|
Рабочая программа
элективного курса по математике
«За границами учебника математики»
6А класс. МБОУ «Камскоустьинская средняя
общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района
Республики Татарстан Учитель математики первой категории
Матвеевой Е.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2
от 29 августа 2013 г. 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка. Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес учеников шестого класса к математике. Этой программой предусматривается рассмотреть исторические сведения развития отдельных тем в математике, решение задач исторических, логических, знакомство с некоторыми приёмами решения задач, знакомство с некоторыми геометрическими фигурами и их свойствами.
Цели занятий.
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых для практической деятельности: точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для повседневной жизни. Основные задачи.
Умение организовать своё свободное время.
Развитие аналитического, логического мышления.
Умение самостоятельно добывать необходимую информацию.
Формирование творческого мышления и способности отстаивать своё мнение.
Содержание программы кружка.
Программа рассчитана на 35 часов, на весь учебный год по одному часу в неделю.
1. Банковские проценты(1 час).
В теоретической части знакомство с работой банка.
В практической части начисление банковских процентов. 2. Способы умножения в прошлом (1 час).
В теоретической части знакомство с умножением в прошлом.
В практической части использование старинных приёмов при умножении. 3. Магические квадраты (1 час).
В теоретической части знакомство с историей появления магических квадратов.
В практической части составление различных магических квадратов. 4. Признаки делимости на 6,18,15 и т.п. (1 час).
В теоретической части знакомство со свойствами делимости чисел.
В практической части решение заданий, связанных с делимостью чисел.
Различные виды чисел(3 часа).
В теоретической части знакомство с простыми числами, с числами-близнецами, совершенными и дружественными числами, а также знакомство с их историей появления. 6. Календарь (1 час).
В теоретической части знакомятся с историей создания календаря.
В практической части работа с вечным календарём. 7.Системы счисления (1 час)
В теоретической части знакомство с понятием система счисления.
В практической части перевод чисел из одной системы счисления в другую 8. Различные единицы измерения площади, объёма , длины, массы (1 час).
В практической части решение задач, перевод одних единиц в другие. 9.Различные единицы измерения в старину(2 часа).
В теоретической части знакомство с единицами измерения в древности у различных народов.
В практической части решение задач с использованием старинных единиц измерений. 10. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки (1 час).
В практической части построение фигур с помощью циркуля и линейки. 11. Паркеты (1 час).
В теоретической части знакомство с паркетом, правилами его построения.
В практической части построение паркетов с использованием фигур или с помощью графической программы. 12.Геометрические тела(4 часа)
В теоретической части знакомство с многогранниками, телами вращения, с их элементами и изображениями.
В практической части решение задач. 13. Комбинаторные задачи (3 часа)
В практической части разбираются задачи на применение правила умножения, на применение дерева вариантов, на выбор определённого количества предметов, обладающих определёнными свойствами. 14. Число π (2 часа)
В теоретической части знакомство с историей появления числа π.
В практической части решение ребусов, шарад, задач, связанных с числом π . 15. Пропорция в истории. Золотое сечение (1 час)
В теоретической части знакомство с историческими сведениями о пропорции и золотом сечении. 16. Графы. (2 часа)
В теоретической части знакомство с понятием графы, способом решения задач с помощью графов.
В практической части рассматривается решение задач с помощью графов. 17. Одним росчерком (1 час)
В практической части вычерчивание фигуры не отрывая карандаша от бумаги, выяснение возможности вычерчивания фигуры одним росчерком. 18. Принцип Дирихле (1 час).
В теоретической части знакомство с принципом Дирихле.
В практической части решение задач с использованием принципа Дирихле. 19. История математики.(4 часа)
В теоретической части знакомство с историей появления дробей, с историей появления отрицательных чисел, с историей появления алгебры.
В практической части знакомство с софизмами, решение исторических задач с помощью уравнений. 20. Ложь и правда.(1 час)
В практической части решение логических задач. 21. Рисунок в координатной плоскости.(1 час)
В практической части по заданным координатам построить рисунок или, используя свой рисунок, записать координаты нужных для построения точек. 22. Игры: морской бой, быки и коровы, крестики-нолики. (1 час)
В практической части научить приёмам игры, где необходимо использовать свои познания в математике. 23. Шифрование. (1 час)
В теоретической части знакомство с простейшими видами шифровки. На последнем занятии необходимо организовать выставку работ учащихся: различных кроссвордов, рисунков в системе координат, решение красивых задач, сказок собственного сочинения.
Форма работы с учащимися.
Лекция на 10-15 минут.
Работа в малых группах.
Коллективные методы: обсуждение, дискуссии, мозговой штурм.
Творческая работа.
Ожидаемый результат.
Увеличение заинтересованности математикой.
Понятие охвата математикой жизнедеятельности человека.
Умение сосуществовать с окружающими людьми.
Умение творчески подходить к любому виду деятельности
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия
| Тема занятия
| План. дата проведения
| Факт. дата проведения
| 1
| Банковские проценты
| 4.09
|
| 2
| Способы умножения в прошлом
| 11.09
|
| 3
| Магические квадраты
| 18.09
|
| 4
| Признаки делимости на 6,18,15 и т.п.
| 25.09
|
| 5
| Простые числа. Решето Эратосфена. Числа близнецы.
| 2.10
|
| 6
| Фигурные числа.
| 9.10
|
| 7
| Совершенные и дружественные числа
| 16.10
|
| 8
| Календарь
| 23.10 |
| 9
| Системы счисления
| 30.10 |
| 10
| Различные единицы измерения площади, объёма , длины, массы
| 13.11
|
| 11
| Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки
| 20.11 |
| 12
| Паркеты
| 27.11 |
| 13
| Многогранники: их изображение, их элементы, площадь поверхности, объём.
| 4.12 |
| 14
| Многогранники: их изображение, их элементы, площадь поверхности, объём.
| 11.12 |
| 15
| Комбинаторные задачи
| 18.12
|
| 16
| Комбинаторные задачи
| 25.12 |
| 17
| Комбинаторные задачи
| 15.01
|
| 18
| История появления дробей
| 22.01
|
| 19
| Число π
| 29.01 |
| 20
| Число π
| 5.02
|
| 21
| Тела вращения: их изображение, их элементы, объём.
| 12.02
|
| 22
| Тела вращения: их изображение, их элементы, объём.
| 19.02
|
| 23.
| Пропорция в истории. Золотое сечение.
| 26.02
|
| 24
| Графы
| 5.03 |
| 25
| Графы
| 12.03 |
| 26
| Одним росчерком
| 19.03
|
| 27
| Принцип Дирихле
| 2.04
|
| 28
| История появления отрицательных чисел. Софизмы
| 9.04
|
| 29
| Ложь и правда
| 16.04
|
| 30
| Рисунок в координатной плоскости
| 23.04 |
| 31
| История появления алгебры. Решение исторических задач с помощью уравнений.
| 30.04 |
| 32
| Решение исторических задач с помощью уравнений.
| 7.05 |
| 33
| Игры: морской бой, быки и коровы, крестики-нолики
| 14.05 |
| 34
| Шифрование
| 21.05 |
| 35
| Итоговое занятие
| 28.05 |
| |
|
|