|
Протокол № от Приказ № от 2013 г. 2013 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащёвка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ
села Фащёвка
___________(Т. В. Папина)
___________(А. В. Коробов)
Протокол №_______от Приказ №_______от
«_____» _______________2013 г. «_____» _______________2013 г.
Рабочая программа
по математике
для
5 класса
МБОУ СОШ с. Фащёвка
на 2013 – 2014 уч. год
Учитель, реализующий учебный курс,
Басинских Любовь Алексеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
Целью изучения математики в 5 классе являются:
-формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математике;
-развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки,
-воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.
В ходе обучения математике по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- систематическое развитие понятия «числа»;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
- переводить практические задачи на язык математики;
- осуществление функциональной подготовки школьников;
- овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Теоретический материал курса излагается на наглядно - иллюстративном уровне, математические методы и законы сформулированы в виде правил. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
2 Нормативные документы.
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Документ изменен приказом № 69 от 31.01.2012
Документ изменен приказом № 39 от 24.01.2012
Документ изменен приказом № 427 от 19.10.2009
Документ изменен приказом № 320 от 31.08.2009
Документ изменен приказом № 164 от 03.06.2008
Приказа Министерства образования Российской федерации от 09 марта №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»
Приказа Министерства образования Российской федерации от 19.12.2012 г №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
Приказ УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год»
Приказ УОиН Липецкой области от 20.06.2013 г № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 года №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год»
Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка №134 от 26.08.2013 г «Об утверждении учебного плана»
Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка №136 от 25.08.2013 г «Об утверждении годового календарного учебного графика»
Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка №226 от 08.12.2009 г. «О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.И.Зубаревой, А. Г. Мордковича. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. Обоснование выбора авторской программы
Программа, взятая за основу при составлении рабочей программы, построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса расположен с учётом возрастных возможностей обучающихся. Программа предусматривает прочное усвоение учебного материала. Информация о внесённых изменениях
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел
| Количество часов в примерной программе
| Количество часов в рабочей программе
| Повторение курса математики 4 класса
| -
| 7
| Натуральные числа.
| 46
| 50
| Обыкновенные дроби.
| 35
| 49
| Геометрические фигуры.
| 20
| 25
| Десятичные дроби.
| 43
| 64
| Геометрические тела.
| 10
| 16
| Введение в вероятность.
| 4
| 8
| Обобщающее повторение.
| 12
| 19
| Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Определение места и роли учебного курса
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач. Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в 5 классе на базовом уровне в объеме 238 часов, в неделю 6 часов: 5 часов из федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений и 2 часа из регионального компонента.
Контрольных работ – 12, в том числе 1 входная контрольная работа и 1 административная.
Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса. Методы и формы обучения; основные методики изучения предмета; система контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. При формировании познавательной деятельности учащихся используется групповая, парная, лекционная, самостоятельная работа. С целью активизации познавательной деятельности используются:
- словесные методы: беседа, рассказ, лекция, объяснение;
- наглядные: демонстрации, натуральные объекты;
- практические занятия: распознавание и определение объектов, наблюдение, эксперимент.
- объяснительно-иллюстративный метод;
- проблемно-поисковый метод.
В обучении используется дифференцированный подход. Познавательная деятельность учащихся направлена на умения:
слушать, делать записи в процессе объяснения учителя, работать с книгой и с дополнительными источниками (таблицами, справочниками, опорными конспектами) проводить наблюдения, формировать выводы. Для реализации данного курса используются элементы педагогических технологий обучения (технологии на основе личностной ориентации, на основе активизации и интенсификации процесса обучения, на основе эффективности управления и организации учебного процесса, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения), которые подбираются для каждого конкретного класса, урока.
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения математики в основной школе, заложенным в программе И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича.
Ключевая компетенция
| Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
| Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)
| Способность и готовность:
- извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний;
- организовывать собственные приемы обучения;
- решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением
| Социально-трудовая компетенция
| Способность и готовность:
- включаться в социально-значимую деятельность;
- оперативно включаться в проекты;
- нести ответственность;
- внести свой вклад в проект;
- доказать солидарность;
- организовать свою работу.
| Коммуникативная компетенция
| Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- овладение навыками неконфликтного общения;
- способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
| Компетенция в сфере личностного определения
| Способность и готовность:
- критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровье, потреблением, а также окружающей средой.
|
Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Контрольные работы составлены с учётом обязательных результатов обучения.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде переводной экзаменационной работы.
В результате изучения курса ученик должен овладеть следующими понятиями:
Правильно употреблять термины ,связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичное и др.
