|
«Домашние животные» Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе.
Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольной возрасте у детей с ОНР.
Тема: «Домашние животные».
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и расширять активный словарь по лексической теме «Домашние животные», закреплять обобщающее понятие.
Коррекционно-развивающие:
- обогащать словарь существительными, обозначающими жилище домашних животных, детёнышей домашних животных;
- обогащать словарь глаголами, обозначающими голоса домашних животных;
- совершенствовать умение образовывать единственное число существительных в родительном падеже;
- совершенствовать умение образовывать множественное число существительных в именительном падеже;
- совершенствовать умение образовывать существительные с суффиксом -ок-;
- совершенствовать умение образовывать единственное число существительных в творительном падеже;
- совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже;
- совершенствовать умение употреблять в речи пространственные предлоги;
- развивать слуховое внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать прослеживающую функцию глаз.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- запись звуков в деревне;
- домики с окошками + карточки с изображениями петуха, индюка, кошки (для д/у «Зашумлённые изображения»);
- пригласительные с маленьким изображением животных + лупы (для д/у «Чья тень?»);
- разрезная картинка автобус + прищепки (для д/у «Собери картинку»);
- карточки с изображениями трёх котят: белого, серого и пушистого;
- карточки-домики с прозрачными окошками, в которых прорисованы животные и их детёныши (для д/у «Наложенные изображения»)
- игрушечные поросята;
- трубочки с ленточками + карточки с изображением яблока, моркови, кости, капусты, травы, картофеля;
- изображение чудо-животного.
Этап
| Ход занятия
| Ответы детей
| 1.
2 мин.
| Организационный момент.
Развитие слухового внимания
- Закройте глазки и послушайте, где мы с вами оказались. Какие звуки вы слышите?
- Мы с вами оказались в деревне.
| Дети здороваются с гостями, подходят к логопеду, прослушивают запись «В деревне». Затем называют, кого они услышали и где оказались.
| 2.
| Основная часть
|
| 2.1.
1 мин.
| Сообщение темы
Развитие зрительного восприятия, пространственного ориентирования и логического мышления.
- Посмотрите, кто это выглядывает из окон домов? Кто живёт в этом доме?
- Кто живёт справа от кошки?
- Кто живёт слева от кошки?
- Индюк, петух, кошка, кто здесь лишний и почему?
- Давайте поиграем с домашними животными.
| В зашумлённых изображениях дети узнают кошку, петуха, индюка.
- В этом доме живёт кошка.
- Справа от кошки живёт петух.
- Слева от кошки живёт гусь.
- Лишняя кошка, потому что это домашнее животное, а петух и индюк – домашние птицы.
| 2.2.
3 мин.
| Образование существительных родительного падежа единственного числа, развитие зрительного восприятия
- Кошка Соня сегодня именинница, она решила позвать на праздник всех своих друзей. Посмотрите какие красивые пригласительные сделала она. Вот только я никак не могу понять, кого же она хочет пригласить, изображение такое маленькое! Что поможет увеличить его?
- Посмотрите на изображении через лупу и скажите, кого хочет позвать кошка на день рождения.
- У кошки много хлопот, нужно дома порядок навести, угощение приготовить. Ей одной не справиться. Давайте поможем Соне: пока она домашними делами заниматься будет, мы приглашения отнесём.
| Детям предлагается посмотреть на изображение животного (его тени) через лупу, и сказать «Кого хочет пригасить кошка на день рождения»
- Лупа
- Кошка хочет позвать на день рождения корову.
…. козу.
…. лошадь.
…. свинью.
….. кролика.
….. овцу.
…. собаку.
| 2.3
3 мин.
| Развитие логического мышления, зрительного анализа и синтеза
- Где можно встретить домашних животных?
- Ферма далеко. Послушайте загадку и отгадайте, что поможет нам добраться до фермы как можно скорее.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
- Дети, наш автобус сломался. Помогите мне починить его, выберете нужные детали и соедините их прищепками.
- Посмотрите, в нашем автобусе уже есть пассажиры. Кто это?
| -Домашних животных можно встретить на ферме.
-Это автобус, он длинный, перевозит много людей, его заправляют бензином.
Дети выбирают походящие части автобуса и скрепляют их между собой с помощью прищепок.
- Это котята.
| 2.4
1 мин.
| Развитие навыков словообразования
- Котята решили нам помочь, они поедут на ферму вместе с нами. Давайте познакомимся с ними!
