой области..
|
|
|
|
|
| 10
| Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды в Липецкой области. Обобщение знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».
| Лабораторная работа №13: «Выявление роли света и воды в жизни растений»
|
|
|
|
| 11
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».
| Тестовая работа
|
|
|
|
Основные отделы царства растений.
|
1
| Анализ результатов проверки знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».
Понятие о систематике растений.
|
Лабораторная работа №14: «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе»
|
|
|
|
| 2
| Водоросли и их значение.
|
|
|
|
|
| 3
| Многообразие водорослей, произрастающих на территории Липецкой области.
| Лабораторная работа № 15: «Изучение внешнего строения водорослей»
|
|
|
|
| 4
| Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Многообразие мхов нашего края.
| Лабораторная работа № 16: « Изучение внешнего строения мхов»
|
|
|
|
| 5
| Плауны. Хвощи. Папоротники Липецкой области.
| Лабораторная работа № 17: «Изучение внешнего строения папоротника».
|
|
|
|
| 6
| Отдел Голосеменные.
Голосеменные Липецкой области.
| Лабораторная работа № 18: «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
|
|
|
|
| 7
| Отдел Покрытосеменные. Разнообразие покрытосеменных нашего края.
| Лабораторная работа № 19: «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»
Экскурсия « Представители отделов царства растений».
|
|
|
|
| 8
| Семейства класса Двудольные. Крестоцветные, Паслёновые на примере растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 9
| Семейства класса Двудольные. Розоцветные, Бобовые на примере растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 10
| Семейства класса Двудольные. Сложноцветные на примере растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 11
| Семейства класса Однодольные. Лилейные, Луковые на примере растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 12
| Семейства класса Однодольные. Злаки (Мятликовые) на примере растений Липецкой области.
Обобщение знаний по теме «Основные отделы царства растений».
| Лабораторная работа №20: « Распознавание растений разных отделов. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности»
|
|
|
|
| 13
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные отделы царства растений».
| тестовая работа
|
|
|
| Историческое развитие Растительного мира на Земле.
|
1
| Анализ результатов проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений».
Понятие об эволюции растительного мира на Земле.
|
|
|
|
|
| 2
| Эволюция высших растений.
|
|
|
|
|
| 3
| Многообразие и происхождение культурных растений на примере растений Липецкой области.
| Лабораторная работа № 21: «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур»
|
|
|
|
| 4
| Дары Старого и Нового Света.
|
|
|
|
| Царство Бактерий.
| 1
| Бактерии. Общая характеристика, строение.
|
|
|
|
|
| 2
| Особенности жизнедеятельности бактерий
|
|
|
|
|
| 3
| Многообразие бактерий.
|
|
|
|
|
| 4
| Значение бактерий в природе и в жизни людей.
|
|
|
|
| Царство Грибы. Лишайники.
| 1
| Царство Грибы. Общая характеристика.
| Лабораторная работа № 22: « Изучение строение плесневых грибов»
|
|
|
|
| 2
| Многообразие и значение грибов. Грибы нашего края.
| Лабораторная работа № 23: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
|
|
|
|
| 3
| Лишайники. Общая характеристика и значение. Лишайники Лип. области.
|
|
|
|
| Природные сообщества.
| 1
| Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме на примере природы Липецкой области.
|
Экскурсия «Лес ( или парк ) как природное сообщество».
|
|
|
|
| 2
| Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе на примере растений Липецкой области.
|
|
|
|
|
| 3
| Смена природных сообществ.
|
|
|
|
|
| 4
| Многообразие природных сообществ.
|
|
|
|
|
| 5
| Подготовка к итоговой контрольной работе по основным разделам курса
|
|
|
|
|
| 6
| Итоговая контрольная работа по основным разделам курса.
| Тестовая работа
|
|
|
|
| 7
| Анализ результатов итоговой контрольной работы по основным разделам курса. Жизнь организмов в природе.
| Экскурсия « Жизнь растений в весенний период года».
Зад на лето
|
|
|
|
|
| Резерв
|
|
|
|
| Всего
| 70час
|
| Л/р 23
Экскурсии 6
С/р 5
|
Лист коррекции
Тема и дата
| № урока в КТП
| Форма коррекции
( объединение тем, за счет резервного времени, уроков обобщения и т.д.)
| Причина коррекции
| Руководитель ШМО
| Урока, который требует коррекции
| Урока, который содержит коррекцию
| Утверждение
( № протокола, дата проведения заседания ШМО)
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|