Главная страница


Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах»



НазваниеИсследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах»
страница1/4
Дата23.08.2016
Размер0.59 Mb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3   4


Исследовательская работа

по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».

Исследование провела

Печерская Светлана Александровна, учитель

физической культуры

МБОУ СОШ № 6 г.Киржач Владимирской области.
2014-2015 учебный года.

Содержание

Введение………………………………………………………….…3

I Глава: Психолого- педагогическое обоснование элементов туризма на уроках физической культуры.

1.1. Изменение организма школьников в процессе туристской деятельности………………………………………………………..8

1.2. Использование элементов туризма на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста……………………………..9

1.3. Организационно- методические основы преподавания туризма на уроках физической культуры……………………………………..10

1.4. Упражнения с элементами туризма как средство физического воспитания………………………………………………………….16

1.5. Возрастные особенности младших школьников……………17

II Глава: Использование средств туризма на уроках физической культуры в начальной школе в МБОУ СОШ № 6 г. Киржач.

1.Цели и задачи исследования…………………………………….25

2.Задачи практической работы…………………………………....25

3. Использование коммуникативных туристических игр на уроках физической культуры младших школьников. …………………...26

3.1. Вводная часть…………………………………………………. 26

3.2. Планирование игр по разделам……………………………… 43

3.3. Применение на практике……………………………………...44

Заключение…...……………………………………………………. 53

Библиография……………………………………………………… 55
Введение

В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.

Согласно последним данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства социального развития здоровья детей младшего школьного возраста оценивается многими специалистами как удовлетворительное. Это выражается в низких показателях физического развития, физической подготовленности и состоянии устойчивости к заболеваниям детского населения.

Известно, что необходимым условием нормального развития растущего организма является двигательная активность. Причем, важное значение имеет организация двигательной активности детей на воздухе. В связи с этим процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста должен предусматривать определенный научно-обоснованный режим, включающий двигательную деятельность в условиях пониженной температуры воздуха.

Традиционное обучение, а именно применение типовых программ по физической культуре на уроке, не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств.

Таким образом, двигательная деятельность детей младшего школьного возраста, организованная на открытом воздухе, усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.

На наш взгляд, этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для младших школьников.

Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности:

взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

На радикальное изменение критического состояния здоровья и демографического положения направлена «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.», одобренная распоряжением правительства РФ от 24 сентября 2001 г. 1270- Р, представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.

В РФ принят Правительством ряд целевых программ, которые рассматривают отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения России. « Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» содержит направления повышения качества физического воспитания, проведении мониторинга физической подготовленности и физического развития детей. Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения является формирование нового уровня культуры жизнедеятельности населения, актуализированного в здоровом стиле. Согласно последним данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, состояние здоровья учащихся младшего школьного возраста оценивается многими специалистами как неудовлетворительное. Это выражается в низких показателях физического развития, устойчивости детей к заболеваниям. По данным научных исследований более трети детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении обычных образовательных предметов.

Эта тема актуальна в наше время, интересна, познавательна, поэтому туризм и элементы туризма необходимо использовать на уроках физической культуры.

Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В настоящее время разрабатываются новые программы по физическому воспитанию, имеющие спортивную, оздоровительную и образовательную направленности. Одним из таких направлений является детский туризм, развитие которого показывает , что в российской школе средства туризма представляют эффективное социальнопедагогическое направление физического воспитания и оздоровления детей. Однако имеющиеся публикации по применению средств и методов туризма на уроках физической культуры относятся в основном к школьникам среднего и старшего возраста. Работ по обоснованию средств физического воспитания на основе туризма для детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры нет.

Использование элементов туризма пробуждает ещё больше интерес к урокам физической культуры, является составной частью здравоохранения, средством духовного развития личности . Всё выше изложенное определило актуальность выбранной темы.