- Переходить от одной формы записи числа к другой, (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты в виде десятичной дроби и т. д.)
- Сравнивать числа; понимать связь отношений "больше" и "меньше".
- Составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты.
- Составлять несложные буквенные выражения и формулы.
- Выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями.
- Находить площадь и объем простейших геометрических фигур и тел.
- Уметь находить степени чисел.
- Понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математически смежных областей знаний, практики.
- Решать текстовые задачи с помощью составления уравнении и пропорции.
Особенности методического аппарата учебников И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович « Математика – 5» и «Математика – 6» Мнемозина ( издание 2010г). Учебники полностью отвечают требованиям стандарта математического образования и опираются на тот минимум содержания, которые предлагают учебники для начальной школы.
Данные учебники практически не меняют перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5 – 6 классах. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число. Здесь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.
Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных учебников более существенные. Значительно увеличен по сравнению с традиционным курсом объем материала, посвященный пространственным фигурам. В 5 – 6 классах начинается целенаправленная работа по подготовке учащихся к изучению систематического курса геометрии.
Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе 5-6-го классов начинают формировать некоторые представления комбинаторики, теории вероятности и статистики. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОВТОРЕНИЕ – 7 ЧАСОВ ТЕМА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА ( 50 ч). Десятичная система счисления. Числовые и буквенные выражения. Прямая, отрезок, луч. Длина отрезка. Ломаная. Координатный луч, координаты точек. Округление натуральных чисел. Вычисления с помощью прикидки результата действия. Вычисления с многозначными числами. Прямоугольник. Формулы периметра, площади, пути. Законы арифметических действий. Уравнения. Упрощение выражений. Математический язык. Тематика контрольных работ
№
п/п
| Тема
| Время
| 1.
| Десятичная система счисления. Основные геометрические понятия
| 1 урок
| 2.
| Вычисления с многозначными числами
| 1 урок
| 3.
| Прямоугольник. Арифметические законы.
| 1 урок
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать / понимать:
понятия числовые и буквенные выражения; координатный луч; уравнение, корень уравнения; математический язык, математическая модель;
законы арифметических действий.
уметь:
выполнять арифметические действия с натуральными числами;
решать примеры на все действия с многозначными числами;
располагать числа на координатном луче;
сравнивать числа; округлять натуральные числа;
свободно владеть формулами нахождения периметра и площади прямоугольника;
решать задачи на движение.
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ ( 49 ч). Понятие обыкновенных дробей. Отыскание части от целого и целого по его части. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Действия с обыкновенными дробями. Окружность и круг. Тематика контрольных работ
№
п/п
| Тема
| Время
| 4.
| Обыкновенные дроби
| 1 урок
| 5.
| Действия с обыкновенными дробями
| 1 урок
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать / понимать:
понятия обыкновенная дробь, неправильная дробь, смешанное число; окружность, круг;
основное свойство дроби;
правила отыскания части от целого и целого по его части;
правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями;
правила умножения и деления обыкновенной дроби на натуральное число.
уметь:
выполнять деление с остатком;
переводить неправильную дробь в смешанное число и наоборот;
применять основное свойство дроби при сокращении дробей и приведение их к новому знаменателю;
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями, смешанных чисел;
выполнять умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число;
решать уравнения и задачи с применением дробей;
строить окружность заданного радиуса.
ТЕМА 3. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ( 25 ч). Угол. Сравнение и измерение углов. Биссектриса угла. треугольник. Площадь треугольника. Свойство углов треугольника. Расстояние. Перпендикулярные прямые. Свойство биссектрисы угла.
Тематика контрольных работ
№
п/п
| Тема
| Время
| 6.
| Геометрические фигуры
| 1 урок
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать / понимать:
понятия угол, развернутый угол, биссектриса угла; треугольник; расстояние между двумя точками, масштаб, расстояние от точки до прямой, перпендикуляр, взаимно перпендикулярные прямые, серединный перпендикуляр;
виды углов;
виды треугольников;
формулу площади треугольника;
основное свойство углов треугольника;
свойство серединного перпендикуляра;
свойство биссектрисы угла.
уметь:
строить углы и определять их вид;
сравнивать углы наложением и измерять при помощи транспортира;
вычислять площадь треугольника по формулам;
применять свойство углов треугольника при решении задач;
строить перпендикуляр и биссектрису треугольника.
ТЕМА 4. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ ( 64 ч). Понятие десятичных дробей. Действия с десятичными дробями. Степень числа. Среднее арифметическое, проценты.
|
|
|