|
Цели обучения алгебре в 7 классах определены следующим образом:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения алгебре по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
осуществление функциональной подготовки учащихся;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности;
выявление и развитие математических способностей, интеллектуального развития ученика.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения алгебры к изучению действительности и решению практических задач.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: беседа, рассказ, лекция, диспут, экскурсия (путешествие), дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско - творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач.
Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков. Содержание тем учебного курса: Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.
1. Выражения, тождества, уравнения.20 ч
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений. Среднее арифметическое, размах и мода.
О с н о в н а я ц е л ь: систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5-6 классов.
Знания, умения:
- выполнять простейшие преобразования выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых );
- верно употреблять знаки >, <; читать и записывать двойные неравенства;
- понимать смысл требования «решить уравнение»;
- усвоить алгоритм решения уравнений первой степени, сводящихся к линейным;
- вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;
- определять размах, моду.
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида. Выполняется 2 контрольных работы: К/р № 1 «Числовые выражения», К/р № 2 «Уравнение и его корни»
2. Функции 12 ч
Функция, область определения функции. Способы задания функции. График функции. Функция
у = кх + в, ее свойства и график.
О с н о в н а я ц е л ь: познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у = кх + в, у = кх.
Знания, умения:
- определять область определения функции, область ее значений;
- находить значения функции, заданной таблицей или несложной формулой;
- строить графики линейной функции, перечислять их свойства.
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида. Выполняется контрольная работа №3 « Функция»
3. Степень с натуральным показателем. 13 ч
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2 , у = х3 и их графики.
О с н о в н а я ц е л ь: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральным показателем.
Знания, умения:
- записывать произведение нескольких одинаковых множителей в виде степени;
- упрощать числовые и буквенные выражения со степенями с натуральным показателем на основе свойств степени;
- строить графики функций у = х2, у = х3 .
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида. Выполняется контрольная работа К/р №4 «Степень с натуральным показателем»
4. Многочлены. 17 ч
Многочлен. Сложение, вычитание многочленов. Произведение одночлена и многочлена. Умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
О с н о в н а я ц е л ь: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знания, умения:
- находить сумму, разность, произведение двух многочленов;
- представлять многочлен в виде произведения путем вынесения общего множителя за скобки.
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида. Выполняется2 контрольных работы: К/р №5 «Умножение одночлена на многочлен», К/р №6 «Произведение многочленов».
5. Формулы сокращенного умножения. 17 ч.
Применение формул сокращенного умножения двучленов к разложению на множители.
О с н о в н а я ц е л ь: выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знания, умения:
- освоить применение формул сокращенного умножения в чистом виде;
- применять формулы сокращенного умножения для преобразования многочленов и разложения их на множители.
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида. Выполняется 2 контрольных работы: К/р № 7 «ФСУ».
К/р № 8 «Преобразований целых выражений»
6. Системы линейных уравнений. 15 ч
Уравнение первой степени с двумя неизвестными. Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными и способы их решения. Решение задач при помощи систем уравнений первой степени.
О с н о в н а я ц е л ь: сформировать умение решать системы двух линейных уравнений и задачи, сводящиеся к системам линейных уравнений.
Знания, умения:
- использовать подстановку для проверки того, является ли данная пара значений неизвестных решением уравнения с двумя неизвестными;
- понимать смысл требования « решить систему уравнений»;
- решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки;
- решать текстовые задачи методом составления систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными.
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида. Выполняется контрольная работа по теме: «К/р № 9 «Системы линейных уравнений»
7. Повторение. 8 ч
Календарно - тематическое планирование.
Алгебра, 7 класс.
Учебник: автор Макарычев Ю. М., 3 ч. в неделю, всего 102 часа.
Название темы
| Всего
часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
|
|
| Глава I.Выражения, тождества, уравнения.
| 20
| К/р № 1 «Числовые выражения».
К/р № 2 «Уравнение и его корни»
| Систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
| Числовые выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений. Линейное уравнение и его корни. Статистические характеристики.
|
|
|
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая
дата проведения
| Дата проведения
|
|
|
|
| 1
| Числовые выражения.
|
|
|
|
|
|
| 1
| Числовые выражения.
|
|
|
|
|
|
| 2
| Выражения с переменными.
|
|
|
|
|
|
| 2
| Выражения с переменными.
|
|
|
|
|
|
| 3
| Сравнение значений выражений.
|
|
|
|
|
|
| 4
| Свойства действий над числами.
|
|
|
|
|
|
| 4
| Свойства действий над числами.
|
|
|
|
|
|
| 5,6
| Тождества. Тождественные преобразования выражений.
|
|
|
|
|
|
| 6
| Тождественные преобразования выражений. Подготовка к к/р.
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа № 1 «Числовые выражения»
|
|
|
|
|
|
| 7
| РНО. Уравнение и его корни.
|
|
|
|
|
|
| 8
| Линейное уравнение с одной переменной.
|
|
|
|
|
|
| 8
| Линейное уравнение с одной переменной.
|
|
|
|
|
|
| 9
| Решение задач с помощью уравнений.
|
|
|
|
|
|
| 9
| Решение задач с помощью уравнений.
|
|
|
|
|
|
| 9
| Решение задач с помощью уравнений.
|
|
|
|
|
|
|
| Статистические характеристики.
|
|
|
|
|
|
|
| Статистические характеристики.
|
|
|
|
|
|
|
| Статистические характеристики. Подготовка к к/р.
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа № 2 «Уравнение и его корни»
|
|
| Название темы
| Всего
часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
| Глава II. Функции
| 12
| К/р№3 «Функции»
| Ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
| Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и её график.
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
| 10
| РНО. Что такое функция.
|
|
|
| 11
| Вычисление значений функции по формуле
|
|
|
| 11
| Вычисление значений функции по формуле
|
|
|
|
|
|
| 12
| График функции
|
|
|
|
|
|
| 12
| График функции
|
|
|
|
|
|
| 13
| Линейная функция и её график
|
|
|
|
|
|
| 13
| Линейная функция и её график
|
|
|
|
|
|
| 14
| Прямая пропорциональность
|
|
|
|
|
|
| 14
| Прямая пропорциональность
|
|
|
|
|
|
| 15
| Взаимное расположение графиков линейных функций
|
|
|
|
|
|
| 15
| Взаимное расположение графиков линейных функций. Подготовка к к/р
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа №3 «Функции»
|
|
|
|
|
| Название темы
| Всего
часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
|
|
| Глава III. Степень с натуральным показателем
| 13
| К/р №4 «Степень с натуральным показателем»
| Выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
| Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у = х2,
у = х3 и их графики.
|
|
|
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
|
|
|
| 16
| РНО. Определение степени с натуральным показателем
|
|
|
|
|
|
| 16
| Определение степени с натуральным показателем
|
|
|
|
|
|
| 17
| Умножение и деление степеней
|
|
|
|
|
|
| 17
| Умножение и деление степеней
|
|
|
|
|
|
| 18
| Возведение в степень произведения и степени
|
|
|
|
|
| |
|
|