Объект исследования: Урок (учебный процесс по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста).
Предмет исследования: Развитие двигательных и функциональных возможностей младшего школьника на уроках физического воспитания с использованием средств туризма в начальной школе.
Цель работы:

Значимость использования упражнений с элементами туризма для развития двигательных и функциональных возможностей младшего школьника на уроках физического воспитания с использованием средств туризма в начальной школе.
Задачи исследования:

-определить перечень средств туризма для использования в физическом воспитании детей младшего школьного возраста;

-разработать комплекс упражнений и заданий на основе использования элементов туризма на занятиях физической культуры в начальной школе;

-рассмотреть, что основными факторами такой структуры являются:

фактор I- функциональной возможности и общая выносливость,

фактор II- скоростно-силовые способности и сила,

фактор III- координационные способности и быстрота,

фактор IV- гибкость.
Гипотеза исследования : Если в процессе физического воспитания младших школьников ввести элементы туризма то это будет способствовать различным двигательным и функциональным возможностям ученика.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и уроков физической культуры.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

г. Киржача, Владимирской области

Значимость работы заключается в том, что в ходе исследования выявить эффективность использования упражнений с элементами туризма на занятиях лыжной подготовки в начальный классах МБОУ СОШ №6.

Данная работа может быть полезна для учителей, ведущих уроки физической культуры в начальных классах.

I. Психолого- педагогическое обоснование элементов туризма га уроках физической культуры.
1.1. Изменение организма школьников в процессе туристской деятельности.

Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, проявляющееся в увеличении ударного объема крови, увеличения мощности вдоха, выдоха, улучшении силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов . Многолетние наблюдения за туристскими группами школьников, участниками одноразовых многодневных пеших, велосипедных, лыжных походов помимо положительного влияния на их организм показали, что различные виды туризма по-разному влияют на детский организм. Так, на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины- пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов- лыжных.

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. [24,c.244]

Школа сегодня в туризме видит эффективное средство в воспитание подрастающего поколения, включающего идейно- нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Поэтому главным принципом уроков физической культуры с элементами туризма в начальной школе является направленность на развитие индивидуальных способностей ребёнка, поддержание у него положительного эмоционального состояния.

Туристкие умения и навыки надо обязательно прививать детям уже в начальной школе. В этом возрасте школьники смотрят на мир широко открытыми глазами и, как губка, впитывают в себя всё интересное. А занятия туризмом и увлекательны, и полезны.

Уроки физической культуры с использованием средств туризма в младшем школьном возрасте имеют свои особенности .

Во-первых, в содержание таких уроков включают не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения человека к природе. Такие уроки учат коллективизму, товариществу и взаимопониманию, что, несомненно, делает их познавательно- образовательными и носит воспитательный характер.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием средств туризма, подчинен единой сюжетной линии и игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях.

В-третьих, уроки с использованием средств туризма проводят на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

При планировании уроков физической культуры с использованием средств туризма необходимо использовать как природное, так и социальное окружение, а также сезонные особенности. В период межсезонья, а также при плохих погодных условиях урок физической культуры проводят в спортивном зале с использованием гимнастического оборудования, другого навесного спортивного оборудования, специальных приспособлений.

1.2. Использование элементов туризма на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста.

Я рассмотрела опыт работы Токаревой Веры Викторовны, учителя физической культуры МБОУ СОШ №28 г.Мурома первой квалификационной категории по теме: « Туризм как одна из форм проведения третьего часа физической культуры в начальных классах.

С целью укрепления здоровья младших школьников, воспитания активной личности Токарева Вера Викторовна ввела спортивный туризм в курс физической культуры, т.к. элементы спортивного туризма помогают успешно решать задачу получения учащимися разносторонней физической подготовки младших школьников. Её педагогический опыт нацелен на создание условий для формирования потребности у учащихся заниматься физическими упражнениями через уроки спортивного туризма.[21,c.77]

Для учащихся начальных классов ею была скорректирована комплексная программа по физической культуре, и в её вариативную часть был внесен раздел «Спортивный туризм» , который разработан на основе программы по туризму для ДЮСШ. В программу по физической культуре начальных классов введено 34 урока по навыкам туризма.

