Главная страница

Основные объекты логики – предложения, которые могут быть либо истинными, либо ложными. В формулах алгебры логики



Скачать 104.02 Kb.
НазваниеОсновные объекты логики – предложения, которые могут быть либо истинными, либо ложными. В формулах алгебры логики
Дата12.03.2016
Размер104.02 Kb.
ТипДокументы


Алгебра логики раздел математической логики, изучающий строение сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.

Основные объекты логики – предложения, которые могут быть либо истинными, либо ложными.

В формулах алгебры логики переменные являются логическими или двоичными, т.е. принимают только два значения: «ложь» - «истина»

Л - И

0 - 1

false - true

Знаки операций обозначают логические операции (логические связки). Каждая формула задает логическую функцию: функцию от логических переменных, которая сама может принимать только два логических значения.


Х1 Х2 . . . Хn

f(X1, X2, …Xn)

Набор значений аргументов

Значение функции

(0 или 1)



Общий вид
Основные операции


Конъюнкция И

Х1 Х2

Х1 & Х2

0 0

0 1

1 0

1 1

0

0

0

1



Дизъюнкция ИЛИ

Х1 Х2

Х1 V Х2

0 0

0 1

1 0

1 1

0

1

1

1











Отрицание НЕ

Х



0

1

1

0




Импликация


Х1 Х2

Х1 Х2

0 0

0 1

1 0

1 1

1

1

0

1


Эквивалентность

(равнозначность)

Х1 Х2

Х1 Х2

0 0

0 1

1 0

1 1

1

0

0

1


Неравнозначность

(сложение по модулю 2)

Х1 Х2

Х1 Х2

0 0

0 1

1 0

1 1

0

1

1

0

Штрих Шеффера

НЕ-И

Х1 Х2

Х1 Х2

0 0

0 1

1 0

1 1

1

1

1

0


Стрелка Пирса

НЕ-ИЛИ

Х1 Х2

Х1 Х2

0 0

0 1

1 0

1 1

1

0

0

0

Задача 1


x1 x2

f

0 0

0 1

1 0

1 1



Составить таблицу значений функции .

Задача 2


x1 x2

f

0 0

0 1

1 0

1 1



Составить таблицу значений функции .

При каком наборе аргументов функция является ложной?

Самостоятельная работа

Вариант 1

Составить таблицу истинности для функции

При каком наборе аргументов функция является ложной?

Вариант 2

Составить таблицу истинности для функции

При каком наборе аргументов функция является истинной?


Задача 3


x1 x2 x3

f

0 0 0

0 0 1

0 1 0

0 1 1

1 0 0

1 0 1

1 1 0

1 1 1



Составить таблицу значений функции
1)

2)

При каком наборе аргументов функция является ложной?

3)

При каком наборе аргументов функция является истинной?

Основные свойства алгебры логики





Закон

Для дизъюнкции V

Для конъюнкции &

Переместительный

(коммутативный)





Сочетательный

(ассоциативный)





Распределительный

(дистрибутивный)





Инверсии

(формулы де Моргана)







Задача 4

Упростите выражение:

1)

2)

3)

4)

Логические задачи


  1. Составьте формулу для решения задачи:

« Поездка на футбольный матч (М) состоится, если:

    • я достану билет (Б);

    • меня пригласит товарищ (П);

    • будет дождь (Д).

или

  1. Лев лгал в понедельник, вторник и среду;

Единорог лгал в четверг, пятницу и субботу.

Их встретила Алиса.

Лев: вчера был день, когда я лгу.

Единорог: вчера был день, когда я лгу.

Вопрос: Какой день был вчера?

  1. Лев:

    • я лгал вчера;

    • после завтрашнего дня я буду лгать два дня подряд.

Вопрос: Какой сегодня день недели?

  1. «Разбитое стекло»

Четыре мальчика играли около дома. Кто-то разбил стекло. На вопрос «Кто?» каждый дал по три ответа, два из которых истинны и одно ложно.