- Этот котёнок белый, как снег. Как его зовут?
- Этот котёнок мягкий, как пух. Как его зовут?
- Этот котёнок серый, как дым. Как его зовут?
| - Снежок.
- Пушок.
- Дымок.
| 2.5
1 мин.
| Физминутка Железновы «Автобус»
- Молодцы, вы починили автобус, познакомились с котятами и теперь нам пора отправляться на ферму.
| Дети выполняют движения вместе с логопедом под музыку.
| 2.6
3 мин.
| Образование множественного и единственного числа существительных родительного падежа, овершенствование умения образовывать существительные обозначающие жилище домашних животных, развитие зрительного восприятия.
- Вот мы и приехали!
- Посмотрите, кого вы видите в этом жилище?
- Как называется их жилище?
- Кого вы видите в этом жилище?
- Как называется их жилище?
И так далее: лошадь и жеребята, овца и ягнята, кролик и крольчата, коза и козлята.
- Кто живёт в этом жилище?
- Как называется её жилище?
- Кого не хватает в свинарнике.
| Деи рассматривают зашумлённые изображения и называют, кто живёт в доме.
- Я вижу корову и телят
- Коровник.
- Я собаку и щенят.
- Будка.
- В этом доме живёт свинья.
- Свинарник.
- Не хватает поросят.
| 2.7
2 мин.
| Употребление в речи простых предлогов, согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
- Свинья не сможет пойти на день рождения к кошке, пока не найдёт поросят. Давайте поможем свинье. Скажите, где вы видите поросят?
| Поросёнок спрятался под яблоней.
Поросята купаются в луже.
Поросёнок стоит за забором.
Поросёнок стоит у корыта.
Поросёнок стоит около колодца.
Поросёнок стоит на будке.
| 2.8
1 мин.
| Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
- Давайте сосчитаем, всех ли поросят мы нашли?
| Один поросёнок, …, семь поросят.
| 2.9
1 мин.
| Образование глаголов.
- Пришли животные в гости и стали поздравлять именинницу.
Собака – (гав-гав)
Корова – (му-му)
Лошадь – (иго-го)
Коза – (ме-ме)
Свинья – (хрю-хрю)
Овца – (бе-е-е)
А кошка им в ответ: «Мяу-мяу»… Спасибо, гости дорогие!
| Собака гавкает (лает).
Корова мычит.
Лошадь ржёт.
Коза мекает.
Свинья хрюкает.
Овца блеет.
Кошка мяукает.
| 2.10
2 мин.
| Образование творительного падежа существительных, развитие мелкой моторики, развитие прослеживающей функции глаза.
- Рада кошка Соня гостям. Каждому особое угощение приготовила. Подтяните картинку к себе, прокручивая карандаш указательными и большими пальцами. Назовите, чем угостила кошка Соня ваших животных.
Внимательно следите глазками за передвижением картинки.
- Чем угостилась кошка Соня?
| Ребёнок наматывает нитку на палочку, прокручивая её указательным и большим пальцами. Следит за передвижением карточки. Когда картинка оказывается рядом с ребёнком, проговаривает ответ.
Кошка угостила козу капустой.
Кошка угостила собаку косточкой.
Кошка угостила свинью картофелем.
Кошка угостила лошадь яблоком.
Кошка угостила кролика морковкой.
Кошка угостила корову травой.
Кошка угостилась молоком.
| 2.11
2 мин.
| Образование притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия
-Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Хотите посмотреть, что получилось?
- Помогите мне разобраться, части тела каких животных есть на фотографии?
Чей это хвост?
Чья это голова?
Чьё это туловище?
Чьи это уши?
Чьи это лапы?
Чьё это вымя?
-Теперь понятно кто есть на общей фотографии.
| Детям нужно определить, чьи части тела есть на фотографии.
Это кошачий хвост.
Это лошадиная голова.
Это овечье туловище.
Это кроличьи уши.
Это собачьи лапы.
Это коровье вымя.
| 3
1 мин.
| Итог занятия
- У кошки Сони получился чудесный праздник. И вы ей в это очень помогли. Какие задания вы выполнили?
- Мне сегодня понравилось, как занималась Варя… и т.д.
- Кошка Соня и вас приглашает на праздник!
| Оценивается работа всей группы и каждого ребёнка по отдельности.
| |
|
|