Данный раздел интегрирован с разделами по легкой атлетике и кроссовой подготовки, он удачно их дополняет. Выполняя различные задания на уроке, учащиеся увеличивают свою копилку двигательных навыков и комплексно развивают двигательные качества. Это помогает школьникам рационально решать разнообразные двигательные задачи, а, значит, способствовать сокращению времени на формирование двигательного навыка. [13,c.205]

1.3.Организационно- методические основы преподавания туризма на уроках физической культуры.

Урок по туризму имеет традиционную структуру и включает в себя:

  • Подготовительную

  • Основную

  • Заключительную часть.

Подготовительная часть обязательно предполагает выполнение специальных беговых упражнений, а для того, чтобы сформировать навык чтения карты на бегу, во время разминочного бега включается чтение с листа знаков и их дифференциация. При этом беговая нагрузка определяется индивидуально для каждого ученика.

Основная часть предусматривает формирование одного из навыков ориентирования с обязательной рефлексией и, по возможности, рисованием. Например, чтение карты, отслеживание пути движения, выход на контрольный пункт с линейного ориентира и т.д. Вера Викторовна использует в основной части урока методы стандартно-повторного упражнения, который затем переходит в вариативное упражнение, а по мере формирования двигательного навыка в игровой и соревновательный методы. Бег на отрезках дистанции в зале с отметкой на контрольном пункте – метод стандартно- повторного упражнения, а вариативный метод - про бегание отрезков дистанции с разными стартами 1-6 стартов.

На уроках туризма активно использует игровой метод. Он применяется как в начальной стадии обучения, когда навык только начинает сформировываться игра «Джек Воробей», «Спрячь найди», «Найди любимую игрушку», и когда навык доведён до автоматизма (бег по дистанции заданного направления с заданиями). Вершина формирования двигательного навыка - это соревнования, когда происходит бег по дистанции на результат. При прохождении дистанции в заданном направлении использую метод круговой тренировки, на контрольных пунктах учащиеся выполняют упражнения по развитию двигательных качеств, (карточки заданий висят на контрольных пунктах).

В уроки по туризму она включает кроссовую подготовку или темы лёгкой атлетики (спринтерский бег, бег на средние дистанции и т.д.) Это способствует комплексному развитию двигательных качеств учеников. На уроках она использует метод рисования, учащиеся самостоятельно рисуют топографические знаки, схемы путей движения и выделяют основные ориентиры.

Рефлексия является обязательным условием основной части урока. Она предполагает обсуждение путей прохождения между контрольными пунктами и выделяет при этом место контрольного пункта и опорные ориентиры, используемые при взятии контрольного пункта. В результате рефлексии учащиеся формируют образ дистанции и навык прохождения дистанции в заданном направлении, разбираются ошибки.

Заключительная часть урока содержит упражнения на восстановление дыхания, растяжение и расслабление. В заключительной части учащиеся получают домашние задание по теме урока.

Необходимым условием работы является сотрудничество с родителями и другими специалистами (администрацией, психологом, классным руководителем, медицинскими работниками и д.р.). Подобная совместная деятельность даёт возможность оптимально реализовать поставленные цели и задачи по туризму.
Результативность.

О результативности комплексной программы по физической культуре, в которую включен раздел «Спортивный туризм», свидетельствуют количественные и качественные показатели, которые были определены в ходе мониторинговых исследований. Практически все школьники, изучавшие предмет физическая культура по данной программе, имеют оценки «хорошо» и «отлично». Это свидетельствует о стабильности результатов и отсутствии регресса. Учащиеся освоили технические и тактические навыки спортивного туризма, что позволило им более легко овладеть физическими навыками по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке. Диагностические обследования и наблюдения показали, что у учащихся повысился интерес к урокам спортивного туризма и урокам физкультуры.

Уровень мотивации:

2 класс: высокий – 20% ,средний – 60 %, низкий – 20%.

3 класс: высокий – 20% ,средний –70 %, низкий –10%.

4 класс: высокий –25% ,средний – 70 %, низкий – 5%.

5класс: высокий – 25% ,средний – 70 %, низкий – 5%.