Леша: 1. Я не виноват

  1. Я даже не подходил к окну

  2. Миша знает, кто это сделал

Дима: 1. Стекло разбил не я

  1. С Мишей я не был знаком до поступления в школу

  2. Это сделал Толя

Толя: 1. Я не виновен

  1. Это сделал Миша

  2. Дима говорит неправду, утверждая, что я разбил стекло

Миша: 1. Я не виноват

  1. Стекло разбил Леша

  2. Дима может поручиться за меня, т.к. знает меня очень давно

Вопрос: 1. Кто разбил стекло?

2. Какие утверждения были ложными?


  1. «Три шкатулки»

На столе стоят три шкатулки: золотая (З), серебряная (С) и бронзовая (Б). В одной из них лежит портрет принцессы (П).

На крышке каждой шкатулки есть надпись:

З: портрет здесь

С: портрет не здесь

Б: портрет не в золотой шкатулке

Две из трех надписей ложны.

Вопрос: В какой шкатулке лежит портрет принцессы?

  1. На столе стоят три шкатулки. На крышке каждой шкатулки по две надписи, одна из которых истинная, а другая ложная.

З: 1. Портрет здесь

  1. Портрет в серебряной шкатулке

С: 1. Портрет не в золотой шкатулке

2. Портрет в бронзовой шкатулке

Б: 1. Портрет не в этой шкатулке

2. Портрет в золотой шкатулке

Вопрос: В какой шкатулке лежит портрет принцессы?

  1. На столе стоят четыре шкатулки: золотая, платиновая, серебряная и бронзовая. На крышке каждой шкатулки по две надписи, одна из которых истинная, а другая ложная.

З: 1. Портрет в серебряной шкатулке

    1. Портрет не в бронзовой шкатулке

П: 1. Эта шкатулка пуста

2. Портрет не в серебряной шкатулке

С: 1. Портрет не здесь

2. Портрет в бронзовой шкатулке

Б: 1. Портрет в этой шкатулке

2. Портрет в платиновой шкатулке

Вопрос: В какой шкатулке лежит портрет принцессы

Подготовка к самостоятельной работе


  1. Составить таблицу значений функции:




x1 x2 x3 x4

f

1 0 0 0

1 0 0 1

1 0 1 0

1 0 1 1

1 1 0 0

1 1 0 1

1 1 1 0

1 1 1 1




x1 x2 x3 x4

f

0 0 0 0

0 0 0 1

0 0 1 0

0 0 1 1

0 1 0 0

0 1 0 1

0 1 1 0

0 1 1 1






Установить, при каком наборе переменных значение функции ложно.


  1. Решите задачу:

    1. Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.

Вопрос: какие цветы вырастила каждая девочка?

    1. Пятеро одноклассников – Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и информатике. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере; Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался физики; Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике; Ирена сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.

Вопрос: победителем какой олимпиады стал каждый из ребят?

Самостоятельная работа

Вариант 1

  1. Составить таблицу значений функции:



  1. Решите задачу:

Вера, Лиза, Света и Катя надели платья разных цветов: красное, желтое, белое и голубое.

На вопрос: «Кто из них в каком платье?» - получены ответы, в которых по одному высказыванию истинные.

В: Света в желтом;

Катя в белом

К: Света в красном;

Лиза в желтом

Л: Вера в желтом;

Катя в голубом

С: я не люблю огненные цвета;

Вера всегда одевается как солнышко

Вопрос: какого цвета платье надела каждая девочка; какие ответы были ложными.

Вариант 2

  1. Составить таблицу значений функции:



  1. Решите задачу:

Вера, Лиза, Света и Катя ели разное мороженое: со сгущенкой, с орехами, с шоколадом и ванильное.

На вопрос: «У кого какое мороженое?» - получены ответы, в которых по одному высказыванию истинные.

В: у Лизы ванильное;

у Кати с орехами

К: у Светы со сгущенкой;

у Веры с орехами

Л: у Светы с шоколадом;

у Кати ванильное

С: я не люблю орехи и сгущенку;

Лиза обожает орехи и сгущенку

Вопрос: какое мороженое ела каждая девочка; какие ответы были ложными.