|
Протокол №1 /Гилязова И. Р./ /Амирханов Р. Г «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 1
_________ /Флюрова В.М./ МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш с. Чекмагуш
Протокол № 1 ________/Гилязова И. Р./ ________ /Амирханов Р. Г. /
от «26» августа 2014 г. от «___» ______________ 2014 г. Приказ № 33/2
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1 с. Чекмагуш
Саетовой Алии Фаиловны по алгебре 7 класса
на 2014-2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от « 27 » августа 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089.
Закон Российской Федерации «Об образовании» ( статья 7, 9,32)
Учебный план МАОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год.
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г.
Программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2010, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И. Зубарева, А. Г. Мордкович.-М. : Мнемозина, 2009. -63 с.
Цели изучения алгебры в 7 классе:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения алгебры в 7 классе:
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
- осуществление функциональной подготовки учащихся;
- овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности;
- выявление и развитие математических способностей, интеллектуального развития ученика.
Актуальность изучения алгебры в 7 классе:
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 105 часов в год при 3 часах в неделю.
Учебно-тематический план
№п/п
| Название разделов и тем
| Всего часов
|
| Математический язык. Математическая модель.
| 13
|
| Линейная функция
| 11
|
| Система двух линейных уравнений с двумя переменными
| 13
|
| Степень с натуральным показателем
| 7
|
| Одночлены. Операции над одночленами
| 8
|
| Многочлены. Арифметические операции над многочленами
| 15
|
| Разложение многочленов на множители
| 18
|
| Функция у = х2
| 9
|
| Обобщающее повторение
| 10
|
| Итоговая контрольная работа
| 1
| Всего:
| 105
| Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. А. Г. Мордкович - 12-е изд. доработанное –М.: Мнемозина, 2011. – 223 с.: ил.
Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений/ А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2011. – 239 с.: ил.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная,
беседа, рассказ, лекция, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, тренинг.
Формы контроля: текущий и итоговый контроль, тест, зачет, математический диктант, самоконтроль, взаимоконтроль.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных инновационных технологий:
-Технология уровневой дифференциации обучения
- Технология проблемно-развивающего обучения
- Здоровье-сберегающие технологии
- Технологии сотрудничества
- Игровые технологии
- Проектная технология
- Информационные технологии.
Основное содержание.
Математический язык. Математическая модель (13 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция (11 ч)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция у = kx и ее график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 ч)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (7 ч)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами (8ч)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 ч)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (18 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2 (9 ч)
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график.
Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.
Обобщающее повторение (11 ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса алгебры, обучающиеся 7 класса должны
знать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
строить графики изученных функций;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
интерпретации графиков зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков
| Наименование разделов и тем
| Плановые сроки прохождения темы
| Фактические сроки
| Математический язык. Математическая модель (13 часов)
|
|
|
|
|
| 1-3
| Числовые и алгебраические выражения
|
|
| 4-5
| Что такое математический язык
|
|
| 6-8
| Что такое математическая модель
|
|
| 9-10
| Линейное уравнение с одной переменной
|
|
| 11-12
| Координатная прямая
|
|
| 13
| Контрольная работа № 1
|
|
| Линейная функция (11 часов)
|
|
|
|
|
| 14-15
| Координатная плоскость
|
|
| 16-18
| Линейное уравнение с двумя переменными и его график
|
|
| 19-21
| Линейная функция и ее график
|
|
| 22
| Линейная функция у = kx
|
|
| 23
| Взаимное расположение графиков линейных функций
|
|
| 24
| Контрольная работа №2
|
|
| Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 часов)
|
|
|
|
|
| 25-26
| Основные понятия
|
|
| 27-29
| Метод подстановки
|
|
| 30-32
| Метод алгебраического сложения
|
|
| 33-36
| Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
|
|
| 37
| Контрольная работа №3
|
|
| Степень с натуральным показателем и ее свойства (7 часов)
|
|
|
|
|
| 38
| Что такое степень с натуральным показателем
|
|
| 39
| Таблица основных степеней
|
|
| 40-41
| Свойства степени с натуральным показателем
|
|
| 42
| Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями
|
|
| 43
| Степень с нулевым показателем
|
|
| 44
| Контрольная работа № 4
|
|
| Одночлены. Арифметические операции над одночленами (8 часов)
|
|
|
|
|
| 45
| Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена
|
|
| 46-47
| Сложение и вычитание одночленов
|
|
| 48-49
| Умножение одночленов.
Возведение одночлена в натуральную степень
|
|
| 50-51
| Деление одночлена на одночлен
|
|
| 52
| Контрольная работа № 5
|
|
| Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов)
|
|
|
|
|
| 53
| Основные понятия
|
|
| 54-55
| Сложение и вычитание многочленов
|
|
| 56-57
| Умножение многочлена на одночлен
|
|
| 58-60
| Умножение многочлена на многочлен
|
|
| 61-65
| Формулы сокращенного умножения
|
|
| 66
| Деление многочлена на одночлен
|
|
| 67
| Контрольная работа № 6
|
|
| Разложение многочленов на множители (18 часов)
|
|
|
|
|
| 68
| Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно
|
|
| 69-70
| Вынесение общего множителя за скобки
|
|
| 71-72
| Способ группировки
|
|
| 73-77
| Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения
|
|
| 78-80
| Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов
|
|
| 81-83
| Сокращение алгебраических дробей
|
|
| 84
| Тождества
|
|
| 85
| Контрольная работа № 7
|
|
| Функция y=x2 (9 часов)
|
|
|
|
|
| 86-88
| Функция у = х2 и ее график
|
|
| 89-90
| Графическое решение уравнений
|
|
| 91-93
| Что означает в математике запись у = f(x)
|
|
| 94
| Контрольная работа № 8
|
|
| Обобщающее повторение (11 часов)
| 95-104
| Решение задач.
|
|
| 105
| Итоговая контрольная работа
|
|
| Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г.
2. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И. Зубарева, А. Г. Мордкович.-М. : Мнемозина, 2009. -63 с.
3. Настольная книга учителя математики М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель» 2004 г.;
4. А. Г. Мордкович Алгебра . 7 класс. Учебник - М.: Мнемозина 2011 г.;
5. А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра . 7 класс. Задачник – М: Мнемозина 2011 г.;
6. А. Г. Мордкович Алгебра 7-9 класс. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2011 г.;
7. А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская Алгебра 7 класс. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2011 г.;
8. Л. А. Александрова, Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2011 г. |
|
|