Оценивая физическую подготовку учащихся в течение пяти лет, стоит отметить положительную динамику , несмотря на то, что 28% школьников относятся по состоянию здоровья к подготовительной . Состояние здоровья не позволяют работать им на высокий результат, в том числе на уроках спортивного туризма, и Вера Викторовна просит их заниматься по самочувствию( результат фиксирует). Уроки спортивного туризма позволяют варьировать физическую нагрузку, и ребёнок может заниматься исходя из своих возможностей.

Занятия по туризму, включенные в урочную деятельность, способствовали тому, что учащиеся школы стали заниматься в секции пеше-горного туризма.

Так же мною рассмотрен опыт преподавателей Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева И.С. Петухова, Е.И. Ерёменко, З.Г.Рязанова по теме « Использование элементов туризма в учебно-воспитательном процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста»

Целью их исследования явилось выявление эффективности использования элементов туризма в учебно-воспитательном процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось в средней школе № 93 г. Красноярска. К эксперименту были привлечены учащиеся 4-го класса в количестве 25 человек.

Программа физического воспитания в начальных классах предполагала 3 урока физкультуры в неделю. Из них два обычных, третий урок – с использованием средств туризма. Программа обучения включала несколько комплексов физических упражнений, направленных на развитие различных физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, а так же подвижные игры.

Для оценки уровня выполнения контрольных нормативов по физическому воспитанию школьников начальных классов ими использовалась стандартная батарея тестов, представленная в программе по физической культуре для школьников 1-4 классов общеобразовательных школ. Тестирование проводилось в условиях спортивного зала и школьного стадиона.

Батарея тестов включала 5 нормативов: подтягивание – мальчики, девочки (на низкой перекладине); прыжок в длину с места; бег 30 метров; 6-минутный бег, челночный бег 3х10 м (сек).

В начале эксперимента показатели быстроты в экспериментальной и контрольной группах не имели достоверных различий .

В уроки физической культуры в экспериментальном классе они включали средства прикладной (туристической) направленности. Контрольные классы занимались по общепринятой программе.

Методика использования средств туризма в физическом воспитании младших школьников осуществлялась в игровой деятельности сюжетно-ролевой направленности (что характерно для данного возраста), в основу которой положена двигательная деятельность в сочетании с познанием окружающего мира.



Рис.1

На рис.1 представлен сюжет урока- игра «Туристы».

Прохождение через станции в данном игровом методе и прохождение туристических этапов обеспечивают воздействие на психофизические качества, ориентирование в пространстве, вырабатывают точность движений по временным и силовым характеристикам, что весьма актуально в туристических походах. Результаты педагогического эксперимента показали более высокий уровень физической подготовленности у учащихся экспериментальной группы по сравнению с учащимися контрольной группы.

Наибольший прирост показателей произошел в упражнениях на проявление скоростных, координационных, скоростно-силовых качеств и общей выносливости. Так, например, прирост результатов в челночном беге 3 х 10 м и в 6-минутном беге у учащихся экспериментальной группы на протяжении всего эксперимента был выше, чем у учащихся контрольной группы. Это видно на диаграмме .

Для оценки специальной технической подготовленности учащихся нами были подобраны упражнения прикладной (туристической) направленности, изучение которых определено в образовательном стандарте. Например, в упражнении на преодоление препятствия с отягощением у учащихся экспериментальной группы оценки за технику выполнения по окончании эксперимента оказались достоверно выше по сравнению с учащимися контрольной группы .

В ходе исследования ими были сделаны следующие выводы:

1. Результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения.

2. Предложенная методика планирования учебного материала по физической культуре для учащихся начальных классов позволит улучшить образовательную направленность учащихся, внедрить в практику теорию развивающего обучения, повысить уровень развития физических качеств.

3. Использование средств туризма в образовательном процессе по физической культуре в школе позволило повысить уровень физической подготовленности учащихся.

Таким образом, применение методики использования средств туризма позволяет повысить уровень физической подготовленности школьников начальных классов преимущественно со среднего на высокий; уровень благополучия взаимоотношений с низкого до высокого, формировать дружеские взаимоотношения; способствовать успешному усвоению знаний о природе и в области физической культуры, по сравнению с детьми, занимающихся по традиционной программе.
  1   2   3   4